В Астане открылась выставка современной казахстанской художницы, экспонаты которой выполнены в новой и необычной для страны технике
16 июня в Национальном музее РК в Астане открылась выставка современной казахстанской художницы Сауле СУЛЕЙМЕНОВОЙ «Көкжиек» (Линия горизонта).
Все представленные работы выполнены в уникальной авторской технике – целлофановая живопись.
Живописный пластик
Три года назад Сауле Сулейменова, уже будучи известной художницей, начала работать в новой технике. Она назвала ее целлофановая живопись. Конечно, пластиковые отходы в качестве материала для произведений искусства – идея не новая, но не для Казахстана.
Искусствовед Валерия ИБРАЕВА иронично замечает, что казахстанские «реалисты до сих пор поэтически воспевают красоты, эти горы-степи-пустыни, на самом деле заваленные мусором».
Кроме того, Сауле Сулейменова не просто использует пластик, она преобразовывает пластиковые пакеты, создавая иллюзию живописи маслом.
Впервые глядя издалека на работы художницы, зрители думают, что перед ними картина, написанная масляными красками. При приближении «обман» вскрывается, но волшебство не разрушается, а только усиливается.
Свои мысли, чувства и эмоции Сауле передает не исключительно цветом, как живописец, но как концептуалист она работает также с контекстом материала и текстом, нанесенным на него.
Будучи перенесены на лист полигаля (этот материал служит художнице холстом), пластиковые пакеты не утрачивают присущих и приписанных им свойств. Они все также воспринимаются нами, как часть нашей цивилизации: обеспечение комфорта и экологическая опасность.
Они сохраняют свой цвет и текст. И обрывки этого текста расползаются и прячутся по всей картине, проявляясь в самых неожиданных местах.
Будь то душная очередь в ЦОН на временную регистрацию или степная пастораль во время весенней распутицы – всюду можно увидеть текст, придающий картинам Сулейменовой дополнительную глубину и многомерность.
Казахстанский язык
Принято считать, что искусство – это универсальный язык, который в отличие от обычных языков понятен в любой точке мира. Это отнюдь не так.
Искусство – сложная система знаков, которая в разных культурах кодируется по-своему. Наш мир во многом ориентирован на европейскую культуру. И «большое искусство» говорит на языке, понятном этой культуре.
Все, кто разговаривают иначе, либо не воспринимаются вообще, либо воспринимаются искаженно. Тот, кого мы не понимаем, в виду невозможности коммуницировать, становится лишь объектом нашего взгляда.
Мы можем ужасаться или удивляться объекту, но не говорить с ним. Именно так часто происходит с казахстанским искусством, которое пытается разговаривать с миром на своем языке. При этом перед художниками стоит задача поиска уникального языка, потому что использование европейского культурного кода опасно потерей себя в безуспешных попытках угнаться за «большим искусством».
Сауле Сулейменова - новатор не только в области технологии, но и в области художественного языка. С уверенностью можно заявить, что она решила проблему коммуникации с миром на своем языке. Она придумала казахстанский язык, который понятен за пределами Казахстана, но лишен туземной колоритности.
Несмотря на то, что художница в своих работах изучает национальное, Казахстан Сауле Сулейменовой – страна, лишенная экзотического флера.
Казахстанский зритель безусловно узнает в работах художницы Отечество со всеми его красотами и проблемами.
Однако, по словам сооснователя алматинского фестиваля "Артбат Фест" Владислава СЛУДСКОГО, картины Сауле Сулейменовой с легкостью можно представить в любом крупном заграничном музее.
Посетившая вернисаж куратор из Нью-Йорка Лиза АХМАДИ рассказала, что несмотря на то, что в каждый свой приезд в Астану, она видит новый город, ее больше интересует насколько казахстанцы изменились внутренне.
Увы, г-жа Ахмади, будучи выходцем из Азии, может разговаривает только по-английски, в то время как казахстанцы говорят в основном по-русски и по-казахски, а это значит, что единственной дверью, ведущей в наш мир, становится искусство.
В то время, когда наше государство трехъязычно и пока довольно безуспешно пытается объяснить миру собственную важность и прогрессивность, прибегая к дорогостоящим имиджевым проектам вроде спортивных соревнований и ЭКСПО, художники вроде Сауле Сулейменовой налаживают внешние контакты, говоря на языке казахстанского искусства.
Выставка организована Национальным музеем РК совместно с Фондом Первого президента РК и продлится два месяца.