Все празднуют Международный женский день. И мы тоже его отметим
Мы уже поняли, что 8 марта – это не про тюльпаны для женщин, а все-таки про самих женщин. Про тех, кто своими делами, поступками, талантом смогли сделать жизнь современных женщин такой, какая она есть. И делают.
Обычно все в мартовские дни вспоминают суфражисток и европейских активисток женского движения XIX века. Но ведь и здесь, в казахских степях, жизнь в те далекие времена не стояла на месте. Тема равенства, право женщин на равный брак в том же самом XIX веке поднималась в казахском обществе – к примеру, в песнях и стихах Сары Тастанбеккызы. Эта казахская женщина - акын, домбристка, поэтесса. Именно она для меня олицетворяет образ степной женщины, смелой, решительной, талантливой.
Информации о ней не так-то и много, документальных свидетельств ее жизни очень мало. Но память человеческая оказалась сильнее бумаг и живет в легендах и сказаниях. А ее поэмы, песни, стихи передаются из поколения в поколение как лучшие образцы устного поэтического творчества.
В селе Капал есть мемориальный музей, ей посвященный. И я наконец-то добралась до него. Хотя это было непросто…
С некоторых пор Капал стал одним из любимых моих туристических направлений. Но свои тайны, свои легенды, рассказы он отдает постепенно, раскрываясь и удивляя с каждым разом все больше и больше.
Писать про достопримечательности этого края – природные и рукотворные – можно много. И я буду это делать постепенно, ибо еще не все в голове улеглось – такие сильные впечатления от увиденного. И они наслаиваются – ведь только за прошлый год я там исхитрилась побывать три раза.
В селе много исторических зданий XIX и начала ХХ веков, очень красивые, деревянные, причем в отличном состоянии.
Здесь есть уникальный родник Тамшыбулак – он капельный, вода стекает со скалы тысячей капель, сочится…
В этом селе в XIX веке некоторое время жил известный английский путешественник и художник Томас АТКИНСОН. Он путешествовал с беременной супругой Люси – тоже удивительная женщина, кстати, она не только сопровождала своего супруга в путешествии по казахским степям в 1846–1853 годах, но и написала потом книгу об этом путешествии.
А в Капале у них родился сын. Мальчика назвали Алатау-Тамчибулак – как родник...
В этом селе родилась Фатима ГАБИТОВА, известный литератор, просветительница, "муза трех великих казахов", как часто ее называют - Ильяса ДЖАНСУГУРОВА, Биляла СУЛЕЕВА и Мухтара АУЭЗОВА. Фатима была известным школьным учителем казахского языка и литературы. Ее жизнь была вся связана с литературной и просветительской деятельностью. В 15 лет она начала свою педагогическую деятельность – была учителем в Капальской школе.
Село носит имя Капал батыра, знаменитого полководца XVI века, защищавшего казахские земли от частых набегов джунгар. В Шымкенте, рядом с которым он когда-то родился, есть ему памятник, и мы этот памятник видели в наших шымкентских путешествиях.
А его славный жизненный путь завершился в предгорьях Джунгарского Алатау, и недалеко от села батыру установлен бюст. И бюст этот я еще не видела, ну, не получилось…
И не получалось попасть в музей Акын Сары.
Много слышала о нем, но наши с ним графики – мой график путешественника и музейный рабочий – ну никак не совпадали. И тут все сошлось. Нам музей открыли в его выходной день.
И мы зашли и увидели чудесные (хотя на первый взгляд совсем обычные) вещи известной поэтессы.
Сара Тастанбеккызы родом из этих мест – родилась прославленная акын-импровизатор в 1853 году в Капальском районе нынешней Алматинской области. Нелегкая у нее была жизнь – девочке было три года, когда умер ее отец. Ее выдали замуж за нелюбимого – ну, это почти обычное дело для того времени. Нужда и бесправие – вот с чем ей пришлось столкнуться. И об этом она рассказывала в своих поэтических и песенных произведениях – о желании быть свободным человеком, о тяжелой судьбе женщины, о жестокости и несправедливости. Она пела о том, что знала, что прочувствовала:
"Неужели не оказалось ни одного джигита в племени матай и садыр, кого бы я могла выбрать? 3ачем вы отдали меня на поругание старому уроду? По вашей вине брошена на мою шею стальная цепь, а моя гордая голова - крепко привязана к столбам Турысбека..."
Говорят, она была красавица. И очень талантлива, причем, талант ее проявился в юные годы: "В тринадцать лет, взяв в руки домбру, я запела, не споткнувшись ни разу".
Ну, а самым известным, самым ярким событием в ее творческой биографии стало поэтическое состязание со знаменитым акыном-импровизатором Биржан салом. Это состязание, айтыс считается образцом высокого поэтического искусства импровизации, он передавался из поколения в поколение и дошел до наших дней… Победил в том айтысе Биржан, но и слава Сары как акына выросла. Она получила признание, стала известной далеко за пределами края.
Конечно, здесь очень гордятся знаменитой землячкой. В ее честь названы улицы в городах и поселках, есть село ее имени в Ескельдинском районе. Поставлены памятники.
Правда, поведение отдельно взятых земляков известной казахской поэтессы вряд ли можно назвать образцовым и достойным памяти Сары. Года четыре назад памятник в Талдыкоргане подвергся нападению вандалов – неустановленным злоумышленником была буквально вырвана из композиции домбра. Скрин фотографии из статьи местного СМИ прилагаю. Горожане это заметили, написали в соцсетях, акимат отреагировал, полиция занялась поисками вандалов. Так получилось, что я в эти дни была в Талдыкоргане и видела скульптуру в поврежденном состоянии. А потом пыталась какое-то время отследить по публикациям в СМИ – нашли вандалов или нет. Но информации не было…
А потом я и вовсе забыла про памятник. И пришлось писать знакомым талдыкорганцам, узнавать, как он там, отремонтировали ли, вернули ли домбру на место? Вернули!
Фото свеженькое – по моей просьбе к памятнику съездил талдыкорганец Рафаэль, мы с ним знакомы хорошо, хоть и заочно - через сообщество "Охотников за петроглифами".
И вот его фото – памятник отремонтирован, домбра на месте! Ура!
Сара сидит на камне, в руке домбра, у коленей белка, птица и лань… Поставлен был памятник в 1993 году. А автором композиции является известный скульптор Тулеген ДОСМАГАМБЕТОВ, который в бронзе и граните запечатлел многих героев казахстанской истории - это деятели культуры Бибигуль ТУЛЕГЕНОВА, Олжас СУЛЕЙМЕНОВ, политики Динмухамед КУНАЕВ, Алиби ЖАНГИЛЬДИН, Гани МУРАТБАЕВ…
Еще есть памятник акыну Саре и в районном центре – в селе Жансугуров. Тамошнее скульптурное изображение поэтессы в полный рост установлено рядом со зданием молодёжного культурного центра ее имени. Там я еще не была, только читала.
А в Капале в том же в 1993 году открыли музей. И в планах этой нашей поездки музей был одним из важных пунктов!
Вот и отправились мы туда дружной толпою отважных и пытливых алматинских путешественников. Сопровождал нас местный житель, врач Гариф Аминович МУЛЮКОВ. Спасибо ему, что согласился быть нашим гидом по селу в той поездке, показал и рассказал много интересного… И подарил свою книгу об истории края. Об этом обо всем будет отдельный рассказ. Ибо сейчас хочу рассказать только про музей!
У ворот скромного дома, в котором расположился музей, мы замерли. Прямо тут, у каменных оснований забора нас и ждала история! Ибо здание, в котором расположился музей, само по себе уже музейный экспонат, и ворота тоже экспонат! Они, эти старые-старые ворота – свидетели многого, что в Капале происходило за последние лет 150, а то и больше. Сколько точно лет дому и воротам – неизвестно. Но в доме бывал сам ВАЛИХАНОВ!
Детали я потом нашла в статье Айгуль АЛИМБАЕВОЙ, заведующей музеем, цитирую: "Здесь во второй половине XIX века жил врач Капальского уезда генерал И. СОБОЛЕВСКИЙ, а дом деревянной постройки был лазаретом. В 1864-1865 годах в нем несколько раз бывал и получал лечение знаменитый казахский ученый, исследователь, географ Чокан Валиханов. В 1993 году здание было отреставрировано под мемориальный музей".
Дом небольшой. Для музея небольшой – знаете ж, что у нас в стране гигантомания процветает в музейном деле: огромные мраморные залы, в которых от экспоната до экспоната полчаса идти надо… А тут всего 115 кв. метров, четыре небольших зала. И 811 экспонатов!
Самое ценное – вещи Сары. Ее первая домбра, платье для выступлений, домашний казан. Есть швейная машина и ножницы. Говорят, она очень хорошо шила. А я этому даже не удивляюсь: талантливые люди талантливы, как правило, во многом, а уж женщины в XIX веке вообще очень многое умели делать… Эти вещи она передала по наследству сыну Ниетбаю, в музей их отдала ее золовка. А домбру сохранил и передал музею двоюродный брат Сары Мейрамбай.
Нас, конечно же, очень интересовали экспонаты, связанные со знаменитым айтысом, когда в поэтическом поединке сошлись знаменитый певец, композитор Биржан сал и акын Сара. По легенде это состязание произошло у подножья горы Ешкиольмес.
О Биржане Кожагулулы в народе ходили легенды. Он был не только известным на всю степь поэтом-импровизатором, он писал стихи и песни, был отличным охотником, он создал школу, в которой обучал умению петь, импровизировать, сочинять музыку. Он был красив и статен, что совсем немаловажно для исполнителя. Он участвовал во многих поэтических состязаниях, много разъезжал по степи с выступлениями. Услышав о Саре – талантливой исполнительнице, он устремился в Семиречье, и у них состоялся тот самый знаменитый айтыс, который сейчас вошел во все учебники и о котором знают, пожалуй, все казахстанцы. И не только - сотрудник музея рассказал, что в село приезжают иностранцы, заходят в музей, интересуются личностью известной исполнительницы, невероятной, непокорной женщины-акына, которая боролась за свою судьбу с помощью своего несравненного таланта. Тогда-то и прозвучали очень талантливые и очень горькие по своей сути стихи Сары:
"О, проклятый женский удел горевой,
Женщина распоряжаться не может
Даже собственной головой".
Но она победила! После айтыса Сара была освобождена от брачных уз с нелюбимым человеком. Вот она, сила таланта!
Много экспонатов, связанных с историей самого Капала и с людьми, которые здесь жили и прославили этот край: Танеке батыр, Маман Турысбек, Есимбек кажы. Есть стенд, посвященный Валиханову, с цитатой из его дневника, где он Капал и упоминает.
Этнографический зал здесь – самый уютный, я будто в гостях побывала. Он иллюстрирует жизнь и быт людей того времени – тут представлены домашняя утварь, серебряные ювелирные изделия, одежда конца XIX – начала XX веков. Хотелось присесть на экспонат-ковер у экспоната-стола и выпить чаю из экспоната-пиалы. Но я сдержалась.
Кстати, экспозиция музея обновляется и пополняется. Порой самым неожиданным образом. В 2018 Гелия ТИМОФЕЕВА передала музею картины своей матери - известной российской художницы Маргариты ВАЩЕНКО. Все работы были выполнены в 60-х годах. Тогда Маргарита работала главным архитектором Талдыкорганской области. И, конечно же, слышала легенду о Саре, о ее таланте. И очень хотела сделать ее портрет. Но поскольку прижизненных изображений Сары не было, Маргарита стала искать ее потомков. И по их рассказам, по их воспоминаниям и написала портрет поэтессы. В 2005 году Маргарита умерла, а дочь решила передать ее картины в дар Казахстану.
И сейчас портрет Сары Тастанбеккызы и пейзажи села Капал работы Маргариты Ващенко занимают важное место в музее. К сожалению, не было возможности сделать фото, этот зал был закрыт – мы же были в музее в нерабочее время, спасибо, что вообще открыли нам его. Так что фотографии картин взяла из интернета.
Сама же жизнь Сары требует серьезного исследования. Слишком много белых пятен в ее жизнеописании. Известно только, что после айтыса она смогла выйти замуж за любимого человека. Но счастье их было недолгим – Кусембай погиб. Он был пастухом и с табуном лошадей попал в буран у озера Балхаш, сбился с пути и замерз….
Она и сама умерла молодой – ей было 38 лет. Умерла от туберкулеза в 1916 году. У нее было пятеро детей - двое сыновей и три дочери, которые тоже не дожили до старости, умерли в раннем возрасте. Только у одной из дочерей, Рухии, остались дети - Бекдаир и Хозаир. Их в 30-е годы отдали в приют в Талдыкорганской области.
А сама Сара упокоена в мавзолее на склоне горы Ешкиолмес. Там, где по легенде и состоялся ее айтыс с Биржаном.Точное место айтыса неизвестно, кстати. У подножия горы был установлен камень, на котором надпись на казахском и арабской вязью написано, что знаменитый айтыс состоялся именно здесь. Но это только предположение, точных свидетельств нет. Символ нам всем на память и в назидание. И как пример яркой талантливой жизни.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!