В стране ГаБо

11440 просмотров
0
Эльвира САФИНА
Воскресенье, 15 Окт 2017, 18:00

Алматинские сестры-художницы Галия и Бота Кусаиновы – о непростом детстве, работе в тандеме и о серии картин в жанре «ню», которые покупают, но не выставляют

Читайте также
Аве, Мария!

Для ценителей искусства это обычное дело застыть перед картиной и напрочь забыть о времени. В такие моменты зритель пытается ответить на классический вопрос: «Что же на самом деле художник хотел сказать этой картиной?»

Если же речь идет о работах сестер ГаБо, а именно под этим именем они известны в алматинских художественных кругах, то задача для любителей головоломок в художественном искусстве усложняется.

Волей-неволей «нарисуется» еще один вопрос: «А кто же на самом деле написал эту картину?».

Галия и Бота (на снимке) подписывают свои картины одним именем - ГаБо.

Читайте также
Дана Орманбаева: Казахские «понты» - это совершенно другая традиция

Причем и те, которые они пишут совместно, и те, которые создают по-отдельности. «Нонсенс!», – скажете вы, ведь какой художник не мечтает о единоличном успехе и признании?  И будете правы, если бы не одно «но». Такой творческий союз – это, конечно же, исключение. И возможен он только в одном случае: когда два художника – это две родственные души во всех смыслах. Галия и Бота – сестры-близнецы. И так случилось, что обе они родились с нарушениями слуха. И опять же так случилось, что это обстоятельство не только сблизило сестер еще сильнее, но и, возможно, определило их будущую профессию.

Галия: - Для родителей это было серьезным ударом, настоящим горем, когда они узнали о том, что у нас проблемы со слухом. Они были молодыми, только окончили университет. Маму Раушан только-только оставили работать на кафедре КазГу, она химик. А наш папа Амангельды КУСАИНОВ – историк, тогда преподавал в вузе, сейчас он уже доктор наук, профессор. Мы были их первенцами.

Родители стали подбирать специальную литературу, искать специалистов в области обучения и воспитания детей с нарушением слуха. Один раз в месяц они получали задания с НИИ дефектологии Академии педагогических наук. То есть занимались с нами очень серьезно и системно. И это принесло свои результаты: когда мы пошли в школу для слабослышащих, уже умели читать.

А как проявились ваши творческие способности?

Галия: - Поскольку мы с сестрой близнецы, то с самого раннего детства занимались одним и тем же: вместе играли, лепили, рисовали, читали книги, делали поделки. Мы даже до пятого класса одевались одинаково. Рисовать начали с трех лет. Родители были очень занятыми людьми, они покупали нам краски, фломастеры, альбомы. А мы самостоятельно садились и рисовали. Рисовали очень много. И нам это нравилось. Однажды наши работы опубликовали в газете «Дружные ребята». Опять же благодаря родителям мы с детства интересовались театром и балетом. В общем, в семье была такая атмосфера, что нас постоянно подталкивали к творчеству. С пятого класса мы начали заниматься рисованием с педагогом Раушан БАЗАРБАЕВОЙ. Сейчас она известный художник, заведует кафедрой в академии живописи им. Жургенова. Мы очень благодарны ей.

Работа "Букет с земляничной поляны"

Читайте также
Антон Митнев: Я бы назвал Шымкент казахстанской Одессой

Наверное было непросто со сверстниками: одно дело – мир, который для вас создавали родители, другое – то, что было за его пределами?

Бота: - Особенных трудностей не было. К нам всегда хорошо относились, мы дружили с соседскими ребятами. Да, бывало, когда незнакомые ребята обзывали нас, иногда дразнили. Но у нас была хорошая защитница – наша сестренка Мадина. Помню, она и дралась за нас. Но мы не обращали на такие вещи внимание, потому что сами были очень активными, никого не стеснялись. И потому нас было двое, это придавало сил и уверенности.

Когда в Алматы мы учились в академии искусств среди слышащих, то сначала с трудом общались со сверстниками, а потом привыкли. Они поддерживали нас, понимали и принимали такими, какими мы были. Однокурсники объясняли, что говорил преподаватель, и давали переписать конспекты. Нам повезло, мы учились действительно с хорошими, добрыми и отзывчивыми людьми.

И все-таки спрошу. Достаточно часто близнецы выбирают одну и ту же профессию. Иногда это тот случай, когда одному из близнецов, ведомому, проще идти за своим лидером братом или сестрой. Не могло ли так случится в вашем случае?

Галия: - Наверное, в нашем случае мы одинаковые в плане выбора сферы деятельности. Это искусство. Однако мы работаем в разных направлениях. Бота увлечена графикой, декоративной живописью, керамикой.

