Рубен Казарян: Национальный вопрос актуален в любой стране

3844 просмотров
0
Юлия МИЛЕНЬКАЯ
Воскресенье, 08 Окт 2017, 14:00

Его герои далеки от политики, но каждый день доказывают: они – не лишние в этой стране

Читайте также
Власть и художник: любит - не любит?

В его послужном списке 40 кинолент. И все они исключительно о нашей жизни, самой реальной, без пудры и прикрас.

Сегодня он продолжает работать над своим долгосрочным проектом под названием «Право на место под солнцем», где раскрываются многие социальные проблемы нашего общества.

Фотография, журналистика и даже лепка керамических кашпо помогают казахстанскому режиссеру-документалисту Рубену КАЗАРЯНУ создавать работы, в которых бьется пульс реального времени.

– Поступая в КазГУ на факультет журналистики, я уже имел специальность фотографа. А фотография мне всегда нравилась не постановочная, а именно документальная, репортажная, - рассказывает герой интервью. – Обучаясь в университете на журналиста, я работал на казахстанском телевидении. Устроился ассистентом оператора. А когда работаешь оператором на ТВ - делаешь очень много документальных съемок. Я попробовал параллельно снимать свои короткие фильмы...  

«Хотел бы и сейчас поучиться снимать кино»

– Как часто вы сегодня встаете за камеру?

– Я всегда встаю за камеру. Люблю снимать и всегда подключаюсь к съемкам на своих фильмах, даже будучи в них режиссером.

– А за фотоаппарат беретесь, работаете в качестве журналиста?

– Можно сказать, что я «домашний» фотограф. Я – фотограф для своей семьи и для своих друзей. Часто получаю отрицательные отклики на свои фотографии, потому что показываю в них все, как есть (улыбается). Но как только перестаю снимать, семья и друзья просят их снова фотографировать. Конечно, и хвалят тоже. Журналистское образование проявилось в моих фильмах. В них я могу быть и сценаристом, и редактором, режиссером и оператором. Даже монтажером. Музыку и песни я, правда, не умею писать. Это делают к моим фильмам мои друзья Сауле АТАБЕКОВА и Кайрат АУБАКИРОВ.

– Как-то в одном интервью вы признались, что вам «не хватало образования в сфере кино, да и сейчас не хватает». А где его вообще можно получить в Казахстане?

 – Я больше снимаю на эмоциях, на чувстве. Хотел бы и сейчас поучиться снимать кино. У нас в Казахстане есть учебные заведения, которые дают возможность этому научиться. Но если вы хотите снимать кино, надо снимать кино!

С каждым новым сценарием и отснятыми гигабайтами вы будете получать новые эмоции и понимание, как и о чем вы хотите сделать новый фильм.

На снимке: Рубен Казарян рассказывает участникам конкурса студенческих фильмов "Энергия будущего" о киносъемке.
Читайте также
Кому отдадут роль Томирис в новом фильме Акана Сатаева?

«В Казахстане больше беспокоятся за игровое кино»

– Рубен, на ваш взгляд, как развивается документальное кино в стране сегодня? Есть то, что называют «благодатной почвой»?

– Для меня эта почва всегда была и остается благодатной. Сегодня больше возможностей для съемок на высококачественную технику. Все зависит ведь от человека. Если он знает тему и видит то, что он хочет снимать, его фильм обязательно получится.

– Каждый режиссер, как и любой творческий человек, по своей натуре тщеславен. Режиссеры игровых, художественных фильмов получают признание, успех, славу, их фильмы могут собрать кассу. Что же в отношении режиссеров-документалистов? Ведь они, особенно в нашей стране, редко получают зрительское признание…

– В Казахстане есть интересные режиссеры-документалисты, которые считаются признанными мастерами. Это Вячеслав БЕЛЯЛОВ, Владимир ТЮЛЬКИН, Асия БАЙГОЖИНА, Игорь ГОНОПОЛЬСКИЙ, Александр ГОЛОВИНСКИЙ и многие другие.

Но в Казахстане больше беспокоятся за игровое кино. У нас документальное кино на вторых ролях.

– То есть и финансирование документальных фильмов у нас «на вторых ролях»? Был ли у вас опыт работы с большими государственными заказами?

– Государство финансирует документальные фильмы. Правда, не всегда эти фильмы видит наш зритель. Они остаются на полках. У меня недавно был опыт финансирования моего фильма Фондом Первого Президента. Бюджет небольшой, но сам факт, что такой фонд подключается к документалистике, а именно к созданию документальных фильмов о социальных проблемах в обществе, говорит о движении навстречу документальному кино.  

«Нужно верить своим гражданам»

– А где в основном находите средства на съемки?

– Средства на изготовление фильмов я иногда нахожу в различных организациях, в фондах. Порой финансы приходят благодаря убеждению людей в необходимости представления той или иной темы для развития общества, изменения отношения друг к другу в лучшую сторону. Снимаю и на свои средства.

