
Суд удивило странное игнорирование ими предписания госаудита при закупке компьютеров
В августе 2019 года КГУ "Управление образования города Алматы" на основании итогов государственных закупок, проведённых открытым конкурсом, заключило с ТОО "Фирма Казинтерсервис" (с января 2023 года переименовано в ТОО "Qazinterservice" - С.П.) договор на поставку компьютеров в комплекте - моноблоков - в количестве 2000 штук на общую сумму 392 млн тенге. Срок поставки был обозначен в течение 70 календарных дней с даты подписания договора, то есть до 14 октября 2019 года. Оплата должны была производиться по факту поставки и проверки техники.
3 октября 2019 года между сторонами заключено дополнительное соглашение к договору, по условиям которого ТОО "Qazinterservice" приняло обязательство дополнительно к 2000 поставить ещё 40 штук моноблоков на сумму 7 840 000 тенге в срок до 15 декабря 2019 года. В итоге общая сумма договора составила 399 840 000 тенге.
14 ноября 2019 года ТОО "Qazinterservice" поставило товар на сумму 392 000 000 тенге.
24 декабря 2019 года ТОО "Qazinterservice" поставило товар на сумму 7 840 000 тенге.
КГУ "Управление образования города Алматы" поставленный товар оплатило в полном объеме в размере 399 840 000 тенге.
30 ноября 2021 года КГУ "Ревизионная комиссия по городу Алматы" в ходе проведения государственного аудита эффективности реализации государственной политики в сфере образования, а также использования бюджетных средств и активов государства, выявило нарушения законодательства о государственных закупках: КГУ "Управление образования города Алматы" не обеспечено взыскание неустойки с ответчика в размере 17 671 300 тенге за просрочку в поставке товара на 30 календарных дней.
3 февраля 2023 года КГУ "Управление образования города Алматы" обратилось в Специализированный межрайонный экономический суд города Алматы с иском к ТОО "Qazinterservice" и на основании заключения Ревизионной комиссии попросило взыскать с поставщика неустойку.
ТОО "Qazinterservice", разумеется, в суде заявило, что в ходе принятия товаров каких-либо нареканий со стороны управление образования к нему не поступало, иск о признании ответчика недобросовестным участником государственных закупок не подавался, а потому попросило суд применить срок исковой давности и отказать в иске. В ходатайстве ТОО "Qazinterservice" указало, что "срок исковой давности начал течь со дня, когда КГУ "Управление образования города Алматы" должно было узнать о нарушении права, то есть с 14 октября 2019 года".
В суде было установлено, что претензию КГУ "Управление образования города Алматы" в адрес ТОО "Qazinterservice" за исх. №09-2/1262 от 29 декабря 2022 года была сдана в АО "Казпочта" для дальнейшего вручения ТОО 9 января 2023 года. 12 января 2023 года претензия КГУ "Управление образования города Алматы" была вручена ТОО "Qazinterservice" курьером АО "Казпочта".
"Суд принимает во внимание приведенные ответчиком доводы и считает, что истцом пропущен срок исковой давности, при этом ходатайств о его восстановлении по уважительным причинам суду не предъявлялось. Доводы истца о том, что срок исковой давности исчисляется с даты аудиторского отчета Ревизионной комиссии №1 от 30 ноября 2021 года, суд считает несостоятельными, поскольку истцу о нарушении условий договора со стороны ответчика было известно с 14 октября 2019 года, так как в этот день истек срок поставки товара по договору. Более того, истец обратился в суд с иском только 3 февраля 2023 года, тогда как аудиторский отчет ревизионной комиссии был составлен еще 30 ноября 2021 года, то есть по истечении одного года. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что иск подлежит отказу в удовлетворении в полном объеме", - указано в решении суда от 4 апреля 2023 года.
Решение пока не вступило в законную силу.
Но праздновать победу в суде ТОО "Qazinterservice" рано не только по этой причине.
Дело в том, что суд посчитал необходимым сообщить прокурору города Алматы о допущенных нарушениях со стороны чиновников управления образования для принятия мер прокурорского реагирования.
"В судебном заседании установлено, что истцу о нарушении обязательства стало известно 14 октября 2019 года, однако в нарушение требований законодательства о государственных закупках истец не обратился своевременно с иском о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок и взыскании суммы неустойки. Более того, истец обратился в суд с иском только 3 февраля 2023 года, тогда как аудиторский отчет Ревизионной комиссии был составлен ещё 30 ноября 2021 года, то есть по истечении одного года. Основанием для отказа в иске послужил пропуск истцом срока исковой давности ввиду позднего обращения в суд.
По мнению суда, если бы истец обратился в суд с иском незамедлительно, после получения аудиторского отчета ревизионной комиссии, сроки обращения в суд не были бы пропущены. Суд считает, что данное обстоятельство свидетельствует о наличии нарушений со стороны истца требований антикоррупционного законодательства Республики Казахстан, а также норм законодательства в сфере государственных закупок, создающим условия для коррупции", - указано в частном определении.
Ответ на частное определение прокурору предписано ждать суду не позднее одного месяца: "О принятых мерах необходимо не позднее чем в месячный срок сообщить в специализированный межрайонный экономический суд города Алматы. Несообщение о принятых мерах влечет административную ответственность в соответствии с законом. Наложение административного взыскания не освобождает соответствующих лиц от обязанности сообщить о мерах, принятых по частному определению суда".
Впрочем, если прокуроры забудут об этом, Ratel.kz непременно напомнит им после 4 мая о том, что бороться с коррупцией в сфере госзакупок – их прямая обязанность. Тем более, что сотрудники ТОО "Qazinterservice" и аффилированные с ним лица уже были не просто замечены в совершении коррупционных правонарушений, но и осуждены за это на длительные сроки.
Фото: yandex.kz.