Как туристы штурмом берут туристические объекты
В начале октября мы отправились с экскурсией по Старому городу. Октябрь вообще прекрасное время для прогулок, а тут еще был повод – День города, который, конечно же, в Алматы растянулся на весь сентябрь и начало октября. И это замечательно, что день длился так долго, ибо наш город многогранный, невероятно талантливый и исторически разнообразный. И за один день показать все его достоинства совершенно невозможно.
Кстати, за месяц тоже. Но месяц все-таки лучше для этого подходит, чем день. Были за этот месяц концерты, флешмобы, выставки и много чего еще.
Ну а мы делали то, что умеем – экскурсии, демонстрируя горожанам и гостям города во всей его красе. А экскурсия по старым городским кварталам на это время пришлась неслучайно. История современного города началась 30 сентября, в день "святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии – покровительниц Семиречья". И именно тогда случилось освящение Верненской крепости. Это тоже часть истории города. Нравится она кому-то или нет - совершенно неважно. Все это уже случилось, и вычеркнуть этот факт из городской летописи не удастся. Есть документы.
А Андрей СВИРИДОВ, краевед и журналист, который традиционно проводит в конце сентября - начале октября подобную экскурсию "для своих", предложил объединить усилия. А в наш маршрут внести и саму Верненскую крепость, ибо там сохранились самые ранние из сохранившихся построек города. О самой крепости вот тут.
Идея была замечательная. Многие горожане никогда не бывали в крепости - она не очень-то открыта для посещения туристами. А место это интересно не только старыми постройками, но и всевозможными деталями деревянного строительства. Можно увидеть интересные стыковые соединения деревянных блоков (частей?), старинные еще кованые гвозди, конструкции, сейчас уже неприменяемые и даже забытые. А еще на старых зданиях сохранились автографы прежних обитателей крепости – солдат, стоявших тут на посту в разное время существования объекта.
Сразу прошу прощения за небольшое количество фотографий и их однообразность. Не было времени снимать, мы же воевали. Но на них эти детали как раз и видны, если присмотреться…
И я решила рискнуть и попробовать организовать туда тур. Но не идти наобум, решая на месте, пустят нас туда или нет, а подготовиться. Попросила помощи у Вагиды САЛИМОВОЙ, коллеги-гида и члена городского Общественного совета. Она узнала в акимате о доступности этого места, уточнила, пустят ли нас туда. В акимате сказали, что есть закон, который обязывает предпринимателей, чей бизнес расположен в исторических зданиях, давать к ним доступ. Вагида даже связалась с руководством "Алматы Тазалык", которое сейчас базируется на территории крепости. Руководство подтвердило: "приходите, препятствий не будет". Но они случились...
На проходной предприятия нас встретил охранник, и встретил совершенно нелюбезно. Демонстративно перед нашими носами закрыл шлагбаум и сообщил, что вход на территорию запрещен. Тон, манера поведения и даже внешний вид его был далек от того самого гостеприимства, которым мы так гордимся, презентуя Казахстан на международной туристической арене. Хорошо, что туристы попались все понимающие и не очень чувствительные к хамству. На недружелюбный тон охранника особого внимания не стали обращать, ведь цель у нас была не скандал, а крепость, и отступать мы не собирались.
Мы вполне себе мирно пытались объяснить, что есть закон, позволяющий нам зайти на территорию крепости, но он от бумажки отмахнулся. Закон этот, похоже, писан не для охранников вот таких предприятий. Мы просили позвать руководство: нет невозможно. Позвонить - тоже нельзя.
Мы не отступали, стояли решительным фронтом. Охранник тоже не сдавался, ему на помощь подтянулись его коллеги, чужие "свои". Разговор стремительно падал на уровень базарного. Наши оппоненты пустили в ход хамство и прочие запрещенные приемчики. Фото и видео есть, но не хочется так мелко мстить. Потому что цель у меня не наказать охранника, а совсем иная – добиться исполнения закона.
А я подумала о том, как далеки наши хорошие законы от практического их применения. Законом же все давно определено, надо только выполнять.
А вот как это выполняется, я каждый день вижу. Никак!
Памятники истории у нас (и я сейчас не только про Крепость), совершенно недоступны туристам. Я сейчас не про те дома, где сейчас музеи и театры (к примеру, Кукольный театр и Музей музыкальных инструментов, которые расположены в изрядно переделанных зданиях верненского периода или театр им. Ауэзова, или ТЮЗ им. Сац – это все памятники истории и культуры). Туда можно зайти, купив билет.
Я про те исторические места, в которых находятся всевозможные предприятия нетуристического профиля: здание купца Филиппова и бывшее Верненское училище (в них сейчас офисы Казреставрации). Или бывшие корпуса гимназии, которые и сейчас здания учебных заведений. Или дом Баума, который, не смотря на весь ажиотаж вокруг него (вот тут), как стоял неприступный, так и стоит. И на экскурсиях мы прыгаем у забора, чтобы хоть что-то разглядеть… Или дом купца ШАХВОРОСТОВА, который по-прежнему обнесен забором, как и в бытность размещения там американского посольства… Список этот можно дополнять и дополнять. Он почти бесконечен.
На все эти здания сейчас можно смотреть только со стороны, войти внутрь – не-не, нельзя.
Да, есть у нас законы, которые говорят можно. Но на деле каждый суслик, ой, охранник считает своим долгом предотвратить экскурсию на вверенном им объекте.
То есть мирное предприятие, занимающееся мирным делом (в случае с крепостью - уборкой городских улиц), он считает военным космодромом, а в туристах видит врагов - террористов.
Переубедить такого человека нельзя. Ему нужен приказ руководства, желательно большими буквами на бумаге. И с печатью.
Но нам повезло. Кто-то (не охранник) таки позвонил руководителю предприятия, и нам разрешили зайти на территорию. На пять минут и с сопровождением. Против сопровождающего мы ничего не имели. Пусть посмотрит, что мы не лазутчики с конкурирующего предприятия или, не дай бог, шпионы вражеского государства. Ну а заодно пусть послушает гидов (Андрея и меня) и узнает, что же, собственно, тут находится.
Мы ходили десять. Увидели и конюшню, и казарму, и офицерские домики. Они обнесены забором, закрыты на замок и внешне выглядят неплохо. Так что экскурсия состоялась.
Уходя, мы поблагодарили охрану, охраняется место очень хорошо, никто сюда не проникнет.
По пути сфотографировали еще одно историческое здание крепости. Его нет в списках исторических памятников, и оно находится на территории другой организации (какой, я так и не выяснила).
А вечером я написала пост в Фейсбуке, пожаловалась. Реакция моих френдов и подписчиков была однозначной и солидарной с законом. Памятники истории должны быть нам доступны.
Вышла на связь Светлана СПАТАРЬ из экологического общества "Зеленое спасение". Человек, болеющий душой за сохранение таких вот объектов, прислала уточненную информацию:
"В соответствии с Приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 15 апреля 2020 года № 91 Об утверждении Правил предоставления в пользование памятников истории и культуры и доступа к ним. В соответствии с пунктом 13 Правил:
Собственники и пользователи памятников истории и культуры осуществляют деятельность по их сохранению и обязаны соблюдать условия содержания памятника истории и культуры путем:
1) Принятия мер по обеспечению сохранности памятников истории и культуры;
2) Обеспечения доступа к памятнику истории и культуры в научных, образовательных, туристских, информационных и воспитательных целях в порядке и пределах, устанавливаемых договорами с местными исполнительными органами".
И добавила от себя: в правила поправки не вносили. Требования все те же. Я проверила.
Вот пункт №2 мой мыслительный процесс немедленно направил в другое русло. "А есть ли у наших местных исполнительных органов договора с собственниками и пользователями памятников?", - стала думать я. И кто должен этим заниматься: составлять и подписывать договора? Понятно, что не я. Но кто? Вопрос повис в воздухе.
А еще через пару дней состоялся круглый стол на важную для меня тему: "Сохранение культурно - исторических памятников Казахстана".
Цитирую пресс-анонс: "К сожалению, в последнее время участились случаи нанесения непоправимого урона историко-культурному наследию Казахстана.
История нашей страны и культурная традиция насчитывают несколько тысячелетий. Однако бесценное наследие предков утрачивается угрожающими темпами. Приходится констатировать, что правовая система не обеспечивает сохранности памятников истории и культуры.
В критическом положении находится целый ряд значимых объектов. "Черные археологи" практически безнаказанно уничтожают древние могилы и грабят средневековые города Карамерген, Актам и другие. Любители мотоспорта используют сакские курганы в качестве тренировочных площадок. Средневековые каменные статуи вывозятся из степи в качестве сувениров. Особую тревогу вызывает уничтожение наскальной живописи. Казахстан является уникальной по степени сохранности петроглифов территорией. Однако в ближайшие годы страна может безвозвратно утратить до 25% петроглифического наследия".
Меня на это мероприятие пригласил человек, которого я глубоко уважаю и поддерживаю во всех его начинаниях – Ольга ГУМИРОВА, руководитель волонтерского движения "Охотники за петроглифами". Она же и попросила выступить, рассказать о моем опыте сохранения исторического городского наследия и моем видении этого процесса.
Ведь цель круглого стола была как раз "формирование рекомендаций и предложений для совместной работы депутатов, археологов, сотрудников акиматов и министерств, научных волонтёров по сохранению истории народов, населявших земли Казахстана".
Организовала эту встречу Народная партия Казахстана.
В партиях, надо сказать, я разбираюсь гораздо хуже, чем в истории городских зданий. Рассуждаю, конечно, аполитично, но мне совершенно все равно (честно!), кто из партийных лидеров поднимет вопрос сохранения исторического наследия страны. Конечно, не просто поднимет, поднять-то может каждый, а станет его наконец-то решать.
В этом благом деле я готова содействовать всем нашим партиям сразу и каждой по отдельности.
Кроме партийных деятелей, в работе круглого стола приняли участие представители министерства культуры. Был вице-министр науки и высшего образования РК АХМЕД-ЗАКИ Дархан Жумаканович и председатель комитета по культуре Министесртва культуры и информации СЕИТОВА Кумис Карсакбаевна, депутаты мажилиса, представители других государственных организаций, волонтеры - "охотники", были и сотрудники института археологии имени А. Х. МАРГУЛАНА. Они все смотрели на нас с экрана монитора. А в студии рядом со мной на диванчике сидели археолог Александр Анатольевич ГОРЯЧЕВ и художник-реставратор Крым Касенханович АЛТЫНБЕКОВ. На диванчике напротив примостились Ольга Николаевна Гумирова, исполнительный директор Общественного фонда "Охотники за петроглифами", научный волонтер НУРМУХАМБЕТОВ Бекбол Нурмуханбетович и "охотники" Юрий ДОРОХОВ и Сергей АЛЕКСЕЕНОК (Сергею отдельное спасибо за фото!)
Общение шло как онлайн, так и офлайн. Археологи жарко говорили о своих проблемах, поднимали важные вопросы. Не хватает и специалистов для исследования исторических объектов. Не организована их охрана. Памятники истории просто исчезают с казахстанской земли, их закатывают в асфальт, на них строят дома, их просто разбирают на камни (кирпичи) местные жители. А о петроглифах, точнее, проблемах, связанных с их сохранением, я писала много раз. Это ж надо так не любить историю родной земли, чтобы эту историю просто разбивать на кусочки…
О самом мероприятии я расскажу подробнее и позже, ибо в двух строках это делать нельзя, а мешать две большие и очень важные для меня темы в одном материале не хочется. Потому только о крепости и городских объектах.
Именно о них я и говорила на этом мероприятии. Говорила как экскурсовод, гид и неравнодушный гражданин. Точнее, гражданка.
Напомнила, что президент сейчас поставил перед страной задачу развивать туризм быстрыми темпами. "Потенциал этой отрасли до конца не раскрыт. В стране есть привлекательные туристические объекты, но они все еще малодоступны", - сказал Касым-Жомарт ТОКАЕВ.
А еще он отметил, что для серьезного прорыва в данной отрасли в первую очередь необходимо комплексное решение инфраструктурных вопросов и кардинальное повышение качества сервиса.
"Эффективность этой работы следует оценивать по объему частных инвестиций в сектор, числу внутренних и иностранных туристов", - добавил президент.
Вот тут я очень обрадовалась: он вспомнил не только иностранцев, но и нас с вами, то есть туристов "внутренних", тех, кто путешествует по родным городам, по родной стране. Потому что именно такими путешествиями я и занимаюсь. И вижу, что городского тематического туризма нам катастрофически не хватает. А это не только инфраструктура - дороги, туалеты и обзорные экскурсии на автобусе на полтора часа.
Это вдумчивая и серьезная работа над сохранением индивидуальности городов, их уникальности. Это очень важно для развития туризма в Казахстане - сохранить дух и характер городов. А это дают именно старые здания с историей. И необязательно эта история должна быть сто или двухсотлетней. Дома 40-50-60-70-х годов, типовая застройка прошлых лет тоже должны сохраняться.
