Степная феминистка

2600 просмотров
0
Евгения МОРОЗОВА
Воскресенье, 10 Мар 2024, 16:00

Все празднуют Международный женский день. И мы тоже его отметим

Мы уже поняли, что 8 марта – это не про тюльпаны для женщин, а все-таки про самих женщин. Про тех, кто своими делами, поступками, талантом смогли сделать жизнь современных женщин такой, какая она есть. И делают.

Обычно все в мартовские дни вспоминают суфражисток и европейских активисток женского движения XIX века. Но ведь и здесь, в казахских степях, жизнь в те далекие времена не стояла на месте. Тема равенства, право женщин на равный брак в том же самом XIX веке поднималась в казахском обществе – к примеру, в песнях и стихах Сары Тастанбеккызы. Эта казахская женщина - акын, домбристка, поэтесса. Именно она для меня олицетворяет образ степной женщины, смелой, решительной, талантливой.

Информации о ней не так-то и много, документальных свидетельств ее жизни очень мало. Но память человеческая оказалась сильнее бумаг и живет в легендах и сказаниях. А ее поэмы, песни, стихи передаются из поколения в поколение как лучшие образцы устного поэтического творчества. 

В селе Капал есть мемориальный музей, ей посвященный. И я наконец-то добралась до него. Хотя это было непросто…

С некоторых пор Капал стал одним из любимых моих туристических направлений. Но свои тайны, свои легенды, рассказы он отдает постепенно, раскрываясь и удивляя с каждым разом все больше и больше.

Писать про достопримечательности этого края – природные и рукотворные – можно много. И я буду это делать постепенно, ибо еще не все в голове улеглось – такие сильные впечатления от увиденного. И они наслаиваются – ведь только за прошлый год я там исхитрилась побывать три раза.

В селе много исторических зданий XIX и начала ХХ веков, очень красивые, деревянные, причем в отличном состоянии.  

Здесь есть уникальный родник Тамшыбулак – он капельный, вода стекает со скалы тысячей капель, сочится…

В этом селе в XIX веке некоторое время жил известный английский путешественник и художник Томас АТКИНСОН. Он путешествовал с беременной супругой Люси – тоже удивительная женщина, кстати, она не только сопровождала своего супруга в путешествии по казахским степям в 1846–1853 годах, но и написала потом книгу об этом путешествии.

Читайте также
Лепсы: маленькие истории бывшего большого города

А в Капале у них родился сын. Мальчика назвали Алатау-Тамчибулак – как родник...

В этом селе родилась Фатима ГАБИТОВА, известный литератор, просветительница, "муза трех великих казахов", как часто ее называют - Ильяса ДЖАНСУГУРОВА, Биляла СУЛЕЕВА и Мухтара АУЭЗОВА. Фатима была известным школьным учителем казахского языка и литературы. Ее жизнь была вся связана с литературной и просветительской деятельностью. В 15 лет она начала свою педагогическую деятельность – была учителем в Капальской школе. 

Село носит имя Капал батыра, знаменитого полководца XVI века, защищавшего казахские земли от частых набегов джунгар. В Шымкенте, рядом с которым он когда-то родился, есть ему памятник, и мы этот памятник видели в наших шымкентских путешествиях.

А его славный жизненный путь завершился в предгорьях Джунгарского Алатау, и недалеко от села батыру установлен бюст. И бюст этот я еще не видела, ну, не получилось…  

И не получалось попасть в музей Акын Сары.

Много слышала о нем, но наши с ним графики – мой график путешественника и музейный рабочий – ну никак не совпадали. И тут все сошлось. Нам музей открыли в его выходной день.

И мы зашли и увидели чудесные (хотя на первый взгляд совсем обычные) вещи известной поэтессы.

Читайте также
Как женщины-путешественницы меняют мир

Сара Тастанбеккызы родом из этих мест – родилась прославленная акын-импровизатор в 1853 году в Капальском районе нынешней Алматинской области. Нелегкая у нее была жизнь – девочке было три года, когда умер ее отец. Ее выдали замуж за нелюбимого – ну, это почти обычное дело для того времени. Нужда и бесправие – вот с чем ей пришлось столкнуться. И об этом она рассказывала в своих поэтических и песенных произведениях – о желании быть свободным человеком, о тяжелой судьбе женщины, о жестокости и несправедливости. Она пела о том, что знала, что прочувствовала:

"Неужели не оказалось ни одного джигита в племени матай и садыр, кого бы я могла выбрать? 3ачем вы отдали меня на поругание старому уроду? По вашей вине брошена на мою шею стальная цепь, а моя гордая голова - крепко привязана к столбам Турысбека..."

Говорят, она была красавица. И очень талантлива, причем, талант ее проявился в юные годы: "В тринадцать лет, взяв в руки домбру, я запела, не споткнувшись ни разу".

Ну, а самым известным, самым ярким событием в ее творческой биографии стало поэтическое состязание со знаменитым акыном-импровизатором Биржан салом. Это состязание, айтыс считается образцом высокого поэтического искусства импровизации, он передавался из поколения в поколение и дошел до наших дней… Победил в том айтысе Биржан, но и слава Сары как акына выросла. Она получила признание, стала известной далеко за пределами края.

Конечно, здесь очень гордятся знаменитой землячкой. В ее честь названы улицы в городах и поселках, есть село ее имени в Ескельдинском районе. Поставлены памятники.

Правда, поведение отдельно взятых земляков известной казахской поэтессы вряд ли можно назвать образцовым и достойным памяти Сары. Года четыре назад памятник в Талдыкоргане подвергся нападению вандалов – неустановленным злоумышленником была буквально вырвана из композиции домбра. Скрин фотографии из статьи местного СМИ прилагаю. Горожане это заметили, написали в соцсетях, акимат отреагировал, полиция занялась поисками вандалов. Так получилось, что я в эти дни была в Талдыкоргане и видела скульптуру в поврежденном состоянии. А потом пыталась какое-то время отследить по публикациям в СМИ – нашли вандалов или нет. Но информации не было…

А потом я и вовсе забыла про памятник. И пришлось писать знакомым талдыкорганцам, узнавать, как он там, отремонтировали ли, вернули ли домбру на место? Вернули!

Фото свеженькое – по моей просьбе к памятнику съездил талдыкорганец Рафаэль, мы с ним знакомы хорошо, хоть и заочно - через сообщество "Охотников за петроглифами".

И вот его фото – памятник отремонтирован, домбра на месте! Ура!

Сара сидит на камне, в руке домбра, у коленей белка, птица и лань… Поставлен был памятник в 1993 году. А автором композиции является известный скульптор Тулеген ДОСМАГАМБЕТОВ, который в бронзе и граните запечатлел многих героев казахстанской истории - это деятели культуры Бибигуль ТУЛЕГЕНОВА, Олжас СУЛЕЙМЕНОВ, политики Динмухамед КУНАЕВ, Алиби ЖАНГИЛЬДИН, Гани МУРАТБАЕВ…

Еще есть памятник акыну Саре и в районном центре – в селе Жансугуров. Тамошнее скульптурное изображение поэтессы в полный рост установлено рядом со зданием молодёжного культурного центра ее имени. Там я еще не была, только читала.

Читайте также
Хроники Верного. Дело всей жизни

А в Капале в том же в 1993 году открыли музей. И в планах этой нашей поездки музей был одним из важных пунктов!

Вот и отправились мы туда дружной толпою отважных и пытливых алматинских путешественников. Сопровождал нас местный житель, врач Гариф Аминович МУЛЮКОВ. Спасибо ему, что согласился быть нашим гидом по селу в той поездке, показал и рассказал много интересного… И подарил свою книгу об истории края. Об этом обо всем будет отдельный рассказ. Ибо сейчас хочу рассказать только про музей!

У ворот скромного дома, в котором расположился музей, мы замерли. Прямо тут, у каменных оснований забора нас и ждала история! Ибо здание, в котором расположился музей, само по себе  уже музейный экспонат, и ворота тоже экспонат! Они, эти старые-старые ворота – свидетели многого, что в Капале происходило за последние лет 150, а то и больше. Сколько точно лет дому и воротам – неизвестно. Но в доме бывал сам ВАЛИХАНОВ!

Детали я потом нашла в статье Айгуль АЛИМБАЕВОЙ, заведующей музеем, цитирую: "Здесь во второй половине XIX века жил врач Капальского уезда генерал И. СОБОЛЕВСКИЙ, а дом деревянной постройки был лазаретом. В 1864-1865 годах в нем несколько раз бывал и получал лечение знаменитый казахский ученый, исследователь, географ Чокан Валиханов. В 1993 году здание было отреставрировано под мемориальный музей".

Дом небольшой. Для музея небольшой – знаете ж, что у нас в стране гигантомания процветает в музейном деле: огромные мраморные залы, в которых от экспоната до экспоната полчаса идти надо… А тут всего 115 кв. метров, четыре небольших зала. И 811 экспонатов!

