Такие ли бедные автобусные парки Уральска, как хотят показаться

9370 просмотров
0
Акмарал ШАЯХМЕТОВА
Среда, 14 Дек 2022, 17:45

Ежегодно им выделяют миллиардные субсидии

Ratel.kz решил подсчитать сколько зарабатывают автобусные парки, действительно ли они все находятся едва ли не на грани банкротства, как они утверждают, и насколько оправдана выдача субсидий из государственного бюджета пусть и социально значимым, но все же частным предприятиям. Для этого мы отправили запрос в отдел жилищно-коммунального хозяйства, автомобильных дорог и пассажирского транспорта при акимате Уральска. 

Как устроен общественный транспорт в Уральске? 

Читайте также
Отдел ЖКХ акимата Уральска ищет нового хозяина 23 остановкам

В Уральске, по данным бюро национальной статистики проживает 314 тысяч человек. По данным отдела ЖКХ, обслуживают эти 314 тысяч человек 381 городской автобус. Из них 100 автобусов большой вместимости (типа "Ютонг"), 185 средних автобусов (типа "ПАЗ", "Вектор") и 96 автобусов малой вместимости (типа "ГАЗель"). Больше трети (147 автобусов из 381) работают на сжиженном газе, остальные на дизтопливе. Кроме того, реально на линию выходят 240 автобусов из 381, остальные машины находятся в резерве. Этого мало, но выпускать больше нет возможности - не хватает водителей. 

Все эти автобусы распределены между 26 основными городскими маршрутами, 10 дачными и 6 пригородными. Другого общественного транспорта в Уральске нет - ни метро, ни троллейбусов. 

Маршруты распределены между шестью основными предприятиями-пассажироперевозчиками: ТОО "Западно-Казахстанский автобусный парк" - 13 маршрутов, ТОО "Алый парус" - 8 маршрутов, ТОО "Батыс Дилижанс" - 6 маршрутов, ТОО "Акжол Авто" - 5 маршрутов, ТОО "Орал Авто Транс" - 5 маршрутов и ТОО "Урал Тех Сервис" - 3 маршрута. Все эти предприятия образовались в нулевых, кроме как ТОО "Алый Парус паруса" - его открыли в 2020 году.

Автопарк изношен примерно на треть - 121 из 381 автобуса эксплуатируются больше 12 лет, остальные - меньше. Покупку новых автобусов в основном осуществляют через лизинг, через АО "Фонд развития промышленности". Так, в 2021-2022 года разными автопарками было закуплено 30 больших автобусов "Ютонг" и еще 10 больших "ЛиАЗов", а также 39 средних "Векторов". Ради справедливости отметим, что городской акимат всячески помогал перевозчикам в получении этих кредитов. 

Читайте также
В ЗКО районный акимат накатал лишнего бензина на миллион тенге

Власти Уральска решили реформировать систему общественного транспорта и начали с введения электронной оплаты за проезд. Тогда утверждалось, что это поможет узнать точный пассажиропоток пассажиров и соответственно - реальные прибыли автопарков, чтобы не платить зря субсидии. Так, в июне 2021 года заключили договор с частной фирмой "Smart Qala", которая за свой счет установила терминалы электронной оплаты и валидаторы, затратив на это, по их же данным, 350 миллионов тенге. За это перевозчики должны будут перечислять им 9% от всех транзакций. 

Для того, чтобы нововведение заработало, с августа 2022 года ввели дифференцированный тариф для населения, по которому при оплате карточкой проезд остается прежним - 80 тенге, а при наличке - 150 тенге. Все данные, за исключением небольшого процента налички стали прозрачными. 

Экономика простых вещей

Отдел ЖКХ акимата Уральска предоставил нам сводный график пассажиропотока в Уральске за время введения электронной оплаты за проезд. На его основе попытаемся посчитать, какие доходы имеют предприятия пассажироперевозчиков и какие расходы они несут.

Подсчеты грубые, потому что в бизнесе пассажироперевозок много нюансов, таких как сезонность (в летнее время у них меньше пассажиров), вид топлива (газ дешевле), плюс - на некоторых автобусах нет кондукторов, некоторые маршруты сверхпопулярны, некоторые - не особо. 

Читайте также
ЗКО закупит приложения для превентивного задержания опасных водителей на российских авто

Итак, в августе этого года общий пассажиропоток (без учета тех, кто оплатил наличкой) по всем автопаркам составил 3,5 млн человек, с сентября по ноябрь - 4,3-4,5 млн человек ежемесячно. Если взять за среднюю цифру 4 млн человек, то чистый приход всех автопарков составляет 320 млн тенге в месяц. Отнимем от этой сумму 9% - процент оператора "Smart Qala", получится 291,2 млн тенге. 

Отнимем самую большую статью расходов - заработные платы. При вводе дифтарифа обещанием перевозчиков для водителей стали зарплаты в 300 тысяч, у кондукторов - 220-250 тысяч. Но водителям могут немного доплачивать за переработку, поэтому возьмем среднюю цифру для каждого работника в 300 тысяч человек. Из 381 автобуса - 96 газелей, на которых не бывает кондукторов. Соответственно, максимум - 285 кондукторов, водителей же меньше, чем машин (поэтому они перерабатывают) - 240 человек. Итого 530 рабочих, в месяц на зарплату - 159 миллионов. Осталось 132 миллиона тенге. 

Вторая крупная часть расходов - платежи за автобусы, взятые в лизинг. Были закуплены 30 "Ютонг" и 10 ЛиАЗ (среднерыночная цена 40 млн тенге) и 39 "Векторов" (среднерыночная цена 27 млн тенге), итого 79 машин на сумму 2,6 млрд тенге. Лизинги были даны на 5 лет, с учетом всех процентов, общий платеж для всех автопарков по городу - 50 миллионов тенге в месяц. 

Остается 82 миллиона. Отнесем их к издержкам автопарков на ежедневные траты на топливо и содержание автобусов. Подсчитать их конкретно - невозможно, поскольку у всех разный расход, разное количество рейсов, цена зимнего и летнего топлива разная, а треть автобусов и вовсе использует дешевый сжиженный газ. 

Читайте также
В Уральске работники автопарка протестуют против электронной оплаты за проезд

Невозможно подсчитать и точные издержки на ремонт, но раз большинство автобусов, в общем-то, не сильно старые - больших проблем с ними быть не должно. Кроме того, не рассчитываем и расходы на содержание парка, налоги, содержание других сотрудников ( медиков, механиков).

Двойной расход из одного кармана 

Повторимся, что мы не претендуем на точность, но даже такой дилетантский расчет показывает: городские автопарки при нынешних тарифах и на сегодняшний день исключительно на деньги, полученные от пассажиров, если и находятся в небольшом минусе, то явно не в огромной долговой яме. 

Но тем не менее периодически их владельцы просят поднять стоимость тарифа (в Уральске он неизменен с 2016 года), а государство выплачивает им огромнейшие субсидии. В 2020 году из бюджета им было выделено 500 млн тенге, в 2021 году - 2,2 млрд тенге, а в этом году - 2,4 млрд, плюс в декабре должно поступить еще 1,4 млрд. Возникает вопрос, из чего складываются эти суммы субсидий? Между тем, в отделе ЖКХ акимата Уральска утверждают, что все городские маршруты - однозначно убыточные, и без субсидий автопарки бы оставались бы в минусе.

- Есть утвержденный для населения тариф в 80 тенге, а есть расчетный тариф - то есть реальный тариф на перевозку. Скажем, маршрут № 5 имеет расчетный тариф в 190 тенге. Отнимем 80 тенге, и разницу в 110 тенге за каждого пассажира мы субсидируем. Расчетный тариф складывается согласно специальной методике расчета - туда включена стоимость автобуса, зарплаты, амортизация, шины, общий годовой пробег и пассажиропоток. Выводится расчетный тариф транспортной комиссией, куда входят представители Ассоциации перевозчиков, служащие из акимата, отдела экономики, ЖКХ и отдела предпринимательства. Протоколы определения расчетного тарифа они подают в маслихат, - пояснил заведующий сектора отдела ЖКХ Алмаз АХОШЕВ.

Читайте также
Вода пополам с горем: в ЗКО пытаются понять куда утекают миллиарды, выделяемые на водоснабжение

По словам Алмаза Ахошева, субсидии дают автопаркам не только покрытие их расходов, но и определенный процент прибыли, поскольку "по нулям никто работать не станет". Он также подчеркнул, что в 2023 году будет рассматриваться вопрос о повышении тарифа. 

То есть проблема не в том, что перевозчикам платят субсидии, а в том, что нет какой-то прозрачности, на каких расчетах они основываются при их выдаче, и в том, что в транспортной комиссии сидят, по факту, заинтересованные лица. К слову, протокола транспортной комиссии по подсчету расчетного тарифа на городские маршруты нам не предоставили, потребовав официальный запрос. 

Субсидии на миллиарды, качество - на ноль

Помимо того, что нет прозрачности в субсидиях, выдаваемых автопаркам, недовольство горожан вызывает само качество оказываемых ими услуг. Уральцы считают, что незачем платить больше за то, в каком виде им предоставляются услуги перевозки

- У нас невозможно ездить на автобусах. Во-первых, их мало, там всегда толпа, а в часы пик давка такая большая, что люди физически не втискиваются в автобусы. Ездить страшно - водители по телефону разговаривают, постоянно замечала, что у них есть группа в ватсапе, они целый день одной рукой автобус водят, другой рукой между собой переписываются. Почему с этим не борются, ведь за рулем водители должны быть сконцентрированы! Почему не пускают дополнительно автобусы в часы пик? Акимат к людям, как к скотине относится, - высказала свое мнение жительница Уральска Жансая МОЛДАГАЛИЕВА. 

Регулярно в сети всплывают видео "битвы за 80 тенге" - когда водители автобусов превышают скорость, врезаются друг в друга, в попытке собрать большее количество пассажиров. По данным департамента полиции по ЗКО, за последние четыре года в городе произошло 6 аварий с участием автобусников, где в одном случае пострадавший скончался, а в пяти - люди получили тяжелые увечья. В отделе ЖКХ акимата Уральска о качестве оказываемых услуг нам ответили кратко:

Читайте также
Казна ЗКО в этом году выросла больше, чем на 40 миллиардов тенге

"Ежегодно отделом ЖКХ проводится комплексная проверка городских маршрутов. В этом году проверка еще продолжается, по ее результатам будет направлено письмо об устранении. За это время городские перевозчики были привлечены за отклонение от маршрута, невыдачу билетов, различные нарушения ПДД - разговор по мобильному, проезд на красный цвет светофора, курение за рулем. Кроме того, жители жалуются на большой интервал движения автобусов, вечерний график и грубость водителей и кондукторов", - сообщили в отделе ЖКХ акимата Уральска. 

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Акмарал Шаяхметова.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




писатель и философ
Чингисхану не нужна была партия. Там и так было понятно, о чём речь.
Как Бэтмен Досаев "спасает" Алматы
Почему в Казахстане так любят чрезвычайные ситуации
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
"Лукойл": минус Европа, плюс Казахстан
В Казахстан приходит российская франшиза АЗС
Неудобные, но обоснованные вопросы об алматинских дорогах
Пришла весна и в Алматы обнажаются дорожные ямы
Атака на Израиль: версия для конспирологов
Есть все основания считать, что миром нашим правит вовсе не тайная лОжа, а явная лАжа
Крысы в Алматы: неожиданное появление, захват города и грядущие проблемы
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Семейские мостостроители боятся большой воды в Иртыше
Почему при огромных запасах воды этого года пойму Иртыша, которая так нуждается в полноценных попусках, снова недозальют
Как Bereke Bank навредил себе, постоянно отзывая ходатайство из кассационной коллегии
И почему на решения судебной коллегии Верховного суда не влияют публикации в СМИ
Полгода содержания парков и площадей Семея оценили в миллиарды
Работы нужно будет выполнять до конца нынешнего года
В Актобе задержали директора известного благотворительного фонда
Её подозревают в том, что часть собранных для лечения детей денег женщина присваивала себе
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.