Тренд «люди искусства – в чиновничьи массы» продолжает набирать обороты
Вслед за виолончелистом (министр культуры Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ) и пианистом (аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК) нестройные ряды казахстанских чиновников пополнил известный художник Серик БУКСИКОВ. Причем где? В акимате Южно-Казахстанской области. И пусть его нынешняя должность звучит скромно – «советник», это не мешает ей быть многообещающей: в конце концов, первая должность Байбека тоже была «референт».
- Твое новое начальство в курсе, что ты в свое время работал на оппозицию?
- Конечно. Я никогда этого не скрывал. Правда, партия «Адилет», с которой я немного работал, никогда не была оппозицией. Это был 2011 год, выборы... Может, помнишь, были такие постеры – с рукой? Кулак, разбивающий социальные сети – Twitter и Facebook. Рука, которая поддерживает солнце. Третья идея ближе к религии: палец, который указывает вверх. И у всех этих плакатов была мощная психологическая теоретическая база: считается, что информационные сообщения лучше всего передает лицо, а после лица – кисти рук.
Cерия картин Серика Буксикова «Первый снег в Алматы».
- То есть ты на тех выборах был не политтехнологом...
- ...а «визуализатором». Потому что у руководства партии «Адилет» с идеями всё было в порядке. Они так думали. И я, конечно, недоволен результатом той своей работы...
- Потому что партия проиграла выборы.
- ...но доволен процессом: я получил огромный опыт, в том числе и эмоциональный, и теперь могу его применять. Кстати, на тех выборах я был не единственным художником, который работал на оппозицию. Канат ИБРАГИМОВ тогда сотрудничал с партией «Руханият», и было прикольно, когда вечером после работы мы с ним садились пить зеленый чай и молчали, потому что ничего нельзя было обсуждать. Именно тогда я понял одну вещь: Канат воспринимал политику как высшее проявление искусства. Когда он это произносил – «высшее!» - у него горели глаза. А он – художник, весьма искушенный в вопросах политтехнологий, с опытом работы на выборах не только у нас, но и в России...
Cерия картин Серика Буксикова «Первый снег в Алматы».
- Если ты сейчас скажешь, что на сегодняшнем этапе своей жизни, набравшись опыта, пришел к тому же выводу...
- Я понимаю твою иронию по поводу моих «жизненных этапов». Но ты знаешь, они у меня – каждый – соответствовали тому, что в тот момент происходило в стране. Вспомним девяностые, когда у нас после развала Союза бешеными темпами начинает развиваться искусство, в том числе – современное, contemporary art. Начинают работать такие галереи, как «Рух», «Коксерек». Мы на подъеме. У нас в стране – вся таблица Менделеева. У всех просто безумные надежды... Но потом наступают двухтысячные, и эта «художественная эйфория» практически сходит на нет. Что делать художнику? Спиваться? Скандалить? Эмигрировать? Я просто решил уйти – и ушел в рекламу. Стал креативным директором в рекламном агентстве, вернее, в агентствах, и нисколько об этом не жалею. Я получил потрясающий опыт по созданию брендов и... понял, что мне, художнику, можно делать в искусстве, несмотря ни на что. В 2010 году я вернулся. У меня как пружина раскрылась. Я писал по 20-30 картин в месяц. И моя первая выставка была в кофейне Segafredo, я тогда вообще много работал с кофейнями, ресторанами, делал в них перфомансы – рисовал на глазах у всех... Потом, в 2014-м, я открыл свою галерею в Esentai Mall – и это было классное место, где всегда тусовались художники. Именно там и тогда появилась идея «Первого арт-завода», конкурса среди художников, где победитель получает не денежный приз или традиционный компьютер, а возможность участия в большой зарубежной выставке...
Cерия картин Серика Буксикова «Первый снег в Алматы».
- К этому времени у тебя была прочная репутация не просто художника, но арт-функционера.
- Я, кстати, не против. Нормальная репутация и нормальное слово. Да, я не просто создаю арт-объекты – картины, я еще могу их позиционировать, как бывший рекламщик (правда, бывших рекламщиков не бывает). И все мои работы, все мои картины – они для чего-то и почему-то. Хотя я приветствую художников, которые творят интуитивно, уступают зову своего сердца и, создавая какие-то вещи, не могут понять, зачем они это делают. Я не против этого. Я сам - в какой-то степени - такой. Но другая моя часть считает, что искусство – это все-таки, повторюсь, для чего-то и почему-то. Быть может, топливо для какой-то идеи. Толчок для каких-то изменений в социуме... И тогда получается, что ты на самом деле арт-функционер, если расшифровать это понятие так, как это делаю я: человек, который раскрывает и осуществляет многие и многие функции «art» – искусства. То есть искусство может и должно влиять на социум, развивать его, решать какие-то проблемы... Помнишь нашумевшую историю с поцелуем Курмангазы и Пушкина?
Cерия картин Серика Буксикова «Первый снег в Алматы».
- Я бы не стала говорить, что это история об искусстве.
- Ну, хорошо, давай это будет история об искусстве рекламы. У меня есть четкое понимание того, что произошло. Встречаются двое: крутая – на самом деле крутая! – специалист по рекламе и украинский художник, с «не нашими» понятиями и ориентирами. У них появляется общая территория взаимодействия, на которой... отсутствуют определенные «буйки» или границы, которые непременно расставил бы для себя наш, казахстанский художник, причем независимо от национальности. Потому что он на уровне интуиции учел бы интересы и мнения всех слоев нашего дисперсного общества, даже какие-то сакральные дела. Когда образ страны такой сильный, как, скажем, образ Америки, то людям любые гей-парады, любые поцелуи «по барабану». Когда страна только начинает формироваться, как наша, для нее Борат или такой «поцелуй» - это не прививка для создания иммунитета, это самый настоящий яд, который разрушает наши ценности. Плакат посчитали оскорблением – и ответ пришел незамедлительно. То есть рекламному агентству мало не показалось. И этот случай, с одной стороны, сработал как индикатор состояния нашего общества, с другой – прививка все-таки была сделана.
- Рекламщикам, художникам или обществу?
- Давай считать, что и тем, и другим. Кстати, все это время я отвечал на твой вопрос: согласен ли я с Канатом, что политика – это высшая форма искусства? Нет, я об этом не думаю или стараюсь не думать, потому что больше верю как раз в сакральные дела, в энергию места – как в том же Шымкенте...
- Ты про Туркестан и мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи?
- Я про всё. Даже про само название области на казахском языке – Оңтүстік. Знаешь, как я обыграл это слово? Сократил его до двух букв - «оң» по-казахски или «on» по-английски. Для внутренних каналов коммуникаций мы будем использовать, уже используем «оң», то есть «правый», «правильный», а для внешних – «on», то есть, как на всей технике – «включить». Я даже визитку себе сделал, где на одной стороне скромно написано, что я дизайнер бренда области, а на другой – четыре кнопочки, «on», все, чем я занимаюсь, от туризма до промышленности.
- Значит, все-таки дизайнер бренда?
- Формальная должность – советник. По сути же, я занимаюсь тем, что мне однажды стало интересно как художнику. У меня вообще по жизни всё так происходит: сначала я выстраиваю в голове какую-то модель реальности, а потом она осуществляется. Так я придумал, еще в институте, насмотревшись глянцевых журналов с огромным количеством рекламы, что хочу быть креативным директором рекламного агентства - и стал им. Так я однажды, глядя на кружку «I love New York», подумал, что теперь, после рекламы, стимпанка, файн-арт и всего прочего, что уже было в моей жизни, мне бы хотелось заняться, есть такой специальный термин - «территориальный брендинг». Это очень интересная деятельность, которой раньше не было в Казахстане. Но она появилась, и вот я – дизайнер бренда Южно-Казахстанской области.
- Как ты теперь одеваешься, на этом месте?
- С понедельника по пятницу я «на галстуке», как все.
- Ты согласен с мнением, что у нас в Казахстане чиновники, в подавляющем своем большинстве - люди, которые мало что понимают в искусстве?
- Да.
- И как ты находишь с ними общий язык?
- Я же не обсуждаю с ними искусство эпохи Возрождения или теорию кубизма. Не завожу на заседаниях актива области споры о том, кто был основателем кубизма – БРАК или ПИКАССО...