Великий, наивный и совершенный – так говорил о себе алматинский художник, выставка работ которого открылась в Музее искусств им. Кастеева 12 мая
На вернисаже состоялась презентация первого полного каталога работ художника, находящихся в музее.
Сергей КАЛМЫКОВ – алматинская легенда. Человек, чья судьба сочетает в себе очень противоречивые факты.
Чудак и эксцентрик, он почти всю жизнь проработал художником сцены в алматинском театре ГАТОБ, где был уважаем и любим.
Периодически попадал в психиатрическую клинику, но одним из первых ценителей и коллекционеров его искусства стал известный казахстанский психиатр Маркс ГОНОПОЛЬСКИЙ.
Был невероятно продуктивен, казалось - писал без остановки, но его творчество изучается математиками и физиками, которые утверждают, что видят в его работах точные расчеты и сложные теории пространства и времени.
Городской сумасшедший, малопонятный при жизни, но после его смерти алматинцы, которые помнят Сергея Ивановича, говорят, что Алматы без Калмыкова был бы совсем другим городом.
и человек в раскрашенном пальто
которому твердят не то не то
сними
не с ними ты
а с нами
М. Вильковиская, 2008 г., Алматы
Монстры и пуанты
Коллекция Кастеевки – самое крупное собрание работ Калмыкова: ровно 1110 работ. Анжелика Руслановна АКИЛБЕКОВА, заместитель директора музея по внешним связям и выставочной деятельности, курирующая выставку, признается, что некоторые работы сама видит впервые, хотя работает в музее 20 лет.
Выставка включает 300 работ, созданных в разных стилях.
Творчество Калмыкова сложно периодизировать, оно проще поддается классификации по своеобразным жанрам: пейзажи, портреты, балерины, сценография, пуантилизм, фантастика, монстры и т.д.
Это разделение тоже весьма условно. Музейщики решили порадовать алматинцев и гостей культурной столицы и достали из запасников не только всеми любимые и широко растиражированные в интернете работы, но и такие картины, которые никогда еще не видели света выставочных залов. В основном неизвестные широкой публике работы – это графика.
А, как известно, графику можно выставлять не чаще 1 раза в 8 лет, иначе она начинает портиться. Так что увидеть работы Калмыкова в таком собрании возможно будет не ранее, чем в 2025 году. Торопитесь – выставка продлится два месяца.
Калмыков как часть культурного наследия
«К – каталог» - так вполне могла начинаться запись в алфавитной записной книжке, которую вел Сергей Калмыков. Он заносил в эту книжку разрозненные мысли, категоризируя их по первой букве первого слова – необычно, впрочем, как и все, что делал художник.
Долгое время музей не мог издать полный каталог коллекции. Причина банальна – не было денег. Хотя и работы доступны, и искусствоведческие тексты давно написаны, даже три фильма о художнике сняты, сыном самого первого коллекционера Игорем Марксовичем ГОНОПОЛЬСКИМ, но денег нет, а значит, нет возможности сделать очень важную работу – выпустить каталог.
К счастью, нашлись меценаты, и книга увидела свет сегодня - в год пятидесятилетия со дня смерти художника. Безусловно, есть и другие каталоги, но все они либо рассказывают лишь небольшой части коллекции Кастеевки, либо описывают частные коллекции работ Калмыкова.
Поэтому выпуск полного каталога – это победа. Не безоговорочная, поскольку работы художника еще таят в себе множество секретов, но очень важная, позволяющая сказать, что теперь алматинский художник стал частью культурного наследия РК, хотя официально получил этот статус еще в 2005 году.
«Это я вышел на улицу»
Сергей Иванович Калмыков умер 27 апреля 1967 года, а последняя по времени работа в коллекции Кастеевки датирована самим художником 2 февраля 1967 года. Это автопортрет, графика. В других коллекциях в ближнем и дальнем зарубежье (Калмыков нынче один из самых дорогих художников Казахстана) существуют и более поздние работы – художник работал до самой смерти.
