Часть полотен будет продана с аукциона, деньги пойдут на благотворительность
Выставкой из около 120 художественных работ в историко-краеведческом музее Северо-Казахстанской области завершился второй международный симпозиум "Ботай – культура Великой степи". Он проходил на территории знаменитого энеолитического поселения Ботай, буквально заворожившего мастеров кисти и красок из разных стран.
- Это удивительное место, меня здесь все вдохновляло, - сказал художник из Франции Франк ХАНТАН. - Мои картины не раз представлялись на международных выставках, но здесь, думаю, я создал свои лучшие работы.
Гостям симпозиума рассказали об открытиях исследователей ботайской культуры, перевернувших представление о степной цивилизации. Именно здесь ученые нашли самые ранние на Земле свидетельства доместикации лошади, включая молекулы кобыльего молока на черепках глиняных сосудов, а также зубы лошадей, явно знавших удила.
Конечно же, лошади присутствуют на значительной части картин, созданных участниками симпозиума. Преподаватель живописи из Парижа Асмар НАРИМАНБЕКОВА, изобразившая сцену охоты на лошадях, рассказала, что ее давно привлекают эти удивительные животные, тема их приручения человеком. А художница из Германии Ольга МЮЛЛЕР призналась, что сразу влюбилась в североказахстанский пейзаж. Особенно восхитила гостью природная жемчужина края – Шалкар-Имантауская курортная зона, где также был организован пленэр.
Помимо этого, Ольга решила донести до зрителей свои представления о жизни и взаимоотношениях древних ботайцев. Она уверена, что шесть тысяч лет назад люди были точно такими же, как сейчас. Да, у них были гораздо более тяжелые бытовые условиях, а жизнь более короткой. Но их чувства ничем не отличались от чувств людей 21 века нашей эры. Они точно также дружили, влюблялись, ревновали, радовались рождению детей.
На полотнах можно "прочитать" попытки авторов разгадать некоторые тайны Ботая. Вот одна из них, о которой ранее рассказывал открыватель Ботая знаменитый археолог Виктор ЗАЙБЕРТ (ныне покойный): в ходе раскопок в одном из ботайских жилищ был найден трепанированный череп.
Ученые пришли к выводу, что два отверстия диаметром 0,6 см в затылочной части головы ботайца были сделаны еще при его жизни.
Трепанации подвергли подростка, который затем прожил еще около 17-18 лет. Он родился гермафродитом, и, быть может, именно поэтому стал шаманом. Зайберт предположил, что трепанация не была связана с каким-то заболеваниям, но была необходима для введения шамана в транс, "для усиления связи с духами". После смерти шамана его голову отделили, обмазали глиной и поставили в нишу жилища, используя в культовых обрядах.
Еще один загадочный артефакт – бусина из твердого камня черного цвета с такими отверстиями, что даже для обыкновенных швейных иголок они слишком узкие. Как ботайцы смогли это сделать, неизвестно. Но понятно, что у них были приспособления для сверления, инструменты из камня, меди, ткацкие станки, куда заправлялись нити из крапивы и конопли. Ботайцы умели строить просторные и теплые жилища с шатровыми перекрытиями из длинных жердей, созданными методом плетения корзины, умели заготавливать мясные консервы.
Все это нашло отражение в творчестве участников симпозиума, среди которых были не только представители европейских стран, гости из Канады, Грузии, Кыргызстана, Узбекистана, но и казахстанские художники. К слову, помимо творчества они еще успели провести мастер-классы для детей.
Социальный фонд "Союз ЖАСА" организовал приезд на симпозиум больше 40 воспитанников детского дома Айыртауского района СКО. К слову, на поддержку детей-сирот пойдут и средства, вырученные от продажи с аукциона части работ с выставки.
Фото: © Ratel.kz / Елена Чернышова, управление культуры СКО и музей-заповедника "Ботай"
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!