В «Астана LRT» рассказали о транспортных проблемах в столице
Введение одностороннего движения в Астане вызвало большие дискуссии среди горожан. Кто-то поддержал начинание, кому-то показалось, что эффективность этих мер не будет высокой. Редакция портала Ratel.kz решила побеседовать с представителями компании «Астана LRT», которая и претворяет этот и ряд других не менее технически сложных проектов в жизнь.
Мы встретились с руководителем филиала «Transport management center» ТОО «Астана LRT» Талгатом АБДРАХМАНОВЫМ.
- Талгат, жители столицы очень бурно отреагировали на введение одностороннего движения. Насколько эффективным оказался этот проект?
- При внедрении одностороннего движения мы прорабатывали множество сценариев. Рассматривали его введение на различных улицах. И был выбран самый оптимальный сценарий, при котором получался максимально положительный эффект. Мы отдаем себе отчет в том, что любое воздействие оказывает влияние не только на тот участок города, где непосредственно вводятся изменения. Полностью меняются характеристики потоков транспорта во всем городе.
С введением одностороннего движения мы существенно повысили скорость транспортного потока. Мы сейчас говорим не о том, насколько быстро кто-то добирается до работы или до дома, мы говорим о скорости в целом. Жители Астаны должны понимать, что с развитием города нагрузка на транспортную инфраструктуру увеличивается. Мы проводим ежедневный мониторинг: пропускная способность повысилась уже на 30%, средняя скорость – на 25-30%. Конечно, данные варьируются в зависимости от дня недели и времени суток. Но в целом динамика положительная.
- Почему же в первые дни возникли такие пробки?
- Во время старта проекта были негативные комментарии, что ситуация только усугубилась. Но на самом деле в этот момент были дорожные работы, которые создали определенные сложности. Сейчас уже никаких жалоб практически не поступает. Люди привыкли и адаптировались к этой системе. По нашим данным, например, за 28 секунд на разрешающий сигнал светофора по улицам Кенесары и Абая раньше проезжало приблизительно около 17 машин. Сейчас - минимум 34.
- Как сказалось введение одностороннего движения на транспортных потоках на других улицах?
- Вначале мы внедряли одностороннее движение по улицам Ауэзова и Желтоксан. Здесь тоже шел процесс адаптации. Сейчас никаких проблем. Можно очень быстро проехать этот участок. Это, в свою очередь, существенно снизило нагрузку на проспекты Республики и Женис. Есть, конечно, другие проблемные участки. Мы анализируем эти вопросы. Но в целом - только положительная динамика.
- Для чего вообще понадобилось перекраивать схемы движения транспорта?
- Одностороннее движение – одна из мер по увеличению пропускной способности. Хотя, конечно, не панацея. Внедряя этот метод по всему городу, мы не решим транспортную проблему. В Астане сейчас уже зарегистрировано приблизительно 350 тыс. транспортных средств. Ежедневно в город въезжают еще 75 тыс. машин. Ежегодно количество жителей в столице растет на 4 процента. Количество личных автомобилей в среднем увеличивается на 8 процентов. То есть регистрируется около 200 новых машин ежедневно. Бурное развитие агломераций и пригородов Астаны тоже оказывает влияние на городские потоки. Мы стараемся мотивировать горожан больше передвигаться на общественном транспорте, и одностороннее движение - вкупе с выделенными линиями для автобусов – один из способов решения именно этой задачи.
Надо понимать, что если город будет бездействовать и в транспортной сфере останется всё как есть, то через пять лет у нас будут те же проблемы, что и в Москве. Там при росте доходов населения увеличилось количество автотранспортных средств в условиях относительно неразвитой дорожной сети города, которая стала испытывать всё большую нагрузку, что повлияло на снижение средней скорости движения до 22 км/час в межпиковый период. Если мы будем создавать условия для машин, то не останется места для людей. Поэтому, делая какие-то положительные изменения для автолюбителей, мы не должны забывать о пассажирах общественного транспорта. Для нас приоритетом сейчас является увеличение количества поездок жителей столицы на автобусах. Если ничего не предпринимать, то возникнет транспортный коллапс, возникнут проблемы, которые будет сложно устранить.
- Значит, выделенные полосы для автобусов - это…
- Это как раз одна из мер, призванных снизить время в пути для тех, кто пользуется услугами автобусных парков, снизить время задержки автобусов. Мы таким образом пытаемся добиться соблюдения расписания движения автобусов по маршруту. Чтобы они не простаивали в пробках.
Скорость движения автобусов по Абая и Кенесары уже сейчас увеличилась с 18 до 20 км/ч. Это средний показатель. Например, если вы будете ехать от Конгресс-холла в сторону «Встречи», то сегодня на это у вас уйдет примерно 15 минут в пиковые часы. Так быстро вы ни за что бы не добрались еще пару месяцев назад – 30 минут как минимум!
Положительные результаты от введения выделенных полос для общественного транспорта несомненны. Ими могут воспользоваться те же экстренные службы. «Скорая помощь» не застрянет в пробках, когда речь идет о жизни или смерти пациента. Там счет времени идет на минуты. Поэтому мы сейчас рассматриваем возможность введения таких полос на других улицах города.
- Какие расходы понес бюджет при внедрении этих проектов и сколько составит экономия средств?
- Есть ежегодные сметы по оснащению улиц дорожными знаками, нанесению дорожной разметки, поэтому все нововведения были реализованы в рамках утвержденных бюджетов. Какого-то дополнительного финансирования не потребовалось.
- Каков вклад в эффективность управления транспортными потоками интеллектуальной транспортной системы?
- На сегодня в интеллектуальной транспортной системе (ITS) задействовано уже 42 перекрестка. В планах этого года организация второй очереди – это еще 54 перекрестка. Единая платформа позволяет управлять транспортными потоками на большей части Левобережья и части Правобережья. Эффективность пропускной способности с внедрением ITS повысилась на 23%.
Рассматривается и третья очередь, которая охватит весь город. Когда мы это реализуем, город получит колоссальный эффект. Тогда мы сможем очень быстро реагировать на то, что происходит на дорогах и перекрестках, практически в онлайн-режиме оптимизировать транспортные потоки. Наша система является адаптивной: если где-то образуется большое скопление автомобилей, то она автоматически отдает приоритет этому направлению, что позволяет максимально быстро разгрузить дорогу. Пока же время задержки на многих светофорах Астаны всё еще остается достаточно высоким.