Убытки City Transportation Systems в 2020 году выросли до105 млрд тенге, а долги - до 206 млрд
В апреле Ratel.kz писал о том, что нынешний оператор "Астана LRT" - ТОО "City Transportation Systems" в мае 2021 года планирует начать работу по привлечению инвестиций. На услуги финансовых организаций по размещению ценных бумаг на внешних рынках хотят потратить из бюджета столицы сумму, эквивалентную 1,5 млн долларов (682,6 млн тенге).
Общая сумма размещения должна составить не менее 1 млрд долларов США одной или несколькими эмиссиями. При этом рассматриваются варианты размещения ценных бумаг и в других иностранных валютах, например, в евро, со сроками обращения в 5, 7 и 10 лет. Выпущены они будут под гарантии Республики Казахстан.
Оплата услуг по организации выпуска ценных бумаг будет осуществляться путем оплаты комиссии, которая не должна превышать 0,13%, и рассчитываемой в процентном соотношении от объема выпущенных и размещенных ценных бумаг.
Крометого, ТОО "City Transportation Systems" собиралась приобрести услуги юридических советников эмитента на сумму 247,5 млн тенге. Потенциальный поставщик должен был оказать правовую поддержку заказчика в отношении дебютного выпуска и размещения на внешних рынках капитала долговых эмиссионных ценных бумаг– еврооблигаций, регулируемых правом Англии и обеспеченных государственной гарантией Республики Казахстан. Как указано в техспецификации, еврооблигации планируются к листингу и размещению на Лондонской фондовой бирже (London Stock Exchange) или Ирландской фондовой бирже (Irish Stock Exchange), а также на бирже МФЦА – Astana International Exchange.
Одним словом, общие затраты на проведение эмиссии ценных бумаг на внешних рынках в 2021 году должны составить более 930 млн тенге. Огромная сумма с учётом того, что финансовые показатели ТОО "City Transportation Systems" оставляют желать лучшего. Согласно финансовым документам, государство вложило в строительство LRT уже 252 млрд тенге. При этом убытки предприятия составили в 2019 году 78 млрд, ещё 185 млрд тенге – долги перед кредиторами. По итогам 2020 года показатели ухудшились – убытки выросли до 105 млрд, а долги перед кредиторами - до 206 млрд.
На конкурс по услуге юридического советника эмитента заявку подало только ТОО "Дентонс Казахстан", которое согласилось выполнить работу за 198 млн тенге. То есть на 49,5 млн меньше, чем просило ТОО "City Transportation Systems". ТОО "Дентонс Казахстан" было допущено к конкурсу, однако из-за отсутствия других предложений, он был признан несостоявшимся.
В конкурсе по организации процедур выпуска облигаций на рынке ценных бумаг приняли участие две организации - АО "Sky Bridge Invest" и АО "Halyk Global Markets". АО "Halyk Global Markets" выставило цену за свои услуги в 537,3 млн тенге, что на 143,3 млн ниже заявленной организатором. АО "Sky Bridge Invest" предложило оказать услуги за 552,5 млн тенге, то есть на 128,1 млн меньше объявленной в конкурсе.
Однако Sky Bridge Invest конкурсная комиссия признала не соответствующим квалификационным требованиям - в сведениях о квалификации потенциального поставщика прикреплен договор субаренды, а согласно правил осуществления государственных закупок, «не допускается представление электронной копии договора субаренды материальных ресурсов».
Будут ли конкурсы объявлены повторно – пока неизвестно.
Между тем в пятницу, 28 мая, в Нур-Султане был оглашён приговор семи подсудимым, которых следствие признало виновными в хищениях при строительстве линий ЛРТ на сумму 5,8 млрд тенге.
На скамье оказались: бывший начальник Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог столицы Рашид АМАНЖОЛОВ, бывший депутат и секретарь маслихата Нур-Султана Жанат НУРПИИСОВ, экс-председатель правления АО "Astana Innovations" Талгат АШИМ, а также сотрудники предприятий Улугбек АЧИЛОВ, Тимур КАСАБАЕВ, Дулат МУСЕНОВ и Даурен АБДЫХАМИТОВ. Суд приговорил их к различным срокам лишения свободы – от 7 до 11 лет. При этом они должны в долевом порядке выплатить ТОО "City Transportation Systems" материальный ущерб в сумме 5,8 млрд тенге в рамках гражданского иска.
Впрочем, рассчитывать на то, что эта сумма будет взыскана с подсудимых быстро, не приходится. К примеру, 257,6 млн долларов, которые зависли в банке в АО "Банк Астаны" и переданы по договору цессии сначала в АО "Фонд проблемных кредитов", а затем в ТОО "City Transportation Systems", за два года так и не взысканы с должников банка. При том, что многие из должников – работающие предприятия, способные в разумные сроки закрыть долги.
Фото: Sputnik/Абзал Калиев.