Казахский патриотизм для иностранной экономики
Однажды я попала под влияние пропаганды. Признаюсь, республиканская акция «Покупай казахстанское», когда в супермаркетах появились специальные прилавки с отечественной продукцией, а на товарах сигнализирующие о местном происхождении ярлычки, изначально вызвала у меня некоторые сомнения. Но ведь была в этих, так сказать, мерах и логика. Из-за конкуренции дешевых иностранных товаров бедные казахстанские предприниматели терпели и терпят убытки. На производствах сокращаются рабочие места, зарплата и, соответственно, налоговые отчисления. А тут еще ЕАЭС и падение курса рубля.
В общем, все продукты, попадающие в мою потребительскую корзину, теперь проходили жесткий отбор: макароны только алматинские, молочка столичная, яйца акмолинские, мясо кокшетауское, овощи шымкентские. И только сгущенное молоко я с великим чувством вины брала белорусское, потому что наши компании часто производят суррогат. Как-то раз в магазине моей любимой сгущенки не оказалось. Пришлось, хотя и вынужденно, снова поддержать местного производителя, товар которого, кстати, был значительно дороже. Но когда дома я открыла банку, мне стало стыдно за мою предвзятость. Сгущенка с надписью «Сделано в Казахстане» оказалась великолепной! Тот же нежно-кремовый цвет, как у белорусской, аромат топленого молока, вкус знакомый с детства. Мысленно включая торговую марку в мой любимый список отечественных продуктов, я благодарно любуюсь этикеткой. Позабыв о ценнике, вычитываю состав продукта, в котором нет химикатов, зачем-то изучаю содержание жиров и углеводов и вдруг на дне жестяной банки вижу надпись «Беларусь». Можно было, конечно, подумать, что отечественный производитель покупает в Беларуси жестяные банки, чтобы заливать в них свою сгущенку. Всякому обману можно искать оправдание. Но теперь я, кажется, понимала, что чувствовали строители коммунизма, каким-то образом оказавшиеся в 80-е годы на «загнивающем западе». В тот же день я отправилась расспрашивать мясника, торгующего в ближайшем мини-маркете и всегда улыбающегося мне из-за прилавка с кокшетуской говядиной.
- Хочу попробовать российскую говядину, есть у вас?
- Вся российская, - воровато выпучив глаза, шепотом отвечает мясник.
- Так вы же говорили, что мясо у вас кокшетауское.
- Российское дешевле приходит. Берете?
Расспрашивать овощников, торгующих в соседнем магазинчике, я не стала. Довольно было внимательно изучить ящики, с китайскими иероглифами, которые никто не скрывал.
Сговор ли это, глупость или элементарная халатность наших властей, поздно выяснять. Очевидно лишь то, что в этой кампании «Покупай казахстанское» участвовали все: и производители, и торговцы и сомнительные общественные организации вместе с акиматами, призывающие потреблять только «наши товары», ну и я со своими патриотичными порывами.
Схему придумали чиновники. С 2009 года стали выдавать сертификат о происхождении товара формы «СТ-КZ». Получить его стремятся все производители, чтобы иметь ряд преференций в рамках господдержки отечественного производства, особенно при участии в тендерах. В 2012 году полномочия по выдаче сертификата Министерство индустрии и новых технологий (ныне МИР) передало Торгово-промышленной палате. Сейчас они у Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». И что самое интересное - непосредственно экспертизу товаров проводят частные специализированные компании, качество работы которых никто не проверял. В итоге фальшивых казахстанских производителей на рынке оказалось больше, чем настоящих. Точное их количество никто не знает.
- Дело в том, что нас поставили в такие условия, что мы только ставили печати, подписывали бумажки. А потом все говорят, как НПП могло выдать такой сертификат, когда в товаре нет никакого казахстанского содержания?! Но мы не имеем право по законодательству пойти и посмотреть, там есть казахстанское содержание или нет. На все про все у нас время выдачи всего один день, - объяснил заместитель председателя правления НПП Нуржан АЛЬТАЕВ.
Действующая методика вычисления процента казахстанского содержания считается крайне лояльной. Настоящие производители отечественного продукта настаивают на введении новой формулы.
- В нынешней формуле превалирует заработная плата, накладные расходы и рентабельность, то есть идут в учет зарплата сотрудников, доход и это все вкладывается в процент казахстанского содержания. По сути вы, например, привезя из-за рубежа какой-то товар, накрутив заработную плату, доходную часть - маржу, приклеив наклейку «Сделано в Казахстане» и, соответственно упаковав, можете получить сертификат «СТ-КZ». Эту формулу надо менять. Надеемся, что госорганы поддержат нас в этом, - говорит Нуржан Альтаев.
Недавно Национальную палату предпринимателей наделили полномочиями изучения достоверности актов экспертизы, выданных частными компаниями. Теперь НПП может проверять наличие техники, условий и других составляющих производства. Настоящие же производители казахстанской продукции не питают иллюзий по этому поводу. По их мнению, чиновники не заинтересованы в сокращении реестра отечественных товаропроизводителей. Иначе возникнет вопрос: кого они все это время так рьяно поддерживали на форумах и особенно на тендерах?
- Я не думаю, что никто не знал о том, что сертификаты выдают тем, кто не является казахстанским производителем - говорит помощник директора компании «Казэлитстрой ЮК-Гроуп-2050» Рушан КАСЫМКУЛОВА. – У нас в регионах не так много товаропроизводителей, чтобы не знали, кто и что выпускает. Производство ведь не может возникнуть ни с того, ни с сего. Это сразу видно.
В НПП теперь обещают отзывать ранее выданные сертификаты «СТ- КZ» у лжепроизводителей, но только если будут жалобы. Несколько компаний уже лишились этого ценного документа.
Что стало с моей привычкой покупать казахстанское? Я решила не отказываться от нее. Казахстан - редкая страна, в которой даже патриотизм может приносить доход другому государству. Но что если кроме меня поддерживать отечественных товаропроизводителей больше некому?