Однако некоторое время после кончины художника его квартира в 3-м микрорайоне стояла открытой, так что, когда тогдашнему директору музея Любови Георгиевне ПЛАХОТНОЙ удалось добиться опечатывания квартиры, часть наследия художника уже успела «разбежаться» по рукам.
С именем Плахотной вообще связана большая работа по сохранению и продвижению искусства алматинского художника.
По словам искусствоведа Валентины Станиславовны БУЧИНСКОЙ (на снимке), посвятившей жизнь изучению Калмыкова, Плахотная пошла на огромный риск, взяв на хранение более 1000 работ тогда еще малоизвестного местечкового художника.
Более того, она занялась, как бы сейчас сказали, активным пиаром Калмыкова: рассылала его работы в различные музеи страны, благодаря чему картины Сергея Ивановича можно встретить в Павлодаре, Пушкинском музее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге.
Есть коллекция работ Калмыкова и в Оренбурге - это одно из самых старых собраний, поскольку там собраны работы оренбургского периода – до приезда в наш город.
Когда Калмыков появлялся на улице, вокруг него происходило легкое замешательство. Движение затормаживалось. Люди останавливались и смотрели. Мимо них проплывало что-то совершенно необычайное: что-то красное, желтое, зеленое, синее — все в лампасах, махрах и лентах.
Калмыков сам конструировал свои одеяния и следил, чтобы они были совершенно ни на что не похожи. У него на этот счет была своя теория.
«Вот представьте-ка себе, — объяснял он, — из глубины вселенной смотрит миллион глаз, и что они видят? Ползет и ползет по земле какая-то скучная одноцветная серая масса — и вдруг как выстрел — яркое красочное пятно! Это я вышел на улицу».
Ю. Домбровский
Роман «Факультет ненужных вещей»
«Неприятная бездарная мазня»
Город не сразу полюбил художника. Юрий ДОМБРОВСКИЙ в своем знаменитом романе «Факультет ненужных вещей» пишет, что в 1937 году, то есть через два года после приезда Калмыкова в Алматы, журнал «Литературный Казахстан» назвал его работы, выставленные на юбилейной выставке Союза художников, неприятной бездарной мазней.
Но художник, видимо, сразу влюбился в наш город, а потому отвечал на критику любовью, даже страстью. В одной из своих записных книжек он писал: «Никто больше меня не любит рисовать на улице. В этом моя сила! Кругом смотрят, зевают, глазеют, кто во что горазд […] Я ораторствую, огрызаюсь, острю – словом, чувствую себя в своей тарелке, в своей сфере! Здесь нет мне равного!».
Кстати, о записных книжках художника. Наименее изученная и почти неизвестная часть наследия Калмыкова – это его записные книжки, рукописные книги и альбомы.
Все это художник изготавливал вручную. 75 томов литературных трудов Калмыкова ждут своего часа в государственных архивах. И, кажется, ждать осталось недолго.
Как сообщил член Общественного фонда «Центр универсальных искусств ORTA» Рустем БЕГЕНОВ, фонд в этом году готовит серию мероприятий в рамках проекта «Калмыков. Возрождение», и публикация книги сочинений художника является частью этого амбициозного проекта, о чем уже имеется предварительная договоренность с Фондом Досыма САТПАЕВА.
Проект, действительно, амбициозный и требует серьезного финансирования, которое ребята в настоящий момент ищут, ведь помимо книги «ORTA» планируют поставить спектакль ко дню рождения художника (6 октября), создать огромную инсталляцию, которая свяжет квартиру Калмыкова в микрорайонах с центром города Алматы – космического города, в котором жил и творил художник.
А сейчас картины художника Калмыкова находятся в Художественной галерее Казахстана […] Если когда-нибудь их выставят, советую: посмотрите, многое вам покажется чудовищным или непонятным, но не осуждайте […] во всех его набросках ест свой смысл, своя идея, только доискаться до них порой не так уж просто.
Ю. Домбровский
Роман «Факультет ненужных вещей»
Фото: Sasha S-ova.