Учись и молись: допустимы ли элементы религии в школах Казахстана

2304 просмотров
0
Галина ГАЛКИНА
Воскресенье, 10 Сен 2023, 11:00

В казахстанском сегменте соцсетей продолжаются бурные обсуждения религиозных атрибутов в школах и вузах – а именно хиджабов и молельных комнат

Фото: rayyaninstitute.com.

Основное требование сторонников – человек должен иметь возможность молиться в школе и вузе. Главный аргумент противников – мы живем в светском государстве. Где же эта золотая середина? И есть ли она?

Читайте также
Читающая нация? Прошлое и настоящее казахстанской литературы

После заседания правительства 22 августа министр просвещения Гани БЕЙСЕМБАЕВ однозначно ответил на вопрос о том, можно ли носить хиджабы в школах. Он сослался на то, что никакие изменения в законодательстве по этому вопросу не внесены правительством, и подчеркнул, что требования к форме останутся прежними:

"Цель посещения школы - получение качественного образования. Мы все должны следовать букве закона. Мы исходим именно из этого".

Министр просвещения призвал родителей не привносить сюда иные вопросы.

В соседнем Узбекистане поставили точку в спорах о той же проблеме – ношении хиджабов. Там депутатами Законодательной палаты были приняты поправки в кодексы, устанавливающие ответственность за пропаганду превосходства граждан на основе принадлежности к той или иной религии или нации, а также за отрицание равных прав женщин и мужчин и ношение одежды, не позволяющей распознать личность.

А в Казахстане продолжаются волнения общественности: "Хиджабы, молитвенные комнаты – это лишь первые шаги к полному скатыванию в фундаментализм".

Артем СОЛОВЬЕВ – религиовед, кандидат философских наук:

"Относительно молитвенных комнат в вузах и школах все просто: согласно статье 7 (п. 3) закона Республики Казахстан "О религиозной деятельности и религиозных объединениях": "Не допускается проведение (совершение) богослужений, религиозных обрядов, церемоний и (или) собраний, а также осуществление миссионерской деятельности на территории и в зданиях организаций образования, за исключением духовных (религиозных) организаций образования".

Читайте также
Бить или не бить? Какие татуировки выбирают казахстанцы

То есть призывы создавать молитвенные комнаты для какой-то религиозной организации в школах и государственных вузах оказываются призывом нарушать закон. В этом смысле в рамках демократических процедур возможны заявления о том, чтобы изменить закон, что требует общественного обсуждения норм закона. Должны быть запросы в адрес законодательной власти с петициями об изменении закона, должны быть группы, которые в парламенте инициируют процесс внесения изменений в законодательство, затем парламент должен принять или не принять эти изменения после парламентских дебатов, должно быть общественное обсуждение этих поправок.

И вот только после принятия этих изменений, если они будут, можно позволять создавать молитвенные комнаты для представителей любой религии. Например, в школе можно открыть молитвенные комнаты на основе заявлений родителей детей, исповедующих какую-то религию, и заявлений о согласии на это родителей, чьи дети не исповедуют эту религию (или без их согласия - как это будет прописано в законе).

Понятно, что если это произойдет, то в силу конституционного права на свободу совести любая религиозная организация, действующая на территории РК, должна иметь право на открытие такой комнаты. Это означает в этой, пока еще невозможной по закону ситуации, открытие не только молитвенных комнат для мусульман, но и для православных, для католиков, для разных направлений протестантизма, для буддистов. Но сейчас это все является незаконным. То есть сначала необходимо обсуждать закон и только затем что-то предлагать в рамках закона, а иначе подобное должно быть расценено как правонарушение.

Но внесение поправок в закон предполагает не бунт, не эмоции, а вдумчивое сотрудничество представителей государства с верующими всех религиозных организаций, чья деятельность разрешена на территории Казахстана. Это долгая кропотливая работа, которой часто вредит ажиотаж в СМИ, благодаря которому не столько решаются проблемные вопросы, сколько сами СМИ зарабатывают для себя скандальную известность".

Замир КАРАЖАНОВ, политолог:

"Универсальной модели светского государства в мире не существует. Но есть принципы, на которых оно покоится. Это отделение государства от религиозных конфессий, невмешательство государства во внутренние дела конфессий, ограничение влияния религиозных догм на законотворчество. Соблюдение этих принципов позволяет достичь светского государства, но на практике их реализация отличается в разных странах.

Читайте также
"Сталинский пирог" на Панфилова: загадки центра Алматы

В Казахстане, например, в названиях партий не допускается упоминание религиозных наименований. В Германии у власти находился ХДС, что означает Христианско-демократический союз. Но от этого государство не перестает быть светским. В странах, где среди населения доминирует какая-то вера, предпочтение отдается ей. Но опять-таки принципы светского государства сохраняются.

Поскольку речь идет о самоидентификации населения по религиозному признаку, а это культура, менталитет, традиции и обычаи, т.е. всё то, что объединяет людей в одно общество и чем они не могут поступиться, не утратив свою идентичность. Если говорить о "золотой середине", что можно, а что нельзя, то границы устанавливает общество, а не государство. Государство – это только инструмент реализации воли населения.

