Это показал анализ активности в экономике Казахстана на примере 100 сфер деятельности
Текущий период в развитии мировой экономики принято называть кризисом. Множество сфер деятельности, которые еще месяц назад показывали прекрасные результаты, сегодня либо полностью не работают, либо существенно снизили свою активность.
Аналитики компании Nurkassa, которая предоставляет услуги по онлайн-кассам для малого и среднего бизнеса и обслуживает несколько десятков тысяч компаний, задались вопросом: как карантин сказывается на деловой активности в Казахстане?
Компания обрабатывает и передает в налоговую службу данные о фактически совершенных оплатах в более чем 300 видах деятельности. Оборот клиентов составляет несколько триллионов тенге в месяц, поэтому данное исследование весьма хорошо показывает картину сегодняшнего дня для бизнеса Казахстана.
Для анализа выбраны 100 самых активных сфер деятельности среди клиентов компании. Учитывая тот факт, что первый случай коронавирусной инфекции в Казахстане был выявлен 13 марта, а уже 16 марта в Нур-Султане и Алматы был введен режим ЧП, рассматриваются данные за февраль, март и первые девять дней апреля. Выборка затрагивает фирмы МСБ со всего Казахстана, однако более 50% клиентов компании работают в Нур-Султане или Алматы.
72% - таков текущий спад в МСБ в Казахстане по состоянию на 9 апреля:
- в апреле средний суточный доход компаний составил 14% от значений февраля в сфере производства и сельском хозяйстве (спад в 6 раз), 27% в сфере услуг (спад более чем в 3 раза) и 39% в сфере торговли;
- в марте сфера торговли показала рост среднесуточных доходов на 274%, что можно объяснить паникой среди населения, а также сокращением числа походов в магазины (люди закупились впрок);
На графике 1 представлены данные по сферам деятельности компаний. В торговле за 9 дней апреля показали рост лишь 2 сферы деятельности: “Другие виды розничной торговли вне магазинов, торговых палаток или рынков” и “Розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно продуктами питания, включая напитки, и табачными изделиями”.
График 1
В то же время целый ряд сфер деятельности показал спад продаж в 5 раз и более:
- Неспециализированная оптовая торговля продуктами питания, напитками и табачными изделиями;
- Розничная торговля обувью и кожаными изделиями в специализированных магазинах;
- Розничная торговля цветами, комнатными растениями, семенами, удобрениями, домашними животными и кормами для домашних животных в специализированных магазинах;
- Розничная торговля не через магазины и рынки;
- Другие виды розничной торговли новыми товарами в специализированных магазинах;
- Розничная торговля мебелью, осветительным оборудованием и прочими бытовыми принадлежностями в специализированных магазинах;
- Розничная торговля текстильными изделиями в специализированных магазинах;
- Розничная торговля прочими товарами через палатки и рынки;
График 2 и 3
В производственном секторе ситуация еще более плачевна.
Общий дневной спад продаж составил 86%, при этом рост показал только 1 вид деятельности: Производство хлеба; производство свежих мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных.
Всего 3 сферы производственной и сельскохозяйственной деятельности показали спад от 50% до 70%:
- Вспомогательные виды деятельности в области выращивания сельскохозяйственных культур и разведения животных;
- Производство верхней одежды;
- Производство продукции питомников.
Остальные сферы производства показали спад продаж в 5 раз и более, причем более половины участников списка в апреле не заработали ни одного тенге.
График 4 и 5
В сфере услуг ситуация не намного лучше, чем в производстве. Общий спад в продажах составил - 73% от показателей февраля, при этом продажи в шести сферах деятельности превысили февральские показатели:
- Прочие виды вспомогательного обслуживания хозяйственной деятельности, не включенные в другие категории;
- Технические испытания и анализы;
- Другие виды деятельности в области информационных технологий и компьютерных систем;
- Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита; консультации по налогообложению;
- Ремонт компьютеров и периферийного оборудования;
- Предоставление прочих услуг, не включенных в другие группировки.
Примечательно, что в лидерах по росту среди услуг оказались компьютерные специализации, что явно обозначает современный тренд на переход к дистанционной работе.
График 6
В то же время, в 36 сферах деятельности объем продаж сократился в 20 раз и более. Это такие сферы как: спортивное образование и образование специалистов организации досуга; консультационные услуги в области компьютерных технологий; деятельность туристских, риелторских, рекламных агентств, фитнес-клубов; техобслуживание и ремонт автотранспортных средств; рестораны и услуги по доставке продуктов питания; гостиничные услуги; денежно-кредитное посредничество; специальная врачебная практика; строительство жилых и нежилых зданий и строительно-монтажные работы; перевозки и многое другое.
При этом, суммарный оборот указанных выше компаний составил 3,126 млрд тнг в феврале, а в апреле - лишь 7,192 млн тнг. Среднесуточный оборот в самых “пострадавших” секторах сферы услуг сократился с 107 млн тнг до 798 тысяч тнг, то есть упал более чем в 100 раз!
Количество клиентов сократилось от 4 до 20 раз в зависимости от сферы деятельности компаний
На следующем графике, который отображает среднее количество чеков, выданных компаниями из разных сфер деятельности на протяжении одного дня, мы видим, что в период карантина происходит сокращение деловой активности во всех сферах деятельности без исключения.
Количество чеков равняется количеству покупок, то есть на основании этого графика мы можем говорить о сокращении числа сделок в малом и среднем бизнесе в Казахстане.
График 7
Таким образом, в производственной сфере деловая активность замедлилась в 20 раз, в в сфере услуг произошло сокращение числа покупателей в 6 раз, а в сфере торговли - в 4 раза.
Средний чек в торговле растет, в остальных сферах деятельности остается на одном уровне
Сфера торговли показывает рост среднего чека на фоне карантина, остальные сферы деятельности существенно не меняют объем продаж в перерасчете на 1 клиента.
График 8
Исследование показало, что текущая карантинная ситуация абсолютно парализовала малый и средний бизнес в Казахстане. Очевидно, что компаниям для продолжения экономической деятельности придется подстраиваться под современные реалии, переводя свой бизнес в онлайн.
Информация предоставлена компанией Nurkassa.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Сергей Перхальский.