Свержение президента Украины Виктора Януковича – далеко не первый случай жесткого сценария смены власти. В новейшей истории насильственное изгнание высшего руководства страны довольно распространенное
«Сумеречная зона или «ловушки» переходного периода»
© Альянс Аналитических Организаций, 2013
© Группа оценки рисков, 2013
Авторский коллектив:
Досым Сатпаев, кандидат политических наук (PhD);
Толганай Умбеталиева, кандидат политических наук (PhD);
Андрей Чеботарёв, кандидат политических наук;
Расул Жумалы – политолог;
Рустем Кадыржанов, доктор философских наук;
Замир Каражанов – политолог;
Айдос Сарым – политолог;
Айман Жусупова, кандидат политических наук.
художник-иллюстратор – Игорь Кийко
(Продолжение. Начало смотрите здесь)
2.2. «Жесткие» (альтернативные) сценарии транзита власти
Неустойчивость политических систем и режимов правления во многих переходных странах обусловила частоту сравнительно «жестких» с точки зрения обеспечения стабильности соответствующей системы и преемственности официального политического курса сценариев транзита верховной власти. Общим для всех этих сценариев является то, что передача власти в тех или иных странах не связана с персональной преемственностью. Более того, в большинстве случаев данная процедура осуществлялась вне контроля со стороны прежнего правителя и его окружения. Условно здесь можно обозначить следующие сценарии.
1. «Внешнее воздействие». В определенных ситуациях правители тех или иных государств свергались путем вооруженного вмешательства со стороны других государств или международных коалиций. При этом далеко не всегда это вмешательство оборачивалось оккупацией соответствующих стран. Тем не менее «освободители» зачастую отставляли за собой право определять их будущее политическое устройство и персону первого руководителя. В частности, можно привести следующие примеры данных сценариев:
- свержение в 1965 году в Доминиканской Республике правительства Франсиско Кааманьо в результате интервенции США. Сам Кааманьо возглавил страну вследствие свержения военного правительства - Триумвирата Доминиканской Республики, что привело к гражданской войне. В этих условиях США при участии Организации американских государств (ОАГ) предприняли попытки посадить противоборствующие стороны за стол переговоров. В результате в августе 1965 года был подписан «Доминиканский акт примирения», а временным президентом страны был назначен Эктор Федерико Гарсия Годой Касерас. В июне 1966 года в условиях военного присутствия США были проведены президентские выборы, на которых победил экс-президент Доминиканской Республики в 1960-1962 гг. Хоакин Балагер;
- падение в 1975 году непризнанного Государства Вьетнам (Южный Вьетнам) вследствие вторжения вооруженных сил Демократической Республики Вьетнам. В результате президент с 1965 года Нгуен Ван Тхьеу 21 апреля 1975 года бежал из страны, передав свои полномочия вице-президенту Чан Ван Хыонгу. Однако 27 апреля новым президентом Государства Вьетнам был назначен уже руководивший страной в 1963-1964 гг. генерал Зыонг Ван Минь[1]. А ровно через три дня в столицу страны Сайгон вступили войска ДРВ, что привело к воссоединению Южного и Северного Вьетнама;
- свержение в 1979 году в Демократической Кампучии (бывшая Камбоджа) режима «красных кхмеров» во главе с Пол Потом в результате вторжения в страну вооруженных сил Вьетнама в союзе с формированиями Единого фронта национального спасения Кампучии. В результате страна была переименована в Народную Республику Кампучия, и ее возглавил Народно-революционный комитет под руководством Хенг Самрина;
- свержение в 1979 году диктатуры Иди Амина вторгшимися в страну войсками соседней Танзании, которой до этого Амин объявил войну, в союзе с формированиями Фронта национального освобождения Уганды. Примечательно, что первоначально новым президентом Уганды был провозглашен один из лидеров указанной организации Юсуф Киронд Луле. Однако он занимал свой пост всего лишь с апреля по июль 1979 года и был заменен по настоянию Танзании Годфри Луконгва Бинайсом;
- свержение в 1979 году в Центральноафриканской Республике режима самопровозглашенного императора страны Жана-Беделя Бокассы. Это произошло посредством операции «Барракуда», проведенной подразделениями военно-воздушных сил Франции. При этом сам Бокасса в это время находился с официальным визитом в Ливии. В результате в ЦАР была упразднена монархия и восстановлено республиканское правление. А на пост президента страны был возвращен Давид Дако, занимавший его в 1960-1965 гг. и свергнутый затем Бокассой. Примечательно, что последний и Дако приходились друг другу двоюродными братьями;
- свержение в 1979 году президента Афганистана Хафизуллы Амина в результате спецоперации «Шторм-333», проведенной спецподразделениями Комитета государственной безопасности и Вооруженных сил Союза ССР. В результате страну возглавил находящийся в эмиграции один из лидеров Народно-демократической партии Афганистана Бабрак Кармаль. Главным же последствием свержения Амина стало введение в Афганистан советских войск и начало Афганской войны 1979-1989 гг.;
- падение в 1989 году фактического правителя Панамы генерала Мануэля Норьеги в результате военного вторжения США. Сам он был арестован, вывезен в США и приговорен американским судом к 40 годам лишения свободы за поощрение терроризма и торговлю наркотиками. В этих условиях на пост президента Панамы в декабре 1989 года вступил оппозиционный политик Гильермо Давид Эндара Галимани. Примечательно, что последний победил на прошедших в мае того же года президентских выборах. Однако в тот раз он не смог возглавить стану из-за того, что по указанию Норьеги Национальный избирательный трибунал объявил результаты выборов недействительными и аннулировал их; [2]
- свержение в 2003 году президента Ирака Саддама Хусейна в результате военного вторжения в страну США и Великобритании. С июля 2003 управление Ираком осуществляли американская оккупационная администрация во главе с Полом Бремером и подконтрольный ей Временный управляющий совет (ВУС), в состав которого входили 25 политических деятелей Ирака. В июне 2004 года американская администрация передала властные полномочия временному правительству. Временным президентом Ирака был назначен председатель ВУС Гази аль-Явар.
2. Вооруженные и «бархатные» «революции». Соответствующие сценарии предполагают свержение правителя того или иного государства насильственным или относительно ненасильственным путем. При этом в большинстве случаев такая смена власти приводит к серьезным изменениям социально-экономических и политических основ соответствующей страны.
Вооруженные «революции» следует отличать от осуществляемых военным путем «дворцовых переворотов» тем, что, во-первых, их организовывают силы, находящиеся в непримиримой оппозиции правящему режиму. Во-вторых, они, как правило, протекают не моментально, а в течение продолжительного времени в виде партизанской войны (герильи) повстанческих вооруженных формирований с правительством. При этом на определенном этапе герилья способна перерасти в гражданскую войну.
Именно таким путем, в частности, были свергнуты диктатуры Фульхенсио Батисты на Кубе (1959 г.), Якубу Говона в Нигерии (1975 г.), Франсуа Томбалбая (1975 г.) и Хиссена Хабре (1990 г.) в Чаде, Анастасио Сомоса Дебайле в Никарагуа (1979 г.), Сэмюэла Каньона Доу (1990 г.) и Чарльза Тейлора (2003 г.) в Либерии, Менгисту Хайле Мариама в Эфиопии (1991 г.), Мохаммада Наджибуллы в Афганистане (1992 г.), Мобуту Сесе Секо в Республике Конго (1997 г.), Муаммара Каддафи в Ливии (2011 г.) и т.д.
Термин «бархатные революции» применим к тем социально-политическим изменениям, которые, как правило, осуществляются бескровным путем. Несмотря на различные вариации в соответствии со страновыми и историческими особенностями, эти «революции» имеют следующие общие черты.
Во-первых, они осуществляются посредством массовых выступлений граждан (митинги, демонстрации, забастовки и т.д.) с требованиями проведения демократических реформ или в знак протеста против нарушения действующей властью провозглашаемых ею же идеологических и конституционных принципов. Именно массовость и непрерывность в процессе проведения соответствующих акций протеста перерастают в смену власти.
Во-вторых, бескровный вариант таких «революций» в немалой степени обусловлен сдержанностью силовых структур, не желающих доводить соответствующую ситуацию до крайних мер, либо их открытым переходом на сторону протестующих.
В-третьих, в ходе «бархатной революции» происходит объединение различных оппозиционных сил правящему режиму, независимо от идейно-политических расхождений, и создание на этой основе политических коалиций.