Граница государства и духовенства подвижна, главное, чтобы она поддерживала стабильность в стране и обществе, не допускала дискриминации, в том числе атеистов, позволяла стране развиваться с учетом интересов всех групп населения и не провоцировала кризис. Казахстан продекларировал построение светского государства. И это хорошо, что мы можем открыто обсуждать такие вопросы и при этом сохранять в обществе высокий уровень толерантности и веротерпимости.

"Золотая середина" – это консенсус, который разделяют все члены общества, независимо от своей религиозной принадлежности. Но здесь много вопросов к законодательству, т.к. оно регулирует не все аспекты. Многие вопросы, например, касательно школьного дресс-кода, у нас регулируется на уровне министерских приказов. Есть и другие нюансы. Например, у нас часто говорят о защите прав детей. Но как этот гуманистический принцип реализовать в семье, если родители чрезмерно набожные? Могут ли дети быть защищены от религиозного влияния старших членов семьи и каким образом? Таких вопросов много, и не на все существует однозначный ответ".

Азамат ТАСПАЕВ, родитель семиклассницы в одной из школ Алматы:

Читайте также
Зачем современному Казахстану русский язык

"Коль в школах откроют намазхану, тогда надо и часовни открывать. Если в каком-то районе города, села компактно проживает славянское население, тогда нужно вводить в программу "Закон Божий" и какого-то священника приглашать, чтобы он вел этот предмет. Мне кажется, если религия отделена от государства, а школы у нас большей счастью государственные, то ни о каких не только молитвенных комнатах, но и любых культовых элементах не может быть и речи. Закон един для всех.

Я крайне против ношения хиджаба, против молитвенных комнат в школе. Хиджаб – это же не просто, как мы понимаем, платок в исламе. Смысловое наполнение хиджаба широкое: это - и покрывало, и запрет, и барьер. В одной из сур Корана говорится, что женщина должна усмирить свои чувства и быть скромной. Против этого трудно возразить. Но в нашей стране закон един, поскольку мы живем в светском государстве.

Можно сравнить ситуацию с хиджабами сегодня с тем, как в 90-е годы школьникам разрешили ходить в свободной одежде. И получалось, что дети из богатых семей приходили в школу одетыми в брендовую одежду от "Картье", "Гуччи", в модные кроссовки, в дорогих аксессуарах и т.д. А в малообеспеченных семьях родителиодевали детей более чем скромно. Поэтому во всех школах много лет назад была введена единая униформа – это касается всех государственных школ в странах, позиционирующих себя как светские государства – по закону. Подобное делается для того, чтобы дети получили равные возможности в образовании, имели одинаковую стартовую позицию даже в плане одежды в школе.

Читайте также
Суперлуние: денежные суеверия казахстанцев и научные факты

С одной стороны, хиджаб – это неотъемлемая часть религиозной одежды, но с другой стороны, раз ты живешь в светском государстве, то должен соблюдать его законы. А если вы намерены одевать своего ребенка в хиджаб, "закрывать" его, тогда нужно выбирать частную школу. Если разрешить хиджаб, то иудеям нужно позволить ходить в кипах, православным женщинам в платках, буддистам – в своих одеждах. Но светское образование предполагает какой-то единый стиль.

Показателен пример подобной ситуации в Турции, когда в 2005 году преподаватель стамбульского вуза подала в суд на высшее учебное заведение за то, что ей запрещали носить хиджаб, потом она отправила апелляцию в Европейское бюро по правам человека. И там был вынесен вердикт, который содержал такой аргумент – запрет приходить в вуз в платке не связан с ущемлением ее прав, он связан с защитой прав других людей.

Хиджаб, молитвенная комната не должны быть предметом политического спора, дискуссии. В Казахстане есть единый закон, который записан в Конституции РК, которую мы все одобрили не далее как два года назад. А следовательно, мы одобрили все ее статьи. Таким образом, мы остаемся светским государством".

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM! 

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




критик
Занимательная физика: мужчины считают, что 24 года это слишком много, а женщинам кажется, что это ничтожно мало.
Почему женщину в Казахстане не считают человеком
Государство не станет цивилизованным никогда, если не прекратится насилие над гражданами женского пола
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Зачем Управлению делами президента поле для гольфа
Нацкомпания QazaqGaz избавилась, наконец, от навязанного ей убыточного актива
Так кто же предатель? Комментарий к фильму Марии Певчих
Как случилось, что Владимир Путин пришёл к власти
БеззабоРная жизнь
Сухая статистика подтверждает, что в районах с открытой планировкой процент преступлений против личности и имущества в разы меньше
Верблюды и султаны податью не облагаются. Что ещё писал Пётр Чихачёв про казахов в 1845 году
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Депутат Стамбеков: Почему Ratel был прав?
Минфин, миннацэкономики и Нацбанк сходу не смогли ответить
ТОО "ПКС" решил обжаловать решение суда по иску управления строительства Алматы
И готовится купить у Qazaq Stroy до конца 2024 года квартир 3,45 млрд тенге
В ВКО бухгалтеры обворовали банк и госучреждение на общую сумму 43 миллиона тенге
Одна из счетоводов отправилась в колонию, вторая отделалась ограничением свободы
Сколько актюбинцы переплачивают россиянам за электроэнергию
Область может иметь дешёвую электроэнергию, но почему-то для региона покупают дорогое электричество из России
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.