Как историческая память оборачивается удивительными полотнами
В выставочном зале Almaty Gallery открыта выставка "Память", где представлены полотна известнейшего турецкого живописца Исмаила АДЖАРА.
Художник работает в разнообразных техниках, но особенно привлекают зрителей его картины, выполненные в стиле гиперреализма – с предельной детализацией объектов живописи. Это и портреты выдающихся общественных деятелей Турции, и простые люди.
Столь же подробны натюрморты, городские пейзажи, изображения животных, героев мифологии…
Особое внимание уделяет автор сакральным вещам – мечетям, персонажам, связанным с историей, традициями, верой.
Картины, выставленные в Almaty Gallery, впервые экспонируются в южной столице. По словам автора, он брал за основу историю тюрков, выявляя следы прошлого, вовлекая зрителей в свои исследования.
Наргиз АЛИБ – магистр искусствоведения: "Almaty Gallery всегда уделяла большое внимание международным проектам. Выставлялись работы художников из разных регионов - КИМ Бу Сика из Южной Кореи, Сигэру ЁСИДА из Японии, не так давно были представлены интересные инсталляции из песка Латифы САИД (Дубай, ОАЭ). Также наш казахстанский зритель познакомился с произведениями мастеров из Германии, Грузии, России, Узбекистана. И вот теперь впервые мы представляем международный проект Казахстана и Турецкой Республики. Мы этому очень рады, потому что Турция очень близка исторически и духовно для Казахстана. Турция была первой страной, которая официально признала независимость и суверенитет РК. Подобные проекты очень важны и актуальны в нынешнее время. Выставка известного турецкого художника Исмаила Аджара – вклад в мирные, добрые отношения между нашими странами".
Картины Аджара выказывают глубокую любовь к людям, внимание к их внутренней жизни. Заметно, что большое значение художник придает вере в Создателя, Аллаха. Объекты многих полотен – это мечети, а также персонажи Корана, равно как и Библии. Исмаил Аджар комментирует свое отношение к понятию веры:
"Я считаю, что у каждого из нас внутри, в самом сердце, есть вера в Господа, потому что в каждом есть и хорошее, и плохое. И если человек будет показывать свою лучшую сторону, проявлять ее, то он тем самым приблизится к Аллаху. И не обязательно быть христианином или мусульманином, чтобы выказывать свою любовь к Богу".
Аджар стремится в своих картинах показывать все самое доброе, чтобы приближать к Аллаху зрителей и самому становиться к нему ближе. Но художник напоминает и о силах зла, которые сопровождают человечество на протяжении всей его истории. Так, в одной из работ, названной "Страх", изображен дьявол. Во всех религиях мира страх – союзник дьявола, главный инструмент, при помощи которого демон ведет борьбу с людьми – мусульманами, христианами, представителями иных конфессий. И потому нужно безбоязненно стремиться к вере.
В картине "Кааба" изображено главное святилище ислама. На полотне вокруг Каабы сосредоточились все мечети Турции. И на самом верху – Айя-София – Собор Святой Софии, в прошлом - православный храм. Сегодня его официальное название - Большая мечеть Айя-София.
История этого памятника византийского зодчества многосюжетна и драматична. С 1985 года статус Софийского собора изменился – храм был внесен во всемирное наследие ЮНЕСКО. Президенту "Совета по освобождению Святой Софии" Крису СПИРУ принадлежат слова о стремлении международного движения к тому, чтобы "собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия". Однако, как известно, 10 июля 2020 года Госсоветом Турецкой республики было отменено решение 1934 года о превращении собора Святой Софии в музей. И, согласно новому постановлению, с 2020 года здание может эксплуатироваться как мечеть. В тот же день президент Турции Тайип ЭРДОГАН подписал указ о превращении Айи-Софии в мечеть.
Что думает об этом известный турецкий художник? Правильно ли, что православный в прошлом храм стал мечетью? Исмаил Аджар убежден, что Господь един для всех религий:
"Как раньше Айя-София предназначалась для веры в Бога, так это остается и сегодня. Пусть христиане не обижаются".
Кроме того, художник считает, что если бы собор не перешел Турецкой республике, то он бы разрушился:
"Турки не только сохранили Айя-Софию, но и тщательно отреставрировали ее. Это место является священным для турок. Но Айя-София открыта и для представителей прочих конфессий: здесь могут молиться не только мусульмане, но и христиане и представители всех религий. Турки позаботились о соборе, взяли его восстановление в свои руки. Если бы не эти меры, Айя-София была бы потеряна для человечества".
Завершая беседу, Исмаил Аджар подчеркнул: у турок и казахстанцев есть общая история, единые ценности – достоинство, наследие, общая память. "Именно поэтому я и назвал эту экспозицию "Память", - заключил художник.
Перевод комментариев художника с турецкого – студентка КИМЭП Саяра Турсунова.
Фото автора.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!