Почему это происходит медленно, и для чего в этом деле столько посредников
ТОО "City Transportation Systems", в которое в июне 2020 года было перерегистрировано ТОО "Астана LRT", активно готовится начать работу по привлечению инвестиций для оператора проекта. Ratel.kz обязательно вернётся к этой теме, как только будет ясно, какая организация будет заниматься размещением ценных бумаг на внешних рынках для завершения скандального проекта ЛРТ в столице.
Напомним, на услуги финансовых организаций по размещению ценных бумаг на внешних рынках планируется потратить из бюджета столицы сумму, эквивалентную 1,5 млн долларов. Общая сумма размещения должна составить не менее 1 млрд долларов США одной или несколькими эмиссиями. При этом рассматриваются варианты размещения ценных бумаг и в других иностранных валютах, например, в евро, со сроками обращения в 5, 7 и 10 лет. Выпущены они будут под гарантии Республики Казахстан.
Между тем чиновники всех уровней неоднократно упоминали, что значительная сумма средств ТОО "Астана LRT" оказалась похороненной на счетах АО "Банк Астаны". В аудиторском отчете компании за 2019 год можно найти следующую запись: "По состоянию на 31 декабря 2019 года прочая дебиторская задолженность включала сумму 736,985 млн тенге, которая является задолженностью АО "Банк Астаны", допустившего дефолт.
По состоянию на 31 декабря 2018 года прочая дебиторская задолженность включала сумму 92,918 млрд тенге (257,6 млн долларов США), переданную от АО "Банк Астаны", допустившего дефолт, перед АО "Фонд проблемных займов". В 2019 году "Фонд проблемных займов" погасил часть долга в размере 4,289 млрд тенге (11,209 млн долларов США). В 2019 году Компания, "Фонд проблемных займов" и АО "Банк Астаны" заключили договор о компенсации, в соответствии с которым "Фонд проблемных займов" передал Компании права требования на общую сумму 88,875 млрд тенге".
Счётный комитет в своём отчёте отдельно рассмотрел вопрос целесообразности этой суммы. Дело в том, что руководство ТОО "Астана LRT" в сентябре 2016 года при отсутствии утвержденного графика строительных работ и без фактической потребности подало заявку на получение очередного транша внешнего займа в сумме 257,6 млн долларов. Как раз та сумма, которая и зависла в банке. Транш поступил в декабре 2016 года на счет в АО "Банк Астаны". При этом счётный комитет обнаружил, что ТОО "Астана LRT" в нарушение Бюджетного кодекса и условий соглашения о ведении счетов передало 257,6 млн долларов АО "Банк Астаны" во временное пользование под 5,3% годовых с получением вознаграждения 16,9 млн долларов, изменив назначение счета ссудного фонда на банковский вклад. При этом затраты за пользование займом составили 32,3 млн долларов. То есть в два раза ниже, чем полученные проценты.
В распоряжении Ratel.kz оказались документы, которые раскрывают схему, упомянутую в аудиторском отчёте.
Договор об уступке прав требования №106 был заключён 22 августа 2018 года между АО "Банк Астаны", АО "Фонд проблемных кредитов" и крупным акционером АО "Банк Астаны" Олжасом ТОХТАРОВЫМ. Мы не будем размещать сам документ. Скажем лишь, что в нём оговорены детали передачи прав требований порядка 40 крупных и ликвидных должников АО "Банк Астаны" к АО "Фонд проблемных кредитов". Но с одной важной оговоркой – в счёт погашения задолженности перед ТОО "Астана LRT". При этом обозначен срок – три года с момента заключения договора. Если до 22 августа 2021 года долги перед ТОО "Астана LRT" не будут погашены за счёт взыскания средств с дебиторов банка, то банк обязан погасить оставшуюся сумму за счёт собственных средств, если к тому времени будет существовать как юридическое лицо. В противном случае это должен сделать акционер – Олжас Тохтаров.
В целом же "Фонду проблемных кредитов" в 2018 году перешли права требования к 56 должникам на общую сумму 126,4 млрд тенге и обязательства АО "Банк Астаны" перед кредиторами на сумму 100,1 млрд тенге.
Как видим из аудиторского отчёта, за 2019 год удалось погасить лишь 4,2 млрд тенге долга АО "Банк Астаны" перед ТОО "Астана LRT" из имевшихся 92,9 млрд. То есть весьма мизерную сумму.
При этом упоминается, что в 2019 году между ТОО "Астана LRT", АО "Банк Астаны" и АО "Фонд проблемных кредитов" заключён ещё один документ – договор №421 о предоставлении отступного. По нему уже АО "Фонд проблемных кредитов" передал ТОО "Астана LRT" права требования к длинному списку должников АО "Банк Астаны" на 133,8 млрд тенге.
В этом документе указано ТОО "Mark Truman". В декабре 2018 года между АО "Фонд проблемных кредитов", ТОО "Mark Truman" и Тохтаровым был заключен договор доверительного управления. Согласно ему, фонд наделяет правом это ТОО за вознаграждение осуществлять управление переданными ему правами требования, которые были уступлены в пользу Фонда по договору цессии с АО "Банк Астаны" от 22 августа 2018 года.
Среди компаний, которые фигурируют в договоре об уступке прав требования, значится собственник Павлодарского пивоваренного завода – ТОО "Жана Роса". В сентябре 2016 года между АО "Банк Астаны" и ТОО "Торговый Дом ЭкоФуд" была открыта кредитная линия на 350 млн тенге, где гарантом выступило ТОО "Жана Роса".
В феврале 2021 года арбитражным решением с ТОО "Торговый Дом ЭкоФуд" и ТОО "Жана Роса" было взыскано в пользу ТОО "City Transportation Systems" 259 млн тенге. Любопытная деталь: по договору займа ТОО "Жана Роса" принимает на себя полную солидарную ответственность перед банком и обязуется произвести в течение трех дней полную оплату всей задолженности ТОО "Торговый Дом ЭкоФуд" перед АО "Банк Астаны" в случае нарушения любого из своих обязательств. Но в исковом заявлении в арбитраж ТОО "City Transportation Systems" указывает, что ТОО "Торговый Дом ЭкоФуд" и ТОО "Жана Роса" 14 августа 2018 года не исполняют своих обязательств и уклоняются от уплаты основного долга и процентов по займу. При этом АО "Банк Астаны" был лишён банковской лицензии лишь 19 сентября 2018 года.
Таким образом ТОО "Торговый Дом ЭкоФуд" и ТОО "Жана Роса" получили возможность в течение более двух лет использовать заёмные средства в сумме 259 млн тенге. Но в сентябре 2018 года доллар стоил 339 тенге, а в 2021 – 428 тенге. Не считая возможности извлекать доход от использования займа.
Ещё больше удивляет тот факт, что ТОО "City Transportation Systems" озаботилось взысканием задолженности с этих компаний лишь в 2021 году, хотя ТОО "Жана Роса" как гарант и действующее предприятие могло выплатить задолженность ещё в 2019 году после уступки прав. Как минимум пришлось бы занимать на внешних рынках почти на 1 млн долларов меньше, чтобы погасить обязательства ТОО "Астана LRT" перед кредиторами. Отдельно стоит отметить, что из-за нерасторопности ТОО "City Transportation Systems" часть добровольных залогодателей АО "Банк Астаны" не смогли воспользоваться имуществом, на которое был наложен арест.
Сколько ещё фирм в реестре уступки прав требования, которые вовремя взяли кредит в АО "Банк Астаны" и не спешили с их возвратом после отзыва у него лицензии, – отдельная история для расследования.
Фото: Sputnik/Абзал Калиев.