Как стоимость капремонта аэродрома выросла с 12,2 до 23,9 млрд и что стало с авансом в 1 млрд тенге
29 марта Ratel.kz рассказал о проблемах с техническим обслуживанием военно-транспортных самолетов С-295, которые возникли у ВВС Казахстана из-за ковида и войны в Украине. Ситуация обратила на себя внимание из-за того, что в мае 2020 года произошло авиационное происшествие – у одного из бортов С-295 при перелёте из Астаны в Актобе возникли проблемы с передней стойкой шасси. Транспортник пришлось сажать на брюхо на военном аэродроме "Жетиген". К счастью, всё обошлось, и никто во время аварийной посадки не пострадал.
Как оказалось, в военном ведомстве имеются проблемы не только с техническим обслуживанием военно-транспортных самолетов С-295, но и с самим аэродромом "Жетиген", который нуждается не только в увеличении длины взлётно-посадочной полосы, но и в капитальном ремонте элементов поля.
Как госконтракт обрастал допиками
10 апреля 2020 года между РГУ "Главное управление военной инфраструктуры Вооруженных сил Республики Казахстан" министерства обороны Республики Казахстан и АО "К-Дорстрой" был заключен договор по капитальному ремонту элементов летного поля аэродрома "Жетиген" Илийского района Алматинской области. Сумма трёхлетнего контракта составила более 12,2 млрд тенге: в 2020 году исполнитель должен был выполнить работы на 137 млн, в 2021 – на 7 млрд и в 2022 – на 5 млрд.
13 апреля 2022 года было подписано дополнительное соглашение, согласно которому срок действия договора продлен до 30 ноября 2023 года, при этом на 2021 год финансирование не предусмотрено, а на 2022 год заложен бюджет в размере 3,45 млрд тенге.
10 октября 2022 года было заключено ещё одно дополнительное соглашение, продлившее срок действия договора уже до 30 ноября 2025 года, при этом объём финансирования был увеличен с 12,2 млрд до 23,9 млрд тенге: в 2020 году – 137 млн, в 2021 году – 0 тенге, в 2022 году – 1 млрд, в 2023 году – 3,91 млрд, в 2024 году – 4,61 млрд, в 2025 году – 14,24 млрд. Сроки выполнения работ на 2022, 2023, 2024 годы установлены 15 октября каждого года, срок сдачи объекта в эксплуатацию – май 2025 года.
Основанием для подписания второго допсоглашения стала корректировка проекта, инициированная в 2021 году Главным управлением военной инфраструктуры. В июле 2022 года скорректированный рабочий проект "Капитальный ремонт элементов летного поля аэродрома "Жетыген" Илийского района Алматинской области" получил положительное заключение РГП "Госэкспертиза". В результате и возникли основания для увеличения стоимости работ и сроков их выполнения.
29 июня 2022 года АО "К-Дорстрой" был выплачен аванс в сумме 1,036 млрд тенге.
АО "К-Дорстрой" был составлен, а Главным управлением военной инфраструктуры был утвержден график выполнения работ на 2022 год, согласно которому работы подлежали выполнению на общую сумму 3,454 млрд тенге: июль – 380 млн тенге, август – 903 млн тенге, сентябрь 1,695 млрд тенге.
В связи с нарушением графика производства работ со стороны АО "К-Дорстрой" 15 ноября 2022 года договор расторгнут Главным управлением военной инфраструктуры в одностороннем порядке.
Впрочем, может оно и к лучшему, что военное ведомство поспешило расстаться с таким поставщиком. Потому что ТОО "Международный аэропорт "Орал", где в 2015 году АО "К-Дорстрой" завершило строительство взлётно-посадочной полосы, до 2019 года занималось тем, что писало письма с требованиями исполнить гарантийные обязательства и устранить дефекты – шелушение поверхности, сколы кромок, раковины различного диаметра и нарушения в деформационных швах.
Почему с АО "К-Дорстрой" опасно иметь взаимоотношения
Прежде, чем мы расскажем вам о том, что происходило на судебном разбирательстве между Главным управлением военной инфраструктуры и АО "К-Дорстрой", хотим вкратце напомнить, что из себя представляет эта компания.
8 ноября 2022 года в Верховном суде состоялось заседание гражданской коллегии по ходатайству GP Gunter Papenburg AG и протесту генерального прокурора Республики Казахстан Берика АСЫЛОВА, которые касаются иска иностранной компании к АО "К-Дорстрой", которой долгое время руководили Зейнулла КАКИМЖАНОВ и его сын Ильхалид КАКИМЖАНОВ.
14 июля 2008 года между GP Gunter Papenburg AG и казахстанским АО "К-Дорстрой" был заключён договор о продаже доли акций: 450 214 акций или 30 процентов от общего числа за 3,6 млрд тенге. На тот момент это было примерно 19 млн евро.
31 июля того же года в счёт оплаты акций GP Gunter Papenburg AG перечислило 10 млн евро и 20 декабря 2009 года было зарегистрировано в качестве акционера АО "К-Дорстрой". Именно эта сделка и стала предметом многолетних судебных разбирательств. И побеждал в них неизменно экс-министр Какимжанов.
Так продолжалось ровно до 2021 года, когда постановлением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда от 19 января 2021 года договор купли-продажи был признан недействительным, а стороны были приведены в первоначальное положение. С АО "К-Дорстрой" в пользу GP Gunter Papenburg AG было взыскано 2 млрд тенге, с возложением обязанности возвратить 232 128 простых акций после исполнения решения. То есть в разы меньше, чем вложено.