Самое ценное – вещи Сары. Ее первая домбра, платье для выступлений, домашний казан. Есть швейная машина и ножницы. Говорят, она очень хорошо шила. А я этому даже не удивляюсь: талантливые люди талантливы, как правило, во многом, а уж женщины в XIX веке вообще очень многое умели делать…  Эти вещи она передала по наследству сыну Ниетбаю, в музей их отдала ее золовка. А домбру сохранил и передал музею двоюродный брат Сары Мейрамбай.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Город которого нет

Нас, конечно же, очень интересовали экспонаты, связанные со знаменитым айтысом, когда в поэтическом поединке сошлись знаменитый певец, композитор Биржан сал и акын Сара. По легенде это состязание произошло у подножья горы Ешкиольмес.

О Биржане Кожагулулы в народе ходили легенды. Он был не только известным на всю степь поэтом-импровизатором, он писал стихи и песни, был отличным охотником, он создал школу, в которой обучал умению петь, импровизировать, сочинять музыку. Он был красив и статен, что совсем немаловажно для исполнителя. Он участвовал во многих поэтических состязаниях, много разъезжал по степи с выступлениями. Услышав о Саре – талантливой исполнительнице, он устремился в Семиречье, и у них состоялся тот самый знаменитый айтыс, который сейчас вошел во все учебники и о котором знают, пожалуй, все казахстанцы. И не только  - сотрудник музея рассказал, что в село приезжают иностранцы, заходят в музей, интересуются личностью известной исполнительницы, невероятной, непокорной женщины-акына, которая боролась за свою судьбу с помощью своего несравненного таланта. Тогда-то и прозвучали очень талантливые и очень горькие по своей сути стихи Сары:

"О, проклятый женский удел горевой,

Женщина распоряжаться не может

Даже собственной головой".

Но она победила! После айтыса Сара была освобождена от брачных уз с нелюбимым человеком. Вот она, сила таланта!

Много экспонатов, связанных с историей самого Капала и с людьми, которые здесь жили и прославили этот край: Танеке батыр, Маман Турысбек, Есимбек кажы. Есть стенд, посвященный Валиханову, с цитатой из его дневника, где он Капал и упоминает.  

Этнографический зал здесь – самый уютный, я будто в гостях побывала. Он иллюстрирует жизнь и быт людей того времени – тут представлены домашняя утварь, серебряные ювелирные изделия, одежда конца XIX – начала XX веков. Хотелось присесть на экспонат-ковер у экспоната-стола и выпить чаю из экспоната-пиалы. Но я сдержалась.

Кстати, экспозиция музея обновляется и пополняется. Порой самым неожиданным образом. В 2018 Гелия ТИМОФЕЕВА передала музею картины своей матери - известной российской художницы Маргариты ВАЩЕНКО. Все работы были выполнены в 60-х годах. Тогда Маргарита работала  главным архитектором Талдыкорганской области. И, конечно же, слышала легенду о Саре, о ее таланте. И очень хотела сделать ее портрет. Но поскольку прижизненных изображений Сары не было, Маргарита стала искать ее потомков. И по их рассказам, по их воспоминаниям и написала портрет поэтессы. В 2005 году Маргарита умерла, а дочь решила передать ее картины в дар Казахстану.

И сейчас портрет Сары Тастанбеккызы и пейзажи села Капал работы Маргариты Ващенко занимают важное место в музее. К сожалению, не было возможности сделать фото, этот зал был закрыт – мы же были в музее в нерабочее время, спасибо, что вообще открыли нам его. Так что фотографии картин взяла из интернета.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Сирень нашего города

Сама же жизнь Сары требует серьезного исследования. Слишком много белых пятен в ее жизнеописании. Известно только, что после айтыса она смогла выйти замуж за любимого человека. Но счастье их было недолгим – Кусембай погиб. Он был пастухом и с табуном лошадей попал в буран у озера Балхаш, сбился с пути и замерз….

Она и сама умерла молодой – ей было 38 лет. Умерла от туберкулеза в 1916 году. У нее было пятеро детей - двое сыновей и три дочери, которые тоже не дожили до старости, умерли в раннем возрасте. Только у одной из дочерей, Рухии, остались дети - Бекдаир и Хозаир. Их в 30-е годы отдали в приют в Талдыкорганской области.

А сама Сара упокоена в мавзолее на склоне горы Ешкиолмес. Там, где по легенде и состоялся ее айтыс с Биржаном.Точное место айтыса неизвестно, кстати. У подножия горы был установлен камень, на котором надпись на казахском и арабской вязью написано, что знаменитый айтыс состоялся именно здесь. Но это только предположение, точных свидетельств нет. Символ нам всем на память и в назидание. И как пример яркой талантливой жизни.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
От реформы к катастрофе: как Академия Алтынсарина уничтожает фундамент образования
В Казахстане снова разгорелся скандал вокруг реформ школьного образования
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером