Как можно зарабатывать деньги, ничего не производя
Генеральный директор ТОО «Нур Медиа» Жанай ОМАРОВ в беседе с корреспондентом Ratel.kz отказался объяснить, за что его компания берет процент при размещении информационных заказов по заявкам национальных компаний. Зачем для заключения таких простейших договоров нужны посредники – этот вопрос так и остается открытым. Более того, один из главных казахстанских рекламных посредников - холдинг «Нур Медиа», учрежденный по инициативе правящей партии «Нут Отан», не хочет отчитываться о своих доходах, полученных благодаря своей «прокладочной» функции между СМИ и национальными компаниями.
Экс-руководитель «Нур Медиа», издатель Арманжан БАЙТАСОВ считает, что ничего не производящие рекламные агентства все-таки нужны на рынке:
- Есть бизнес, который называется рекламная деятельность, и многие медиакомпании, тем более такая крупная, как «Нур Медиа», занимаются этим. Так как они накапливают очень большой опыт работы с крупными рекламодателями, они могут аккумулировать через себя контракты и распределять их в средствах массовой информации – это нормальная деятельность.
- То есть они производят какую-то рекламную продукцию?
- Нет. Здесь есть целый рынок, который называется «рекламные агентства», они ничего не производят. Они дают интеллектуальную составляющую, соединяют клиента с газетами, с телевизионными каналами, с наружной рекламой.
- «Нур Медиа» - это рекламное агентство?
- Ничего страшного, в том, что «Нур Медиа» выполняет функции рекламного агентства, нет. Раз есть возможности и клиенты, готовые работать через них, то для «Нур Медиа» - это просто дополнительный источник доходов. Они работают с национальными компаниями - там всегда проводятся тендеры, по-другому нацкомпании не могут работать.
- Какой процент они берут как агентство?
- Бывают проценты самые разные, я не знаю, какой берут они, но варьируются проценты от 1 до 15.
- По-вашему, они упрощают работу СМИ, но, по-моему, не упрощают…
- В первую очередь они упрощают работу большим компаниям, потому что тем очень тяжело заниматься каждым СМИ в отдельности, поэтому они отдают эту работу в аутсорсинг рекламным агентствам, которые это все профессионально делают.
- Но они же работают с национальными компаниями и деньгами, в конечном итоге принадлежащими государству. Почему тогда вся информация по работе с госкомпаниями закрыта? Они же обязаны публиковать отчеты, если участвуют в государственных закупках?
- Что касается нацкомпаний, то однозначно должны отчитываться, и, так как все эти тендеры открытые, там должно быть всё прозрачно.
- Но генеральный директор «Нур Медиа» Жанай Омаров, когда мы попросили его предоставить эти данные, сказал, что это коммерческая тайна…
- Возможно, холдинг и не обязан предоставлять эту информацию, а что касается самих нацкомпаний, то у них должно быть всё открыто. А «Нур Медиа», возможно, имеет право закрывать свою внутреннюю информацию.
Игорь БРАТЦЕВ, директор международного центра журналистики MediaNet, считает, что деятельность получателей государственных денег должна быть прозрачной:
- То, как работает «Нур Медиа», - распространенная схема: создается дополнительный промежуточный фильтр, выгодный обеим сторонам. Но суть в том, что нацкомпании могут осуществлять пиар-деятельность через различные пиар-агентства, это их право. Другое вопрос – прозрачность такой работы: как определяется посредник, проводятся ли для этого нацкомпаниями тендеры или это вопрос кулуарной договоренности, чего быть не должно. Так как в нацкомпаниях есть доля государства - такие тендеры должны проводиться открыто и быть доступными, как и их результаты. А агентства, которые выигрывают эти тендеры, в данном случае «Нур Медиа», как получатели государственных денег должны предоставлять эту информацию, согласно недавно вступившему в силу закону «О доступе к информации». О чем как раз в своем комментарии сказала Диана ОКРЕМОВА. Потому это вопрос официального, скорее всего, длительного разбирательства - прежде всего, важного с точки зрения практической реализации закона «О доступе к информации».