
Для малого и микробизнеса предлагается выделение средств на оборотные средства от 150 тыс. до 5 млн тенге сроком до 36 месяцев
Главным залогом успеха преодоления посткарантинного периода станет кардинально новый механизм на уровне акимата Алматы по практической реализации оперативного плана по восстановлению экономики мегаполиса, обеспечивающий эффективную координацию всех программ и мер поддержки бизнеса города. При этом механизмы и подходы реализации предлагаемых мер должны быть управляемыми и простыми.
Одна из главных задач, которая стоит перед властями, как считают специалисты - максимальное снижение финансовой нагрузки на бизнес.
Отсрочка по оплате за аренду помещений и инструменты снижения затрат на аренду
По поручению главы государства в Алматы приостановлено начисление арендной платы субъектам малого и среднего бизнеса с 20 марта по 621 договорам аренды по объектам коммунальной собственности. В денежном выражении это 56,7 млн тенге в месяц.
Также арендная плата за март и апрель по согласованию с собственниками крупных ТРЦ, ТД и непродовольственных рынков, отменена для 23,6 тыс. индивидуальных предпринимателей и 2,1 тыс. предприятий.
Вместе с тем, эта мера ограничена временными рамками - до конца карантина, и направлена только на предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории временно закрытых ТРЦ и непродовольственных рынков.
Поэтому специалисты предлагают внедрить новый механизм по финансированию оборотного капитала по нулевой ставке до конца года для собственников помещений эквивалентно 50% от размера поступающей арендной платы, взамен на что субъектам МСБ в ключевых для экономики города сферах - торговля, сервис, общепит, промышленность - будет предоставлена собственниками помещений отсрочка арендных платежей до конца года.
Следует отметить, что на фоне снижения экономической активности в Алмате ожидается снижение спроса на аренду коммерческих зданий и, как следствие, увеличится количество свободных помещений. Поэтому предлагается внедрить механизм вовлечения пустующих помещений в оборот по принципу "промпарков" - предоставление аренды на льготных условиях по фиксированному тарифу субъектам предпринимательства.
Тем более, что акиматом в рамках программы "Алматы бизнес-2025" реализуется проект "Малых промпарков". В первом полугодии 2020 планируется открытие 4 малых промпарков в Наурызбайском районе и во втором полугодии – 2 промпарков в Алатауском районе. Это готовые помещения для создания производства, на которые распространяются возможности льготной аренды по стабильному тарифу.
Отсрочка по оплате за коммунальные услуги
Для снижения финансовой нагрузки на бизнес также предлагается предоставить отсрочку по оплате за коммунальные услуги субъектам МСБ до конца года путем выделения субъектам естественных монополий льготных краткосрочных займов на государственном уровне на год для частичной компенсации их затрат, связанных с предоставлением отсрочки.
Выделение льготного финансирования для пополнения оборотных средств
Для субъектов предпринимательства ключевой проблемой в посткарантинном периоде станет нехватка оборотных средств, поскольку кроме затрат на коммунальные и арендные платежи также бизнес столкнется с отсутствием средств на выполнение обязательств по заработной плате работников и приобретение сырья и товаров.
Поэтому специалисты рекомендуют осуществить программы по финансированию для пополнения их оборотных средств. В основе принятых программ должен быть заложен принцип дифференцированного подхода: для малого и микро-бизнеса кредитование без залогового обеспечения под гарантии государства, а для крупного и среднего бизнеса – точечные займы через БВУ и другие институты развития.
Для малого и микробизнеса предлагается выделение средств на оборотные средства от 150 тыс. до 5 млн тенге сроком до 36 месяцев, а на основные средства от 500 тыс. до 20 млн тенге сроком до 60 месяцев с конечной ставкой для заемщика до 6% годовых. Эта инициатива предпринимателей города Алматы уже обсуждается на уровне правительства.
Программа позволит нивелировать негативный эффект от введения ЧП для субъектов малого и микропредпринимательства, обеспечит вывод из "серой" зоны наличного денежного оборота субъектов малого и микропредпринимательства, создаст новые рабочие места и легализуют трудовую занятость действующих "неформальных" работников.
Кроме того, в рамках данной инициативы будут также скорректированы реализуемые на сегодняшний день региональные программы, включая программу развития предпринимательства "Алматы бизнес-2025" (7 млрд тенге) и совместную программу с Фондом "Даму" (10 млрд тенге).
Как показывает анализ деятельности крупного и среднего бизнеса, здесь также требуется пересмотреть подходы работы и внедрить оперативные меры поддержки для восстановления бизнеса. В Алматы зарегистрировано около 1 448 объектов крупного и среднего бизнеса, численность работающих сотрудников в них составляет порядка 515 тыс. человек, что составляет 55% от общей численности занятого населения.
К сожалению, для многих предприятий все еще остаются недоступными возможности госпрограмм кредитования в связи с жесткой залоговой политикой БВУ - требуются твердые и ликвидные залоги, применяются низкие коэффициенты при оценке. Поэтому необходимо внедрение более гибких альтернативных финансовых инструментов, в том числе через институты развития, позволяющие предоставлять краткосрочные и среднесрочные займы для пополнения оборотных средств под корпоративные гарантии, залог доли в уставном капитале, залог товаров в обороте.
На уровне акимата планируется организовать точечное сопровождение и применить индивидуальный подход для каждого субъекта крупного и среднего бизнеса путем разработки антикризисного плана и оказания регулятивной поддержки по принципу "единого окна" через Центр предпринимательства "QOLDAÝ".
Искоренение теневой экономики
Эффективность предлагаемых мер в первую очередь будет зависеть от двух факторов – вывода субъектов МСБ из тени путем перевода их на онлайн-платформы и повышения их квалификации. Акимату следует применить меры по стимулированию бизнеса на выход из тени, что обеспечит искоренение теневой экономики и неформальной занятости.
Для вывода МСБ из тени предлагается сформировать реестр действующих онлайн-платформ, специализирующихся на оказании профессиональных услуг - консалтинг, аудит, юриспруденция, бухгалтерия - и перевести все субъекты МСБ на платформы, включенные в реестр - сферы торговли, услуг, строительства, для последующей интеграции всех данных в единую базу данных – InfoAlmaty.kz.
В свою очередь, для переквалификации и повышения квалификации предпринимателей МСБ предлагается пересмотреть подходы в обучении в сторону двух направлений: первое – обучение по отраслевой специализации, второе – обучение по основам ведения бизнеса.
Все эти меры в совокупности должны обеспечить критическую массу изменений, которая поможет бизнесу восстановиться и сохранить рабочие места, качественно улучшить бизнес-процессы и повысить конкурентоспособность.