
Но можно ли целиком полагаться на программу, дающую сбой в работе
5 мая поздно вечером корреспондент Ratel.kz объехала многие кафе и рестораны Талдыкоргана. Как выяснилось, ночная жизнь в городе буквально кипит. В увеселительных заведениях полно народу, а рядом не протолкнуться автомобилям.
В ночной рейд мы отправились не в одиночку, а взяли с собой волонтеров. У одних в телефонах были приложения "Ashyq", а у других нет. В кафе и ресторанах мы наблюдали за тем, как посетители и персонал соблюдают регламент антиковидной программы.
По задумке разработчиков "Ashyq", клиент возле установленного на видном месте штрих-кода обязан через приложение в смартфоне проверить свой статус и только после этого заходить в заведение.
На деле, по нашим наблюдениям, это делали не все. В некоторых кафе штрих-коды вообще находились за закрытыми дверями и доступ к ним был ограничен.
Побывали мы и в ресторане "Байтерк".
Здесь, как выяснилось, отдыхали сотрудники департамента по борьбе с коррупцией Алматинской области. Один из стражей порядка заявил, что это заведение участник программы "Ashyq" и поэтому оно внушает им доверие.
Администратор "Байтерека" сообщила, что теперь они работают до 12 часов ночи.
Подобную информацию нам предоставили и в городской санитарно-эпидемиологической службе. Между тем, как известно, в среду 5 мая произошел сбой в программе "Ashyq". Об этом написал на своей странице в Facebook разработчик этого приложения Виталий ПУСТОВОЙТЕНКО.
Мы попросили члена общественного совета при акимате Талдыкоргана, владельца кафе и участника программы "Ashyq" Рустама ХАКИМОВА высказать своё мнение по поводу эффективности работы приложения.
- На мой взгляд, программа "Ashyq" похожа на хорошую мину при плохой игре. Понятно, что бизнес у нас переживает кризис и надо выправлять ситуацию. Вот её и внедряют. Сама программа очень сырая, войти в неё сложно. Полностью на неё полагаться в вопросе сдерживания коронавирусной инфекции нельзя.
Регламент приложения предусматривает коллективную ответственность посетителей и персонала заведения. Потребитель обязан скачать приложение самостоятельно. А персонал должен следить за тем, чтобы все проверяли свой статус. Если нет приложения, то посетитель должен назвать свой ИИН, а работник проверить его по базе.
По идее, компетентные органы должны следить за тем, как соблюдается регламент программы. Выяснять, сколько было посетителей в кафе и все ли проверили по приложению свой статус. Для этого программа должна быть связана с налоговыми органами.
Если статус не проверяют, то должны туда направлять мониторинговые группы. Но, насколько мне известно, мониторинговые группы в некоторые места вообще не заглядывают. И потом, наличие программ "Ashyq" не позволяет проводить массовые гуляния: дни рождения или ас. Социальная дистанция все равно должна соблюдаться, - утверждает Рустам Хакимов.
Тем временем по данным Министерства здравоохранения, Казахстан полностью переместился в желтую зону по распространению КВИ. На четверг, 6 мая, в больницах страны лечатся 43 253 пациента. В тяжелом состоянии 780 человек.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Алия Ахмедиева.