Я нашла себя в живописи и миниатюре, мне нравится заниматься печатной графикой. Я даже не могу лепить керамику, потому что это не мое. И тем не менее, я считаю, что у Боты таланта больше, и она может больше, чем делает сейчас.

"Голубой гранат"

Читайте также
Не получив доступа к груди и попе, начальник оценил ее мозги

И все же картины подписываете одним именем...

Бота: - У каждой из нас есть свои идеи, эскизы. Иногда мы советуемся, обсуждаем сюжет, цветовую гамму, нам интересно мнение друг друга. Но пишем всегда индивидуально, то есть не в две руки. Иногда мы можем что-то поправлять друг у друга. У Боты «сильная линия», у меня -«цвет» и «мелкие детали».

В миниатюрах работаем совместно. Как правило, я придумываю сюжет, создаю эскизы, покрываю цветом. Бота завершает работу, наносит линии и придает четкость. Большие работы - это чистая индивидуальность, но мы всегда в совместном творческом общении. Поэтому и подписываем работы ГаБо, дуэт ГАлии и БОты.

Неужели у вас никогда не было соблазна создать собственную выставку под своим именем? Все-таки для художника важно признание…

Галия: - У Боты была персональная выставка по керамике, но подписана она была ГаБо. Это узнаваемость, можно сказать бренд.

"Звонок другу"

А как давно вы работаете в жанре «ню»?

Бота: - В этом жанре работаю я. Рисовать обнаженные фигуры я начала со студенческих лет. Помню, как-то будучи на первом курсе училища, мы зашли в мастерскую, а там сидела обнаженная модель с очень красивым телом. Мы смутились от неожиданности. Но преподаватель объяснил, что стесняться тут нечего, и мы, как художники, должны видеть красоту, гармонию человеческого тела и научиться передавать ее в рисунке.

С тех пор я не оставляю эту тему. Кроме того, на меня очень сильно повлияло творчество австрийских художников XX века. К сожалению, сейчас очень трудно найти натурщиц, поэтому для меня позируют Галия и некоторые друзья.

"Юная гостья отеля"

Нет опасений, что сегодня такие работы слишком откровенны для нашей страны? У нас это могут назвать уятом и осудить…

Бота: - Мне даже в голову не приходило, что меня могут осудить за такие работы. Я работаю с удовольствием и вдохновением. Причем очень многим нравятся мои работы, особенно молодым. Кстати, их охотно покупают. В прошлом году мы отдыхали в Ницце, и там я сделала много зарисовок обнаженных мужчин и женщин. И у меня уже достаточно работ для будущей выставки в стиле "ню". Но большинство галерей не решаются выставлять их, все-таки мы азиатская страна.

Можно ли сказать, что имя ГаБо коммерчески успешно?

Бота: - Многим нравятся наши работы, их покупают. Сейчас, когда есть и фейсбук, и инстаграм, о нашем творчестве узнают все больше людей, к нам часто обращаются с целью приобрести что-то. Судить о том, насколько мы успешны, сложно. Могу сказать, что наше творчество узнаваемо, и мы рады этому.

"Спящая девушка"

Читайте также
Кому отдадут роль Томирис в новом фильме Акана Сатаева?

Как вообще сегодня живется художнику?

Галия: - Вообще любому художнику трудно живется, потому что надо покупать краски, холсты и другие материалы, надо платить за аренду мастерской. Заказов практически не бывает. Думаю, что у нас искусство не востребовано, никто не поддерживает художников. Да и времена сейчас трудные - мало кто может покупать большие картины. 

Вы можете сказать, что вы полностью реализовались как творческие личности, и как женщины?

Галия: - Да, мы считаем, что по мере своих возможностей мы реализовались. Мы окончили в Ленинграде художественное училище при Всесоюзном обществе глухих, затем поступили на общих основаниях в Национальную художественную академию им. Жургенова, успешно ее окончили. Выставляться мы начали еще в студенческие годы.

На сегодняшний день у нас 19 персональных выставок, участвовали в 59 групповых выставках, мы лауреаты различных конкурсов. К тому же наши работы выставлялись за рубежом, у нас есть творческие связи с художниками зарубежья.

Нам нравится наш образ жизни. У каждой из нас есть ребенок. У меня дочь Сабина, она студентка, учится в Англии. У сестры Боты - сын Диар, ему 13 лет, он учится в школе "Мирас" на отделении английского языка.

Нам до сих пор помогают наши родители, любимая младшая сестренка Мадина. У нас крепкие семейные узы, мы все друг друга поддерживаем.


"Апашкин курс"

Вы хотели бы вы, чтобы ваши дети стали творческими людьми?

Честно говоря, нет. К сожалению, что зарабатывать творчеством на жизнь невозможно.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером