Люди зимой здесь топят снег, чтобы добыть воду, и боятся ночью выйти на улицу из-за волков
Когда-то эти дома в начале 90-х построил Ново-Альджанский элеватор для своих работников. Это было удобно и предприятию, и тем, кто на нём работал. С удобствами тогда особенно не заморачивались, обещали, что всё будет через время: и центральное водоснабжение, и канализация. Предприятие давало транспорт для детей работников, чтобы возить их в школу, самое главное - воду - людям тоже давал элеватор. Так как центрального водопровода в посёлке не было, цистерна из элеватора раз в неделю ездила по дворам и наполняла 200-литровые бочки, которые и сейчас стоят во дворах домов, водой. Её использовали для всего: и для полива, и для приготовления еды, и для стирки. Потом начался развал, элеватор много раз переходил из рук в руки, и про построенные дома все забыли. Сейчас в этом посёлке живут 10 семей. В нем всего одна улица.
- Мы стали сами по себе, мы вроде есть, и вроде нас никто не видит, мы - как призраки что-ли для городского акимата. Даже когда через дорогу от нас стали строить посёлок, нас к нему присоединять не стали. К нам нормально добраться можно только летом, и то - если дождей нет, зимой, если кто заболеет, "скорая" к нам не едет, приходится соседа просить, у кого машина есть, и он везёт человека до того места на дороге, куда "скорая" может доехать, - рассказывает Малика УЗУЕВА, жительница посёлка.
Автобусы в этот посёлок тоже не ходят, хотя у обочины дороги стоят два остановочных павильона.
- Нам сначала сказали, что надо остановки поставить, чтобы было откуда автобусам людей забирать. Мы своими силами из профлиста сварили, поставили. Но потом "Автопарк" (крупный городской автоперевозчик -Д.М.), потребовал, чтобы мы дорогу сами сделали к этим остановкам. Чтобы автобусы не гробить и чтобы они смогли проехать к нам. А это уже не по силам нам. Так и стоят остановки эти. С одной остановки детей наших в школу автобус забирает, он из нескольких посёлков забирает так детей. Директор школы сам платит водителю автобуса, чтобы он до нас добирался. Но если буран, то автобус не может к остановке проехать, дети в школу не идут. А так, у кого родня в городе есть, дети там, у них, живут и учатся, - рассказывают жители посёлка.
Самая главная ценность в посёлке – это вода. В скважинах, которые пробурили люди за свои деньги – она очень солёная. Живительную влагу сейчас по-прежнему раз в неделю-две по дворам развозит цистерна с Ново-Альджанского элеватора. На каждый дом норма - по 200 литров.
- Директор элеватора просто входит в наше положение, хотя и не должен этого делать. Если б не он, мы не знаем, что бы делали, ведь воду из тех скважин, что пробурили, даже собакам давать нельзя, настолько она солёная. Приходится воду экономить. К примеру, у нас во дворе 16 соток земли. Но ничего посадить нельзя, солёной водой из скважин поливать нельзя, пропадёт всё. Зимой иногда бывает, что цистерна приехать не может с элеватора, так мы снег топим, таким образом, вот, воду добываем, - рассказывает Зелимхан, он местный волонтёр, у него и его соседа есть машины. К нему жители обращаются, когда надо срочно ехать в город.
Жители посёлка не понимают, почему их не присоединили ни к жилому массиву "Думан", ни к жилмассиву "Парасат", которые строятся напротив. Спросить не у кого - аким района, к которому они относятся, ни разу у них не был. А недавно все, кто живёт в посёлке, узнали, что стали "крепостными". Как оказалось, власти в их посёлке одному фермеру дали в аренду землю на 49 лет под крестьянское хозяйство. База, на которой фермер держит баранов, теперь прямо в посёлке возле жилых домов. Недалеко от домов с этой базы складируется навоз, от которого задыхаются люди. Но самое главное, что земля, на которой стоят дома в селе, тоже, как, оказалось, принадлежит теперь фермеру. Жителей посёлка никто не спрашивал, хотят ли они такое соседство. Они для городских властей словно люди-невидимки.
- Мне городской земельный комитет утвердил выдел еще земли, чтобы я дом мог построить для брата. Но, как оказалось, я для этого должен у фермера разрешение взять, без этого ничего я делать на своей же земле не могу. Но подпись свою этот фермер не ставит. Мы, получается, как крепостные теперь стали, - разводит руками Зелимхан.
Нурлыбаю САРИНУ повезло, у него есть машина, и он может ездить в город чаще, чем другие сельчане.
- Мои дети сказали, что ни за что не вернутся сюда. Они в городе учатся, у родных живут. Тут ни интернета, ни сотовой связи нет толком. А ночью ещё из дома боишься выйти, волки ходят, воют. Единственная прелесть – свежий воздух. Но этим детей и молодёжь сюда не заманишь. А нам, чтобы перебраться в город, надо дома свои продать, но кто их купит? Тем более, что они теперь, как оказалось, на чужой земле стоят, мы их и продать не можем. На птичьих, получается, правах тут, хоть и прописаны здесь, - сокрушается Нурлыбай.
В городском акимате, как оказалось, жителям посёлка-призрака очень сочувствуют. По поводу того, как им помочь, в городском отделе ЖКХ дали такой ответ:
"Сейчас готовится проект по водоснабжению жилых массивов "Думан" и "Парасат". Данный участок (Ново-Альджанский элеватор) в том числе входит в проект по "Думану". В этом году проект должен пройти экспертизу. После в маслихате на следующий этап будет запрошено финансирование для строительно-монтажных работ… В окрестностях города 53 жилых массива. В основном все новые, появились за последние годы. Из них в 32 жилых массивах пока решается вопрос инженерных сетей, коммуникаций и др. Проблема дорог имеется почти во всех новых жилых массивах. В этом году выделено из бюджета 210 миллионов тенге, чтобы сделать грунтовые дороги в населенных пунктах, хотя бы засыпать щебнем. Например, в "Думане" 3 км грунтовых дорог. По мере выделения средств стараемся охватить проблемные участки", - с глубоким понимаем проблемы, ответили городские чиновники.
Фото: © Ratel.kz / Дмитрий Матвеев.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!