Странные игры казахстанских авиационных властей вокруг авиакатастрофы в Актау

4666 просмотров
0
Анна КАЛАШНИКОВА
Среда, 19 Фев 2025, 09:00

Почему в предварительный отчёт не вошла расшифровка переговоров пилотов в кабине самолета?

Самолет Embraer 190 с регистрационным номером 4K-AZ65, выполнявший регулярный рейс J2-8243 Баку – Грозный, не смог совершить посадку в аэропорту назначения и, перелетев через Каспий, потерпел крушение под Актау в Казахстане. В результате авиакатастрофы из находившихся на борту 62 пассажиров и пятерых членов экипажа выжили 29 человек, которые находились в хвостовой части лайнера.

Казахстанская сторона долго не публиковала предварительный отчет о крушении самолета.

Читайте также
Крушение азербайджанского самолёта под Актау: как Казахстан оказался в центре мирового скандала

И только 4 февраля, через почти 4,5 часа после выхода интервью на известном ютуб-канале об авиации "Вопросы по расследованию по Актау. Андрей ЛИТВИНОВ", в котором подчеркнуто рекомендовали "не тащить политическую грязь" в расследование авиакатастрофы, отчет появился на сайте Министерства транспорта Казахстана.

На следующий день на одном из крупнейших информационных агентств мировых новостей Reuters появилась информация о том, что азербайджанский самолет Embraer 190 был сбит ракетой российского ПВО. Reuters сослался на неназванные источники в правительстве Азербайджана.

Новость растиражировали азербайджанские информационные агентства, например, на Haqqin.az появился материал "Дело о подбитом самолете AZAL: Азербайджан готовит обращение в международный суд", в котором журналисты утверждают, ссылаясь на некий источник, что в распоряжении Азербайджана находятся фрагменты ракеты Панцирь-С1.

В материале ссылаются на предварительный отчет о крушении самолета, который Казахстан опубликовал вечером 4 февраля 2025 года и в котором говорится, что "самолет Embraer 190 с регистрационным номером 4K-AZ65, выполнявший регулярный рейс J2-8243 из Баку в Грозный, столкнулся с потерей сигнала GPS в воздушном пространстве России, включая район аэропорта Грозного. Из-за неблагоприятных погодных условий экипаж не смог выполнить вторую попытку посадки и принял решение вернуться в Баку. После этого на бортовом самописце (CVR) были зафиксированы два посторонних звука с разницей в 24 секунды. Анализ данных CVR и FDR показал, что через 4 секунды после первого звука отказала третья гидравлическая система, через 6 секунд — первая, а еще через 21 секунду — вторая, что привело к полному выходу их из строя. Осмотр самолета выявил многочисленные пробоины и повреждения фюзеляжа, зафиксированные на фото- и видеоматериалах. Повреждения обнаружены в задней части самолета, на вертикальном и горизонтальном стабилизаторах, левом крыле и левом двигателе. В отчете отмечается, что эти повреждения возникли в результате воздействия внешних объектов, при этом признаков столкновения с птицами не выявлено. Также найдены и изъяты сторонние объекты, не принадлежащие самолету, фотографии которых включены в отчет".

Читайте также
Крушение лайнера Azerbaijan Airlines: власти Казахстана выпустили предварительный отчёт

Тогда мы обратились к независимым казахстанским авиационным и военным специалистам, которые прокомментировали, как, чем и кто мог нанести самолету азербайджанских авиалиний AZAL такие повреждения, о которых говорится в предварительном отчете о крушении Embraer 190. 

Несколько дней назад, 13 февраля, на интернет-ресурсе BAZA была опубликована "Полная расшифровка внутрикабинных переговоров экипажа разбившегося самолёта "Азербайджанских авиалиний" – Baza.io".

Мы не были уверены в подлинности опубликованных переговоров, так как расшифровка не вошла в предварительный отчет, и полагали, что казахстанские авиационные власти, проводящие расследование авиакатастрофы, выступят с опровержением (или подтверждением) опубликованных внутрикабинных переговоров пилотов. Но и спустя много дней ни от одной из сторон - Казахстана, Азербайджана, как, впрочем, и от России - не прозвучало ни слова опровержения либо подтверждения опубликованных переговоров.

Поэтому сомнения в подлинности данной публикации постепенно развеялись. И мы снова обратились к нашим специалистам за комментариями.

И вот какие выводы ими были сделаны после изучения данных переговоров.

На сегодняшний день в авиации используются четыре группы методов захода на посадку воздушного судна.

Первая группа - GNSS (Global Navigation Satellite System) — это глобальная навигационная спутниковая система. То есть по GPS, по спутнику. Это на сегодня самый современный и высокоточный способ посадить самолет на ВПП в любое время суток и в любую погоду.

Вторая группа - ILS (Instrument Landing System), которая является одной из наиболее используемых в авиации. При этом аэродром посадки должен иметь посадочной локатор, устанавливаемый в торцах ВПП и по сигналу которого пилоты корректируют курс и высоту полета самолета до самой посадки. Посадка самолета по приборам (ILS) тоже считается точной навигационной системой, обеспечивающей самолетам заход на посадку, что позволяет садиться на ВПП ночью или в условиях плохой видимости.

Третья группа - NDB (Non-Directional Beacon), то есть ненаправленный радиомаяк, или заход на посадку по приводной радиостанции (ПРС). Пилот настраивается на маяк и идет на посадку, а диспетчер поправляет пилота по курсу, чтобы самолет зашел строго на посадочную полосу. По высоте экипаж выстраивает свою директорию – глиссаду - самостоятельно. Так сажали самолеты во время Второй Мировой войны, в настоящее время к этому методу прибегают в самом крайнем случае, только от безысходности.

И, наконец, четвертый метод – Visual approach, то есть визуальный заход на посадку, который относится к "неточным" заходам. Он применяется, когда вертикальное наведение отсутствует, а снижение по глиссаде рассчитывается вручную или с помощью бортового компьютера. Или в продолжении захода на посадку по приборам, когда часть схемы или вся схема захода не завершена и он осуществляется при визуальном контакте с ВПП и (или) её ориентирами.

В каждом из этих методов обязательно учитываются погодные условия при посадке – то есть так называемые метеоминимумы воздушного судна, экипажа и аэродрома, которые должны совпадать. Если не совпадают – то посадку делать нельзя и нужно уходить на второй круг или запасной аэродром.

Читайте также
Почему в комиссии по расследованию авиакатастрофы близ Актау два председателя

В случае с азербайджанским самолетом, экипаж не смог зайти по GNSS, поскольку сигнал GPS был потерян по невыясненным пока причинам. Экипаж находился на высоте 500 метров, о чем информировал землю, а диспетчеры видели самолет на 330 метрах высоты. Поэтому экипаж решил посадить самолет по приводам, то есть по методу NDB.

Посадку по приборам (ILS) самолет тоже не мог совершить, в тот день посадочные локаторы в аэропорту г. Грозного были выключены на ремонт и техобслуживание.

И тут начинается самое интересное. Судя по записям из кабины, второй пилот говорит, что не готов к посадке по методу NDB, так как никогда не этого не делал раньше. В такой ситуации экипаж сразу же должен был уйти либо на запасной аэродром, либо обратно в Баку. Самолет на тот момент еще не получил никаких повреждений и спокойно бы сел на запасных аэродромах.

Визуальный заход на посадку тоже был невозможен, т.к. в момент посадки азербайджанского самолета нижний край облачности составлял 200-210 метров.

С учетом изложенного, по метеорологическим и техническим условиям аэродрома г. Грозного самолет не должен был спускаться ниже высоты перехода – т.е. высоты полета, на которой необходимо выставить значение атмосферного давления на аэродроме посадки, чтобы высотомеры самолета показывали пилотам высоту до аэродрома посадки, а не до уровня мирового океана. В Грозном – это 1900 метров.

То есть условий для посадки Embraer 190 не было – пилот не готов, погодные и технические условия не соответствуют, и экипаж должен был уйти на запасной аэродром.

И тем не менее самолет снизился до 500 метров. Разумеется, решение сажать борт в Грозном не было фатальным, но стало способствующим фактором, который в итоге повлиял на вероятность авиакатастрофы.

Читайте также
Какая связь между крушением Fokker-100 авиакомпании BekAir и Кантаром

Далее самолет совершил два захода на посадку, и на втором заходе самолет подвергся воздействию поражающих элементов, происхождение которых еще предстоит выяснить судебным экспертам. Но если бы он не снизился ниже эшелона перехода и ушел бы на запасной аэродром, то, скорее всего, авиакатастрофы удалось бы избежать.

Но расшифровка переговоров в пилотской кабине несколько меняет картину, и возникает вопрос: почему она не вошла в предварительный отчет по авиакатастрофе, сделанный казахстанской стороной?

Невключение расшифровки в предварительный отчет подтверждает версию, что авиационные власти зачем-то хотят втянуть Казахстан в международное противостояние, что содержит политические риски.

Если какая-то сторона взяла на себя ответственность за проведение расследования авиакатастрофы и составление предварительного и окончательного отчетов, то должна руководствоваться основными принципами любого расследования – беспристрастность, объективность, полнота расследования и противостояние политическому давлению, что прописано во всех международных и казахстанских руководящих документах!

Но в работе комиссии все явнее проявляются пока не понятные интриги: был опубликован предварительный отчет, в котором мы видим фотографии посторонних, похожих на металлический мусор объектов, извлеченных из различных частей самолета, которые породили множество версий об их происхождении, включая версию, что самолет был сбит российской ПВО. Но при этом не опубликованы неоспоримые сведения о неготовности экипажа посадить самолет в текущих погодных и технических условиях аэропорта г. Грозного, что следует из расшифровок внутрикабинных переговоров и никак не отражено в предварительном отчете. Вряд ли тут приходится говорить о беспристрастности, объективности, полноте расследования и противостоянии политическому давлению.

Впрочем, у авиационных властей Казахстана еще есть возможность выйти из политической игры, в которой передергивание, сокрытие фактов и манипуляция ими – чреваты серьезными последствиями.

Возможно, политическое решение, что Казахстан будет расследовать эту авиакатастрофу, устанавливать ее причины и способствующие факторы, принималось на самом высоком уровне. Но, зная наших деятелей, не исключается, что это решение было принято без учета полноты всей информации или в результате чьих-то игр.

Но может ли здравый смысл превозмочь чьи-то личные амбиции? Впрочем, это уже совсем другая история…

Фото: Reuters. 

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Жаңа адамдардың қандай өзгешелігі бар? Марстан келген бе? Әлде өзіміз сияқты ма?
Токаев будит гражданское общество налоговой дубиной
Новый Казахстан подкрался откуда не ждали и укусил Старый Казахстан за самое больное место
Где Лаврентьева встретила директора карагандинского филиала финансовой пирамиды Life is Good Тимура Кобелева
И как рассказала следствию про набитые долларами и евро сумки, которые тот отправлял в Санкт-Петербург
Странные игры казахстанских авиационных властей вокруг авиакатастрофы в Актау
Почему в предварительный отчёт не вошла расшифровка переговоров пилотов в кабине самолета?
На Карачаганаке недосчитались имущества на полмиллиарда тенге
Добровольно возместить эту сумму КПО отказался
Можно ли победить бюрократию
Дональду Трампу, если он хочет ослабить бюрократический аппарат, следовало бы заняться восстановлением уровня демократии в стране и общественной консолидацией
Две истории про Америку
Прежде чем реализовывать те или иные экономические или налоговые реформы, можно или даже нужно посмотреть на опыт США
Ирония судьбы: автора недостижимого бестселлера о Казахстане в РК стараются не вспоминать
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Ломать – не строить. Или строить – не ломать?
Этот вопрос всегда стоит перед теми, кто имеет дело со старым, но уже ветхим зданием
Павлодарские судьи разрешили казахстанцам защищаться
Уголовная коллегия Павлодарского областного суда признала, что герой наших материалов Жоламан Кусаин, на которого напали с ножом, защищался
Гаджет, Черчилль и наши дети
Чтобы увидеть реальную картину, насколько дети погружены в зависимость от телефонов и игр, пора разработать диагностические экспресс-методики зависимого поведения
"Самая красивая мошенница Актобе" снова попала в передрягу
Её обвиняют в том, что она обещала своей компаньонке тендер на пошив формы для казахстанских тюремщиков, а деньги на откаты присвоила себе
Берик Уали заручился поддержкой аксакалов
Первую встречу в качестве главы региона он провёл со старейшинами и интеллигенцией
На руднике "Жомарт" найдены тела всех оставшихся за завалами семи горняков
По предварительным данным, причина аварии - взрыв природного газа
В СКО в пожаре погибли пять человек
По данным ДЧС, в числе жертв – трое детей
Аким Жетысу Бейбит Исабаев заявил о реанимации детища покойного экс-премьера Сергея Терещенко
Перед журналистами подконтрольных СМИ он также оперировал гигантскими цифрами экономического роста региона
Белые воротнички “Самрука” за три года прокатали 679 млн тенге
На авто представительского и бизнес-класса
Всевидящее око полиции в Шымкенте может отчасти ослепнуть
1 500 видеокамер аналитической системы видеонаблюдения общественной и дорожной безопасности оказались вне закона
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.