Документалистика этим и хороша, что, когда нет дополнительных затрат на дальние поездки, на съемочную группу, ты можешь взять видеокамеру и уехать снимать. Снимать то, что тебя волнует. Например, какие-то нерешенные вопросы в социальной сфере. Снимать то, что кроме тебя никто не замечает или не хочет замечать.  

Рубен, согласитесь, отечественные каналы часто с большой неохотой принимают документальные фильмы. Даже бесплатно. Сегодня на казахстанском телевидении больше развлекательных программ. Есть ли вообще в настоящее время место для документальных фильмов? И с чем связана такая «боязнь» правдивого реального кино?

– Не думаю, что документальное кино пугает казахстанские телеканалы. Они готовы его показывать, но это всегда фильмы на прогнозируемые темы. Надо давать больше возможностей свободным режиссерам-документалистам. Нужно верить своим гражданам. Конечно, должен присутствовать и контролирующий орган в лице режиссеров, редакторов, операторов телеканала. Боязни правдивого кино нет. Но на телевидении есть рейтинги, которые и определяют, что больше нужна «развлекаловки».

Читайте также
Почетная должность – играть на органе своими руками, своими ногами!

«Люблю делать фильмы о брате»

– Можно ли разграничить темы документального кино на «благородные» и «неблагородные»? Есть ли темы, о которых вы никогда не будете снимать кино?

– Невозможно разграничить темы. Есть просто нужные темы, темы, о которых надо говорить. Для меня главное – понять суть и правильно ее показать, изучить проблему. Правило здесь одно – «Не навреди!».

– Какие жизненные темы, которые вы развиваете в своих фильмах, наиболее близки лично вам?

– Если не касаться социальных вопросов общества, мне нравится снимать фильмы про моего старшего брата Эдуарда КАЗАРЯНА. Он известный скульптор в Казахстане и во многих странах. Эдуард создает работы в экстремальной ситуации. Создание бронзовых или керамических работ связано с огромным напряжением, высокими температурами и, когда появляется изящная переливающаяся бронзовая женщина с ребенком или огромные теплые керамические жирафы или верблюды, понимаешь, что творчество приближает человека к Создателю.

– Если я не ошибаюсь, вы, как и ваш брат Эдуард, тоже занимаетесь лепкой и создаете керамические кашпо? Даже выставку организовывали?

– Да. Эдуард в свое время дал мне в руки глину и сказал: «Лепи!». Я и начал лепить. Выставка была у меня совместная с братом.

На ней я выставил более двадцати кашпо. Сегодня это мое хобби. Во время работы над сложными фильмами я ухожу в мастерскую брата и там работаю с глиной.

На снимке: Рубен Казарян со своими авторскими кашпо "Веселый архар" и "Архар-звездочет".
Читайте также
Нужно ли спасать Алматы?

«По твоим поступкам будут судить о твоей национальности»

– Ваши документальные работы не раз отмечали на международных кинофестивалях...

– Я не стараюсь делать фильмы для кинофестивалей. Задача другая – показать проблему и по возможности дать ключ к ее решению. Если честно, мои работы пока отмечали только в России, Украине и Беларуси. И в Казахстане. Наверное, все дело в схожести менталитетов у народов этих государств. Опыт участия в фестивалях у меня не очень большой, но, безусловно, приятно, когда твою работу отбирают из сотен других.

– Ваша недавняя документальная работа - фильм «Нелишние люди» - рассказывает о судьбах людей с особыми потребностями…

– Да, фильм «Нелишние люди» получился эмоциональным и в то же время обучающим. В этом году эта работа была удостоена специального приза на международном кинофестивале «КИТЫ» в Украине.

В прошлом году мы отправляли на кинофестивали фильм «Я буду поливать тебя, мой цветочек», затрагивающий тему отношения общества к детям с онкологией. Его отметили на нескольких российских и украинских кинофестивалях.

– Вы работаете и в жанре игрового кино. Расскажите о трудностях - они связаны только с финансами?

Читайте также
Хроника пикирующего коммунальщика

– К сожалению, я немного работаю в игровом кино, но, думаю, да, здесь есть вопросы к бюджету. Мастерства у наших режиссеров достаточно. Надо больше давать им возможностей для создания интересных фильмов.  

– В разные годы вы был участником международных кинофестивалей по правам человека, против расизма и ксенофобии. Скажите, насколько актуален сегодня национальный вопрос в Казахстане?

– Национальный вопрос актуален в любой стране. В Казахстане живет много разных народов. Необходимо бережно относиться к наследству Советского Союза – к дружбе народов.

–  А как живется в стране вам, армянину по происхождению?

– Я родился в Казахстане, в то время еще в Казахской ССР. Никогда ко мне не относились плохо потому, что я армянин. У меня много друзей среди разных национальностей Я где-то прочитал, что по твоим поступкам будут судить о твоей национальности…

Фото из архива Рубена КАЗАРЯНА.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
От реформы к катастрофе: как Академия Алтынсарина уничтожает фундамент образования
В Казахстане снова разгорелся скандал вокруг реформ школьного образования
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером