Алматинские сестры-художницы Галия и Бота Кусаиновы – о непростом детстве, работе в тандеме и о серии картин в жанре «ню», которые покупают, но не выставляют
Для ценителей искусства это обычное дело застыть перед картиной и напрочь забыть о времени. В такие моменты зритель пытается ответить на классический вопрос: «Что же на самом деле художник хотел сказать этой картиной?»
Если же речь идет о работах сестер ГаБо, а именно под этим именем они известны в алматинских художественных кругах, то задача для любителей головоломок в художественном искусстве усложняется.
Волей-неволей «нарисуется» еще один вопрос: «А кто же на самом деле написал эту картину?».
Галия и Бота (на снимке) подписывают свои картины одним именем - ГаБо.
Причем и те, которые они пишут совместно, и те, которые создают по-отдельности. «Нонсенс!», – скажете вы, ведь какой художник не мечтает о единоличном успехе и признании? И будете правы, если бы не одно «но». Такой творческий союз – это, конечно же, исключение. И возможен он только в одном случае: когда два художника – это две родственные души во всех смыслах. Галия и Бота – сестры-близнецы. И так случилось, что обе они родились с нарушениями слуха. И опять же так случилось, что это обстоятельство не только сблизило сестер еще сильнее, но и, возможно, определило их будущую профессию.
Галия: - Для родителей это было серьезным ударом, настоящим горем, когда они узнали о том, что у нас проблемы со слухом. Они были молодыми, только окончили университет. Маму Раушан только-только оставили работать на кафедре КазГу, она химик. А наш папа Амангельды КУСАИНОВ – историк, тогда преподавал в вузе, сейчас он уже доктор наук, профессор. Мы были их первенцами.
Родители стали подбирать специальную литературу, искать специалистов в области обучения и воспитания детей с нарушением слуха. Один раз в месяц они получали задания с НИИ дефектологии Академии педагогических наук. То есть занимались с нами очень серьезно и системно. И это принесло свои результаты: когда мы пошли в школу для слабослышащих, уже умели читать.
А как проявились ваши творческие способности?
Галия: - Поскольку мы с сестрой близнецы, то с самого раннего детства занимались одним и тем же: вместе играли, лепили, рисовали, читали книги, делали поделки. Мы даже до пятого класса одевались одинаково. Рисовать начали с трех лет. Родители были очень занятыми людьми, они покупали нам краски, фломастеры, альбомы. А мы самостоятельно садились и рисовали. Рисовали очень много. И нам это нравилось. Однажды наши работы опубликовали в газете «Дружные ребята». Опять же благодаря родителям мы с детства интересовались театром и балетом. В общем, в семье была такая атмосфера, что нас постоянно подталкивали к творчеству. С пятого класса мы начали заниматься рисованием с педагогом Раушан БАЗАРБАЕВОЙ. Сейчас она известный художник, заведует кафедрой в академии живописи им. Жургенова. Мы очень благодарны ей.
Работа "Букет с земляничной поляны"
Наверное было непросто со сверстниками: одно дело – мир, который для вас создавали родители, другое – то, что было за его пределами?
Бота: - Особенных трудностей не было. К нам всегда хорошо относились, мы дружили с соседскими ребятами. Да, бывало, когда незнакомые ребята обзывали нас, иногда дразнили. Но у нас была хорошая защитница – наша сестренка Мадина. Помню, она и дралась за нас. Но мы не обращали на такие вещи внимание, потому что сами были очень активными, никого не стеснялись. И потому нас было двое, это придавало сил и уверенности.
Когда в Алматы мы учились в академии искусств среди слышащих, то сначала с трудом общались со сверстниками, а потом привыкли. Они поддерживали нас, понимали и принимали такими, какими мы были. Однокурсники объясняли, что говорил преподаватель, и давали переписать конспекты. Нам повезло, мы учились действительно с хорошими, добрыми и отзывчивыми людьми.
И все-таки спрошу. Достаточно часто близнецы выбирают одну и ту же профессию. Иногда это тот случай, когда одному из близнецов, ведомому, проще идти за своим лидером братом или сестрой. Не могло ли так случится в вашем случае?
Галия: - Наверное, в нашем случае мы одинаковые в плане выбора сферы деятельности. Это искусство. Однако мы работаем в разных направлениях. Бота увлечена графикой, декоративной живописью, керамикой.
Я нашла себя в живописи и миниатюре, мне нравится заниматься печатной графикой. Я даже не могу лепить керамику, потому что это не мое. И тем не менее, я считаю, что у Боты таланта больше, и она может больше, чем делает сейчас.
"Голубой гранат"
И все же картины подписываете одним именем...
Бота: - У каждой из нас есть свои идеи, эскизы. Иногда мы советуемся, обсуждаем сюжет, цветовую гамму, нам интересно мнение друг друга. Но пишем всегда индивидуально, то есть не в две руки. Иногда мы можем что-то поправлять друг у друга. У Боты «сильная линия», у меня -«цвет» и «мелкие детали».
В миниатюрах работаем совместно. Как правило, я придумываю сюжет, создаю эскизы, покрываю цветом. Бота завершает работу, наносит линии и придает четкость. Большие работы - это чистая индивидуальность, но мы всегда в совместном творческом общении. Поэтому и подписываем работы ГаБо, дуэт ГАлии и БОты.
Неужели у вас никогда не было соблазна создать собственную выставку под своим именем? Все-таки для художника важно признание…
Галия: - У Боты была персональная выставка по керамике, но подписана она была ГаБо. Это узнаваемость, можно сказать бренд.
"Звонок другу"
А как давно вы работаете в жанре «ню»?
Бота: - В этом жанре работаю я. Рисовать обнаженные фигуры я начала со студенческих лет. Помню, как-то будучи на первом курсе училища, мы зашли в мастерскую, а там сидела обнаженная модель с очень красивым телом. Мы смутились от неожиданности. Но преподаватель объяснил, что стесняться тут нечего, и мы, как художники, должны видеть красоту, гармонию человеческого тела и научиться передавать ее в рисунке.
С тех пор я не оставляю эту тему. Кроме того, на меня очень сильно повлияло творчество австрийских художников XX века. К сожалению, сейчас очень трудно найти натурщиц, поэтому для меня позируют Галия и некоторые друзья.
"Юная гостья отеля"
Нет опасений, что сегодня такие работы слишком откровенны для нашей страны? У нас это могут назвать уятом и осудить…
Бота: - Мне даже в голову не приходило, что меня могут осудить за такие работы. Я работаю с удовольствием и вдохновением. Причем очень многим нравятся мои работы, особенно молодым. Кстати, их охотно покупают. В прошлом году мы отдыхали в Ницце, и там я сделала много зарисовок обнаженных мужчин и женщин. И у меня уже достаточно работ для будущей выставки в стиле "ню". Но большинство галерей не решаются выставлять их, все-таки мы азиатская страна.
Можно ли сказать, что имя ГаБо коммерчески успешно?
Бота: - Многим нравятся наши работы, их покупают. Сейчас, когда есть и фейсбук, и инстаграм, о нашем творчестве узнают все больше людей, к нам часто обращаются с целью приобрести что-то. Судить о том, насколько мы успешны, сложно. Могу сказать, что наше творчество узнаваемо, и мы рады этому.
"Спящая девушка"
Как вообще сегодня живется художнику?
Галия: - Вообще любому художнику трудно живется, потому что надо покупать краски, холсты и другие материалы, надо платить за аренду мастерской. Заказов практически не бывает. Думаю, что у нас искусство не востребовано, никто не поддерживает художников. Да и времена сейчас трудные - мало кто может покупать большие картины.
Вы можете сказать, что вы полностью реализовались как творческие личности, и как женщины?
Галия: - Да, мы считаем, что по мере своих возможностей мы реализовались. Мы окончили в Ленинграде художественное училище при Всесоюзном обществе глухих, затем поступили на общих основаниях в Национальную художественную академию им. Жургенова, успешно ее окончили. Выставляться мы начали еще в студенческие годы.
На сегодняшний день у нас 19 персональных выставок, участвовали в 59 групповых выставках, мы лауреаты различных конкурсов. К тому же наши работы выставлялись за рубежом, у нас есть творческие связи с художниками зарубежья.
Нам нравится наш образ жизни. У каждой из нас есть ребенок. У меня дочь Сабина, она студентка, учится в Англии. У сестры Боты - сын Диар, ему 13 лет, он учится в школе "Мирас" на отделении английского языка.
Нам до сих пор помогают наши родители, любимая младшая сестренка Мадина. У нас крепкие семейные узы, мы все друг друга поддерживаем.
Вы хотели бы вы, чтобы ваши дети стали творческими людьми?
Честно говоря, нет. К сожалению, что зарабатывать творчеством на жизнь невозможно.