Иначе случится страшное, непоправимое: все наши города были копией друг друга – современные здания, современные улицы, одинаковые дома, сетевые кафе, отели, одна и та же еда и напитки.
И в этом случае смысл путешествия теряется. Зачем ехать куда-то, когда все везде одинаковое? Попыталась объяснить в своей пламенной речи, что развивать туризм в нашей стране (да, и в любой другой) без сохранения памятников просто невозможно. Ведь зачем люди путешествуют? Чтобы увидеть что-то новое для себя, открыть для себя страну (город) с другой, неведомой им стороны, поразиться, удивиться, восхититься.
А приезжих, особенно тех, кто летит к нам из далеких стран, сложно удивить современной архитектурой, ну нет еще у нас современных высокотехнологичных архитектурных шедевров. Я сейчас не про Астану, там-то есть, что, впрочем, не мешает туристам отправляться после прогулок по новому берегу на берег правый, не такой пафосный, но такой душевный…
А в Алматы, родном и любимом городе приезжих, притягивают как раз детали старого города. Верненские кварталы, за которые мы так бьемся, стараясь сохранить здания типовой застройки конца 19 века, город 20-30-х годов, такой наивный и милый в своей простоте, изящный и тонкий национальный орнамент на фасадах домов 40-50-х годов, необычной формы окна и уцелевшие кое-где шпили… Именно эти детали и истории, связанные с горожанами, и дают туристам понимание Алматы как города.
Говорить и писать об этом можно долго. Но нужны конкретные действия.
Первое, и самое важное - сохранять. Сохранять на государственном уровне и на уровне нас, граждан. Воспитывать дух патриотизма не только в масштабах страны, но и в масштабах отдельно взятого села, города, района. А такой патриотизм не позволит поверх петроглифов, которым три тысячи лет, написать свое "здесь был я" или выбросить на свалку старые ставни дедовского дома. Это процесс долгий, но без этого никак.
Быстро можно сделать таблички на старых зданиях, не только на официально признанных памятниках, а на самых интересных постройках разного времени. Я такое видела в Таразе – там перед старыми домами стоят таблички с указанием года, когда эти дома построены. Хорошая идея. Сейчас не проблема снабдить эти таблички QR-кодами, и тогда даже самостоятельному туристу или просто мимо проходящему-проезжающему человеку будет проще найти информацию об объекте. Такими же табличками надо маркировать и археологические памятники вне города – курганы, могильники, старые постройки. Но там нужна приписка, надо указывать, что здание не просто охраняется государством, но и писать те меры, которые будут приняты к варвару-вандалу, если он решит поглумиться над историческим объектом.
Второе. Открыть наконец-то доступ для туристов в дома-"памятники". Приглядеться к опыту других стран – там давно такое практикуется, в Англии аж с 19 века в старые усадьбы был открыт вход для любопытных путешественников. У нас пока это все решается на уровне договоренностей на местах. И не всегда мирно, как показывает опыт. Так что тут должно вмешаться государство, чтобы не гид решал эти вопросы, каждый раз рискуя… нет, не жизнью, но нервами точно.
Третье. Пересмотреть график работы музеев. Некоторые (точнее многие) работают в то время, когда и все остальные работают. То есть с 10 до 18 в будние дни. А то и "вторник-суббота с 12:00 до 15:00". Вот и попробуй туда попади, если ты турист местный и в эти дни у тебя у самого работа. Нет шанса. Понимаю, что есть музеи (Дом-музей А. Кастеева, к примеру), которые не могут себе позволить работать все дни с утра до вечера, ну нет у них для этого сотрудников. Но тогда надо продумать организацию туров "по звонку". Мы сейчас так и практикуем, но тут все зависит от доброй воли самих сотрудников музея. Захотят поработать в свой официальный выходной – выйдут. Не захотят – не выйдут, и имеют на это полное право. И тогда турист останется без впечатлений.
Вот это все я озвучила, передала текстовый вариант своего "доклада" организаторам, и теперь остается только ждать результатов. И кстати, в ходе общения я поняла, что наша битва за крепость стала достоянием не только фейсбучной общественности, но и дошла до чиновников. Чему я очень рада. Пусть знают, как у нас развивается туризм. Ведь если мы будем молчать, то дело не сдвинется с мертвой точки.
Фото: из открытых источников / Евгения Морозова.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!