Однако GP Gunter Papenburg AG не согласился с тем, что вместо 10 млн евро ему вернули всего 2 млрд тенге, и обратился с новым иском, в котором указал, что АО "К-Дорстрой" с 31 июля 2008 года (дата перечисления 10 млн евро) по 21 мая 2021 года (дата исполнения АО "К-Дорстрой" судебного постановления) неправомерно пользовался деньгами истца в результате их неосновательного приобретения. Сумму неустойки инвестор определил в сумме 3,6 млрд тенге.
Решением специализированного межрайонного экономического суда города Нур-Султана от 26 мая 2022 года в удовлетворении иска было отказано.
Постановлением судебной коллегии по гражданским делам суда города Нур-Султана от 27 июля 2022 года решение суда оставлено без изменения.
Коллегия Верховного суда по протесту генерального прокурора посчитала, что местные суды неправильно пришли к выводам о том, что основания возникновения обязанности по уплате неустойки неприменимы к правоотношениям, возникшим между истцом и ответчиком: "В данном случае сделка, заключенная между сторонами, признана недействительной, и стороны приведены в первоначальное положение. Тем самым, по правилам пункта 2 статьи 958 ГК, на сумму неосновательного денежного обогащения подлежит начислению неустойка за пользование чужими деньгами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денег. Таким образом, анализ обстоятельств спора и требований закона свидетельствует об обоснованности доводов ходатайства и протеста".
"Решение специализированного межрайонного экономического суда города Нур-Султана от 26 мая 2022 года и постановление судебной коллегии по гражданским делам суда города Нур-Султана от 27 июля 2022 года по данному делу изменить. Взыскать с АО "К-Дорстрой" в пользу компании "ГП Гюнтер Папенбург Акциенгезелльшафт" (GP Gunter Papenburg AG) неустойку в сумме 3 500 350 089 тенге, в возврат государственной пошлины 157 515 754 тенге, расходы по оплате услуг представителей 4 244 691 тенге", - постановила коллегия по гражданским делам Верховного суда 8 ноября 2022 года.
Про все эти похождения семейки Какимжановых очень подробно писал на Ratel.kz наш коллега Геннадий БЕНДИЦКИЙ. 4 апреля 2017 Медеуский районный суд Алматы вынес решение по иску экс-министра финансов Какимжанова и его сына к интернет-порталу Ratel.kz и журналу Forbes.kz и взыскал с ответчиков 50 млн 200 тыс. тенге: 27 млн 900 тыс. - в пользу Зейнуллы Какимжанова и 22 млн 300 тыс. тенге – в пользу Ильхалида Какимжанова. Судебный процесс проходил в закрытом режиме, а обеим редакциям и сотрудникам редакций судья запретил освещать процесс, включая обращения в СМИ и комментирование в социальных сетях.
Согласно решению, издатель сайта Forbes.kz - ТОО "United Media Group" и заместитель главного редактора издания Александр ВОРОТИЛОВ выплатили Какимжановым 16,5 млн тенге; издатель интернет-портала Ratel.kz - ТОО "ИТАЮ", главный редактор издания Марат АСИПОВ, журналисты Геннадий Бендицкий и Сапа МЕКЕБАЕВ – 26 млн 900 тыс. тенге. Бывший гендиректор ТОО "Автодорсервис" Виталий ПРОЦЕНТОВ выплатил 6 млн 800 тыс. тенге в пользу истцов.
Суд посчитал, что 13 публикаций, опубликованных интернет-порталом Ratel.kz, не соответствуют действительности, а потому должны быть опровергнуты и удалены. Forbes.kz также был вынужден опровергнуть сведения, изложенные в девяти публикациях, и полностью удалить с сайта и аккаунтов издания в социальных сетях 10 публикаций.
Кому и сколько должно АО "К-Дорстрой"
Самое интересное, что решение коллегии Верховного суда в пользу компании "ГП Гюнтер Папенбург Акциенгезелльшафт" (GP Gunter Papenburg AG) до сих пор не исполнено.
Непонятно, чем руководствовалось Главное управление военной инфраструктуры, когда заключало, а главное - продлевало контракт с увеличением суммы в два раза с АО "К-Дорстрой", ведь проблемы у компании начались гораздо раньше, чем генеральный прокурор вступился за иностранного инвестора.
Согласно сайту adata.kz, по состоянию на 30 марта 2023 года на АО "К-Дорстрой" и его руководителя Валерия ЛАЗАРЕВА наложено огромное количество обременений и арестов.
У АО "К-Дорстрой" значится 904 ареста на банковские счета, 713 арестов на имущество, 26 арестов на регистрационные действия физических и юридических лиц, 49 арестов на нотариальные действия.
По исполнительным производствам АО "К-Дорстрой" должно более 4,134 млрд тенге, причём первые взыскания пошли с июля 2022 года. По таможенным и налоговым платежам – 286 млн тенге.
За Лазаревым значится задолженность в сумме более 370 млн тенге. Задолженность стала копиться с октября 2022 года. На него также наложено ограничение на выезд из Казахстана.
Судя по финансовому состоянию АО "К-Дорстрой", шансы у Главного управления военной инфраструктуры вернуть аванс в сумме 1 млрд тенге крайне мизерные. Об этом можно судить даже по последнему аудиторскому отчёту за 2021 год, о котором мы расскажем в следующей публикации.
Фото Григория Беденко.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!