В-четвертых, участие в «бархатных революциях» двух групп представителей правящей элиты:
а) пребывающих во власти и пытающихся сохранить свой статус-кво путем отстранения от власти первых руководителей соответствующих стран и принятия основных требований протестующих;
б) отстраненных руководством страны от занимаемых позиций в политико-властной системе, перешедших по этой причине в оппозицию и занявших здесь лидирующее положение.
В-пятых, взявшая по результатам «революции» бразды правления в свои руки оппозиционная коалиция, как правило, закрепляет потом свою власть путем проведения парламентских и/или президентских выборов.
Условно можно выделить следующие группы рассматриваемых вариантов смены верховной власти:
3.1. Собственно «бархатные революции». Процессы смены власти и политического реформирования, произошедшие в странах Восточной Европы в 1989 году и приведшие к ликвидации здесь тоталитарных политических режимов советского типа. Непосредственно данное название было применено к политическим процессам в Чехословакии в ноябре-декабре 1989 года. Хотя в Венгрии и Польше «бархатные революции» начались в 1988 году. В своем большинстве они прошли относительно мирным путем. Исключение составила Румыния, где произошло вооруженное восстание, повлекшее человеческие жертвы, а также фактическая расправа без суда и следствия над свергнутым президентом страны Николае Чаушеску и его супругой. Наиболее серьезным последствием «революции» в Германской Демократической Республике стало ее воссоединение в октябре 1990 года с Федеративной Республикой Германией.
3.2. «Цветные революции». Аналог «бархатных революций», происходящих в 21-м веке преимущественно в постсоциалистических странах Восточной Европы и республиках бывшего СССР. В основном «цветные революции» проходят на фоне парламентских или президентских выборов, а их «катализатором» обычно выступает противостояние власти и оппозиции в виду непризнания одной из них итогов этих выборов.
Таковыми следует считать так называемые:
- «Бульдозерную революцию» 2000 года в Союзной Республике Югославия, которая привела к низложению с поста президента Слободана Милошевича;
- «Революцию роз» в Грузии 2003 года, завершившуюся свержением режима президента Эдуарда Шеварнадзе;
- «Оранжевую революцию» на Украине, подробности которой приведены выше;
- «Тюльпановую революцию» 2005 года и ее аналогию 2010 года в Кыргызстане, которые привели к свержению поочередно правящих здесь президентов Аскара Акаева и Курманбека Бакиева.
3.3. Различные аналоги «бархатных» и «цветных» революций в других странах мира. Здесь, в частности, можно отметить:
- «Апрельскую революцию» 1960 года в Республике Корея, которая привела к отставке первого президента страны Ли Сын Манна. При этом в столкновениях участников акций протеста с силами армии и полиции имелись жертвы;
«Октябрьскую революцию» 1964 года в Судане, ознаменовавшуюся падением диктатуры первого президента страны Ибрагима Аббуда и введения в стране парламентского правления;
- «Революцию гвоздик» 1974 года в Португалии, которая свергла режим «Нового государства». Правда, в основном она прошла в формате военного переворота, поддержанного широкими слоями населения страны;
- свержение на Филиппинах в 1986 году диктатуры Фердинанда Маркоса. Следует отметить, что Маркос был президентом страны с 1965 года. В феврале 1986 года он провел внеочередные президентские выборы и был объявлен победителем. Однако это вызвало массовый протест, поддержанный армией. В результате Маркос бежал из страны. Новым президентом Филиппин была провозглашена оппонирующая ему на президентских выборах Корасон Акино, которая была уверена в собственной победе и фальсификациях итогов голосования со стороны бывших властей;
- падение в 2000 году режима президента Перу Альберта Фухимори. Последний правил страной с 1990 года. В 1996 году он инициировал принятие Национальным конгрессом закона, позволившего ему баллотироваться на третий срок. В мае 2000 года Фухимори был вновь избран президентом страны на безальтернативной основе. Это вызвало протесты оппозиционных сил, подавленные силовым путем. Осенью того же года протестное движение против режима Фухимори усилилось. В этих условиях, находясь в ноябре 2000 года в Брунее на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, президент Перу объявил о своей отставке;
- отставка в 2001 году президента Филиппин Джозефа Эстрады. Предпосылками данного события послужило обвинение Эстрады в коррупции, что привело в ноябре 2000 года к вынесению ему Палатой представителей Конгресса Филиппин импичмента. Однако слушания по этому вопросу в Сенате были сорваны сторонниками президента. Это вызвало массовые протесты в столице страны Маниле. В этих условиях в январе 2001 года Верховный суд страны объявил Эстраду неспособным править страной. В соответствии с конституцией полномочия главы государства перешли к вице-президенту Филиппин Глории Макапагал-Арройо.
3.4. «Арабская весна». Волна массовых социально-политических выступлений и протестов, прошедших в арабских странах в 2010-2011 гг. Она привела к бегству из страны президента Алжира Зин эль-Абидин Бен Али, отставкам президента Египта Хосни Мубарака и президента Йемена Али Абдалла Салех. Вместе с тем в Ливии и Сирии «Арабская весна» переросла в гражданскую войну. Только если в первом случае она привела к свержению и гибели бессменного правящего Ливией с 1969 года «Братского вождя и руководителя революции» Муаммара Каддафи, то в Сирии режим Башара Асада продолжает сдерживать наступления повстанцев.
3. «Дворцовые перевороты». В данном случае речь идет о сценариях смены власти, когда руководитель государства отстраняется от власти против своей воли собственными соратниками насильственным либо бескровным путем. При этом, как показало большинство соответствующих сценариев сохраняются существующие в данных странах социально-политический порядок и статус-кво правящей элиты.
В некоторых случаях инициаторами подобных переворотов выступали близкие родственники диктаторов. Так, например, бессменного в 1954-1989 гг. президента Парагвая Альфредо Стресснера сверг его сват, генерал Андрес Родригес.[3] Переворот был осуществлен в феврале 1989 года военным путем. Экс-диктатор, будучи изгнанным из страны, эмигрировал в Бразилию, где и скончался в 2006 году. Свергнувший его Родригес в мае 1989 года был избран президентом Парагвая на прошедших выборах с результатами 74,2% голосов. В то же время он провел политические реформы, приведшие к установлению демократической системы правления в стране.
Намного более жестко смена главы государства прошла в августе 1979 года в Экваториальной Гвинее. Здесь путем военного переворота был свергнут Франсиско Масиас Нгема, правивший страной с момента обретения ею независимости в 1968 году и провозглашенный в 1973 году пожизненным президентом. Его свержение организовал родной племянник, подполковник вооруженных сил Теодор Обианг Нгема Мбасого. По некоторым данным, для этого он привлек большую группу наемников из Марокко. Свергнутому Нгеме сперва удалось бежать, но позже он был арестован, предан суду и расстрелян. Мбасого же до сих пор руководит Экваториальной Гвинеей и считается одним из наиболее одиозных диктаторов современности.
Жесткие методы свержения первых лиц государства с физическим их устранением чаще всего практикуются там, где данные лица тоже пришли к власти насильственным путем посредством всевозможных «революций». Например, в Афганистане это коснулось руководителя военного переворота, приведшего к свержению в июле 1973 года монархической власти, премьер-министра, затем первого президента страны в 1973-1978 гг. Мухаммеда Дауда. В апреле 1978 года он был свергнут в результате «Саурской революции» своими бывшими сторонниками из Народно-демократической партия Афганистана (НДПА), которые в свое время помогали ему прийти к власти. При этом во время штурма президентского дворца Дауд был убит.
Еще более драматичной была судьба сменившего Дауда на посту главы страны лидера НДПА и первого председателя Революционного совета Афганистана Нур Мухамеда Тараки. В сентябре 1979 года вследствие интриг со стороны одного из ближайших соратников, заместителя премьер-министра Хафизуллы Амина он был освобожден от занимаемых постов в партии и государстве, помещен под арест по обвинению в организации покушения на Амина и позже был убит. Сам Хафизулл Амин, занявший все посты свергнутого им Тараки, погиб во время штурма его дворца силами спецназа Союза ССР в декабре того же года. Лучше всех обошлись с его преемником Бабраком Кармалем, которого в мае 1986 года по решению пленума ЦК НДПА просто освободили от всех занимаемых постов «по состоянию здоровья» и вынудили эмигрировать в СССР.
В Эфиопии после свержения в сентябре 1974 года императора Хайле Селассие I власть перешла к Временному военно-административному совету (ВВАС), председатель которого генерал Аман Михаэль Андом фактически стал главой государства. Однако затем внутри ВВАС началась борьба различных групп за власть. В результате в ноябре 1974 года один из членов совета Менгисту Хайле Мариам организовал вооруженное нападение на дом Андома, который погиб в перестрелке.[4] Правда, во главе ВВАС Мариам поставил генерала Тафари Банти, тогда как реальная власть находилась у него. В феврале 1977 года Банти ликвидировали по приказу Мариама, который стал единоличным правителем Эфиопии.
Довольно примечательной была ситуация в Греции, где в 1967-1974 гг. правила пришедшая к власти в результате военного переворота хунта «черных полковников». Военные отстранили от власти короля Константина II, который покинул страну, и поставили регентом генерала Георгиоса Дзойтакиса. Последний, в свою очередь, назначил руководителя хунты Георгиоса Пападопулоса премьер-министром. В июле 1973 года Греция была провозглашена республикой, а ее президентом был провозглашен Пападопулос. Однако в ноябре того же года он был смещен со своего поста под влиянием одного из членов хунты Димитриосом Иоаннидисом. Поводом для этого послужили студенческие волнения в Афинском политехническом университете, подавленные при использовании армии.
В результате Иоаннидис возглавил хунту, тогда как на пост президента страны им был выдвинут генерал Федон Гизикис. Но реальная власть принадлежала первому из них. В июле 1974 года после неудачной политической авантюры, связанной с организацией военного переворота на Кипре и попытками присоединить эту страну к Греции, режим «черных полковников» пал в результате народных волнений и под влиянием группы авторитетных политиков. При этом президент Гизикис предпочел встать на сторону оппонентов режима и назначил одного из них, Константиноса Караманлиса, премьер-министром Греции.[5]
В духе «дворцового переворота» прошло и отстранение от должности первого президента независимой Индонезии Ахмеда Сукарно, правящего страной в 1945-1967 гг. Предпосылками к этому послужили события в сентябре-октябре 1965 года, связанные с военным мятежом леворадикального «Движения 30 сентября» и его подавлением армейскими подразделениями во главе с генерал-майором Хаджи Мухаммедом Сухарто. После этого Сукарно назначил Сухарто главнокомандующим индонезийской армией, а в марте 1966 года наделил его полномочиями «действовать от имени президента». В результате реальная власть стала переходить к Сухарто. А в марте 1967 года законодательный орган страны – Временный народный консультативный конгресс отстранил Сукарно от должности президента, после чего он был помещен под домашний арест. Исполняющим обязанности главы государства стал Сухарто, который через год уже официально был избран ВННК президентом Индонезии.
Глава военной хунты, затем президент Гондураса в 1963-1971 и 1972-1975 гг. Освальдо Лопес Арельяно, дважды приходящий к власти путем переворотов, в апреле 1975 был смещен с должности Высшим советом вооруженных сил. Поводом стал коррупционный скандал по обвинению Арельяно в получении взяток от американской компании «Юнайтед фрут компани». Новым президентом Гондураса был назначен министр внутренних дел Хуан Альберто Мельгар Кастро.
«Дворцовым переворотом» можно считать и отстранение от должности в ноябре 1987 года в Тунисе первого президента этой страны Хабиба Бургибу, который правил с 1957 года и был провозглашен в 1975 году пожизненным главой государства. На момент отстранения ему было 84 года. Смену власти осуществил премьер-министр Зин эль-Абидин Бен Али, который в силу своего должностного положения был официальным преемником Бургибы. Бен Али воспользовался 57-й статьей Конституции Туниса, предусматривающей переход к главе правительства в случае смерти или отставки президента от обязанностей главы государства и главнокомандующего вооруженными силами. При этом Бургиба был отстранен по медицинским основаниям и в дальнейшем находился «под защитой правительства».
Довольно неоднозначная ситуация произошла в июне 2009 года в Гондурасе. Президент страны с 2006 года Мануэль Селайя, пришедший к власти выборным путем, намеревался провести референдум, по итогам которого в конституцию страны могла быть добавлена возможность переизбрания главы государства на второй срок. Вместе с тем нарушение положения конституции, устанавливающего избрание одного и того же лица президентом страны исключительно на один срок (4 года), определено самим основным законом как тяжкое преступление в виде государственной измены.
