Кто ответит за потраченные миллиарды?
Школьные рюкзаки казахстанских детей станут еще тяжелее. В них появятся новые учебники: по естествознанию, информационно-коммуникационным технологиям и дополненное учебное пособие по познанию мира. Свой план модернизации министр образования и науки Аслан САРИНЖИПОВ презентовал на августовском совещании. Учителям план, конечно же, понравился, а вот главному гостю – заместителю премьер-министра Бердибеку САПАРБАЕВУ - министр не угодил, за что и получил публичную порку.
Министр с утра был в не очень хорошем настроении. Наверное, было неприятное предчувствие. Пока подчиненные на цыпочках бегали по фойе, где устроили выставку методических пособий, Саринжипов, совсем хмурый, одиноко стоял у входной двери в Казмедиацентр в ожидании своего куратора - вице-премьера. Плечи его опустились под невидимым гнетом, губы сжались, рукава дорогого пиджака, слегка тесноватого в боках, сделались длиннее.
Вице-премьер приехал ровно в десять и сразу приступил к осмотру столов, заваленных книжицами. Он не дослушивал преподавателей, чеканящих вызубренные презентационные тексты. Только показывал правую ладонь и говорил:
- Жаксы.
Педагоги облегченно вздыхали. Сапарбаев намеренно пропускал некоторые столики, явно экономя время. Он мог завершить эту бессмысленную экскурсию за считанные минуты, если бы телевизионщики не вынули микрофоны. Тогда возле столика с литературой для колледжей вице-премьер нахмурил брови.
- Где методические пособия? – спросил он хозяина стола – представителя какого-то колледжа и взял в руки желтую книжицу. - Бейнелеу – это дизайн? По туризму, да?
- Да. Это как раз то, что нам нужно в условиях новой экономики,- заискивающе затараторил мужчина.
- Мынау ескi ғой – 2013 год! – повысил тон Сапарбаев.
- Нет. Ну, мы уже в программу включаем 2016 год, - оппонировал ему хозяин столика, явно не понимая, что сам говорит, и посмотрел на Саринжипова.
- Что мы будем по 2013 году учить туризму?
- Не-не- нет! – вступился министр. - В 10 вузах у нас идет то, что по программе…
- Вы кончайте, давайте, не обманывайте, - нахмурился еще больше Сапарбаев. - Если дано поручение, надо делать новое. 13 год - это уже, считайте, прошлый век.
В зале высокого гостя встретили аплодисментами. Публика почему-то осталась на своих местах, может быть, просто не узнали Сапарбаева. Встал только ряд у президиума – работники Минобразования.
Когда слово дали Аслану Саринжипову, представители департаментов и управлений образования из регионов, как по команде, достали смартфоны и зачем-то стали снимать его на камеры и фотографировать. Министр, не отрываясь от листа, выложил все свои модернизационные планы.
Итак, до 2020 года в начальной школе он планирует ввести предметы "Естествознание" и «Информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ), а предмет "Познание мира" дополнят новым содержанием – вводными темами гуманитарных предметов.
- В основной школе предлагается ввести новые предметы. Введение естественных наук в 5-6 классах, они базируются на предмете "Естествознание", который изучается в начальной школе. С их введением будет устранен существующий разрыв между изучением предмета "Естествознание" в пятом классе и предметами "Физика", "Химия", которые изучаются в 7-8 классах. Тем самым будет обеспечена непрерывность школьного естественного научного образования, - объяснил министр.
Аслан Саринжипов хочет, чтобы предмет "История Казахстана" дети изучали не с шестого класса, как сейчас, а с пятого и только на казахском языке, так же как и казахскую литературу и географию, вне зависимости от основного языка преподавания в школе. Где министр планирует найти столько казахоязычных учителей, пока не понятно.
- В основной школе предлагается организовать сквозное изучение терминологии по предметам естественно-научного цикла, в рамках подготовки запланировано проведение внеклассных мероприятий по предметам изучения отдельных тем, курсов на английском языке. Планируется организация летней языковой четверти, к проведению которой будут привлекаться студенты 3-4 курсов педагогических вызов. Наряду с этим в старших классах на английском языке предлагается изучать предметы "Информатика", "Физика", "Химия", "Биология", - продолжал удивлять Саринжипов.
Поразительно, что занятия по физической культуре отныне «будут направлены на укрепление здоровья и формирование чувства координации». Что произошло с вестибулярным аппаратом наших детей, тоже не совсем ясно. Остается надеяться, что Саринжипов знает, о чем говорит.
В старшей школе министерство введет три обязательных предмета углубленного уровня и четыре обязательных предмета стандартного уровня. Также ученикам придется выучить предмет "Глобальные перспективы и проектная деятельность". В зале кто-то предположил, что на этом уроке будут рассказывать о государственных стратегиях, «Стратегии-2050», например, а может быть, научат эти стратегии придумывать.
- В 2016 году на обновленное содержание перейдут все первые классы республики, в 2017-м внедрение нового содержания продолжится во вторых и пятых классах, соответственно в 2018 году - в третьих, шестых, девятых классах. И полный переход на новое содержание мы планируем в 2020 году, - заключил министр.
Вслед за Саринжиповым в образе вечной пионервожатой на сцену взлетела экс-министр образования и науки, а ныне сенатор Бырганым АЙТИМОВА. Благодаря ораторскому мастерству, кованному много лет в коммунистических рядах, депутат пленила зал тезисами о роли обновления образования и совсем не побоялась обидеть учителей, назвав их … «инструментами».
- Вы все знаете, куда мы стремимся, потому что вы - опосредованные инструменты или, наоборот, прямые инструменты политики нашего президента, политики нашей страны, - сказала сенатор. - Вы лучше меня знаете, что такое и какие требования к достижению 30 наиболее развитых государств.
Когда на сцену вышел заместитель премьер-министра учителя снова достали смартфоны и настроились на режим фото- и видеосъемки. В отличие от Айтимовой, Бердибек Сапарбаев не высказал ни одного комплимента. Наоборот, он раскритиковал деятельность министерства так, что самокритичный глава ведомства, наверняка подал бы в отставку.
- Из всех наших колледжей и вузов 37 процентов выпускников не трудоустраиваются. Кого мы готовим? Сколько можно на эту тему говорить, Аслан Бакенович? - спросил Сапарбаев и, не дожидаясь ответа, продолжил. - Трудоустройство тех лиц, которые обучаются по грантам в ТиПО, составляет 57 процентов, в вузах составляет 80 процентов. Это гранты, и там должна быть трудоустроенность 99 процентов.
Оказалось, что заместителю премьера не нравятся реформы в образовании. По его мнению, объявленный 7 лет назад курс на строительство системы дуального образования почти провален, а миллиарды, выделенные на новшества в колледжах и вузах, государство до сих пор тратит впустую. Сапарбаев пригрозил, что когда-нибудь кому-то придется ответить за эти деньги. Правда, когда и кому именно, он не уточнил.
Досталось и руководителям вузов. По мнению Сапарбаева, ректоры национальных вузов должны отчитываться о проделанной работе, а негосударственных - отвечать за качество обучения.
- К сожалению, руководители этих учебных заведений соответствующие выводы не делают, только одна задача - побольше набрать. Сейчас министерство над этим работает, и мы будем полностью менять. Жду систему. Мне жалко этих детей, жалко их родителей, которые платят деньги, особенно сельских, - сказал Сапарбаев.
Публика зааплодировала. Министерские чиновники застыли в креслах.
В конце августовского совещания (впрочем, на нем никто и не совещался - А.Б.) Аслана Саринжипова попросили вручить награды лучшим педагогам страны. Он дарил учителям маленькие коробочки и цветы, кажется, машинально, а когда все закончилось и ему самому преподнесли букет алых роз, растерянно застыл на сцене, прикусив нижнюю губу. Саринжипов опомнился, когда зрители начали вставать с мест. Он быстро спустился вниз и, проводив своего шефа до тонированного «Мерседеса», вернулся в холл, где его уже ждала пресса. Саринжипов отвечал на вопросы журналистов уклончиво, словно его пытали. По обе стороны от министра стояли его пиарщики, которые ругались и толкали журналистов, когда те пытались что-то уточнить. Жаловаться министру на весьма своеобразные методы работы с прессой было бесполезно. Уходя, он только бросил самому верному подчиненному.
- Канат, не толкай!
Но Канат уже успел исполнить свою святую обязанность – сделал шефу пиар.