На этой основе Верховный суд признал готовящийся референдум незаконным, а военные отказались обеспечивать его проведение. Против референдума также выступили Национальный конгресс и генеральный прокурор Гондураса. В связи с этим Селайя снял с поста начальника генерального штаба, также ушел в отставку министр обороны. В этих условиях президент был арестован группой военных, ворвавшихся в его резиденцию, и выслан за пределы страны, в Коста-Рику. Чуть позже Национальный конгресс заочно отстранил Селайю от должности и возложил исполнение обязанностей президента Гондураса на своего спикера Роберто Мичелетти. Последний осуществлял полномочия главы государства до января 2010 года, передав их затем вновь избранному президентом страны Порфирио Лобо Соса.
Фактически данную ситуацию можно расценить как военный переворот. Однако оппоненты свергнутого Мануэля Селайи отвергают такую оценку и оправдывают действия военных в отношении экс-президента, приводя следующие аргументы. Во-первых, по их мнению, в данном случае осуществлялась защита конституционного строя и выполнялось «решение суда».[6] Однако правовые основания для действий военных в отношении главы государства выглядят весьма сомнительными. Во-вторых, власть в Гондурасе сохранилась за гражданским правительством, а не была захвачена военными, и перешла в соответствии с конституционными процедурами. В любом случае, данный переворот не привел к каким-либо социально-политическим изменениям в стране. К тому же сам экс-президент в мае 2011 года смог свободно вернуться на родину и продолжить политическую деятельность.
В целом, как показывает практика проведения «дворцовых переворотов», наиболее успешно для их инициаторов и чаще всего ненасильственно они проходят тогда, когда в стране действует тот или иной коллегиальный орган управления, способный оказывать влияние на первого руководителя государства.
4. «Вакуум власти». В данном случае речь идет не столько о процедурах перехода верховной власти в той или иной стране, сколько об ее осуществлении либо законодательным органом (парламентом), либо определенным внеконституционным коллегиальным органом. Как правило, такое правление осуществляется в результате свержения или бегства первого руководителя страны до избрания (утверждения) нового главы государства.
Вариант парламентского руководства, в частности, имел место в постсоветских Азербайджане и Таджикистане в условиях политических кризисов, сопровождаемых военными действиями. В первом случае речь идет о войне Азербайджана с Арменией вокруг Нагорного Карабаха в 1992-1993 гг., а во втором – о гражданской войне в 1992-1997 гг.
В Азербайджане в июне 1993 года в условиях военного мятежа под руководством полковника Сурета Гусейнова произошло фактическое бегство из столицы страны Баку президента Абульфаза Эльчибея, который скрылся в своем родном селе Келеки. В результате парламент - Милли Меджлис проголосовал за лишение Эльчибея президентских полномочий и передачу их своему незадолго до этого избранному председателю Гейдару Алиеву. Учитывая, что такое решение не соответствовало конституции страны, парламентарии решили вынести вопрос о доверии президенту страны на всенародный референдум. Данный референдум был проведен в августе 1993 года, и большинство избирателей (97,5%) проголосовали за отставку Эльчибея с поста главы государства. Затем в октябре того же года в Азербайджане прошли президентские выборы, победу на которых с результатом 98,8 % голосов одержал Гейдар Алиев.
В Таджикистане в сентябре 1992 года президент Рахмон Набиев из-за неспособности стабилизировать ситуацию в стране подал в отставку. В связи с этим исполнение полномочий президента страны были возложены на председателя Верховного совета Акбаршо Искандарова. Затем в ноябре того же года Верховный совет возглавил Эмомали Рахмонов, который и стал фактическим главой государства. А в ноябре 1994 года Рахмонов был избран президентом Таджикистана и продолжает пребывать на этом посту.
Иная ситуация происходила в Грузии. В январе 1992 года в результате мятежа частей Национальной гвардии был свергнут первый президент страны Звиад Гамсахурдиа. Верховную власть в Грузии принял временный внеконституционный орган – Военный совет, состоящий из группы оппозиционных к прежнему режиму деятелей. При этом данный орган не имел определенного руководителя. Все его приказы, распоряжения и постановления выходили за подписями двух наиболее влиятельных членов, по сути являющихся полевыми командирами, Тенгиза Китовани и Джабы Иоселиани.
В марте 1992 года Военный совет был заменен другим внеконституционным органом – Государственным советом, который возглавил вернувшийся в Грузию по приглашению членов Военного совета бывший руководитель республики в советский период (1972-1985 гг.) Эдуард Ш