Его герои далеки от политики, но каждый день доказывают: они – не лишние в этой стране
В его послужном списке 40 кинолент. И все они исключительно о нашей жизни, самой реальной, без пудры и прикрас.
Сегодня он продолжает работать над своим долгосрочным проектом под названием «Право на место под солнцем», где раскрываются многие социальные проблемы нашего общества.
Фотография, журналистика и даже лепка керамических кашпо помогают казахстанскому режиссеру-документалисту Рубену КАЗАРЯНУ создавать работы, в которых бьется пульс реального времени.
– Поступая в КазГУ на факультет журналистики, я уже имел специальность фотографа. А фотография мне всегда нравилась не постановочная, а именно документальная, репортажная, - рассказывает герой интервью. – Обучаясь в университете на журналиста, я работал на казахстанском телевидении. Устроился ассистентом оператора. А когда работаешь оператором на ТВ - делаешь очень много документальных съемок. Я попробовал параллельно снимать свои короткие фильмы...
«Хотел бы и сейчас поучиться снимать кино»
– Как часто вы сегодня встаете за камеру?
– Я всегда встаю за камеру. Люблю снимать и всегда подключаюсь к съемкам на своих фильмах, даже будучи в них режиссером.
– А за фотоаппарат беретесь, работаете в качестве журналиста?
– Можно сказать, что я «домашний» фотограф. Я – фотограф для своей семьи и для своих друзей. Часто получаю отрицательные отклики на свои фотографии, потому что показываю в них все, как есть (улыбается). Но как только перестаю снимать, семья и друзья просят их снова фотографировать. Конечно, и хвалят тоже. Журналистское образование проявилось в моих фильмах. В них я могу быть и сценаристом, и редактором, режиссером и оператором. Даже монтажером. Музыку и песни я, правда, не умею писать. Это делают к моим фильмам мои друзья Сауле АТАБЕКОВА и Кайрат АУБАКИРОВ.
– Как-то в одном интервью вы признались, что вам «не хватало образования в сфере кино, да и сейчас не хватает». А где его вообще можно получить в Казахстане?
– Я больше снимаю на эмоциях, на чувстве. Хотел бы и сейчас поучиться снимать кино. У нас в Казахстане есть учебные заведения, которые дают возможность этому научиться. Но если вы хотите снимать кино, надо снимать кино!
С каждым новым сценарием и отснятыми гигабайтами вы будете получать новые эмоции и понимание, как и о чем вы хотите сделать новый фильм.
«В Казахстане больше беспокоятся за игровое кино»
– Рубен, на ваш взгляд, как развивается документальное кино в стране сегодня? Есть то, что называют «благодатной почвой»?
– Для меня эта почва всегда была и остается благодатной. Сегодня больше возможностей для съемок на высококачественную технику. Все зависит ведь от человека. Если он знает тему и видит то, что он хочет снимать, его фильм обязательно получится.
– Каждый режиссер, как и любой творческий человек, по своей натуре тщеславен. Режиссеры игровых, художественных фильмов получают признание, успех, славу, их фильмы могут собрать кассу. Что же в отношении режиссеров-документалистов? Ведь они, особенно в нашей стране, редко получают зрительское признание…
– В Казахстане есть интересные режиссеры-документалисты, которые считаются признанными мастерами. Это Вячеслав БЕЛЯЛОВ, Владимир ТЮЛЬКИН, Асия БАЙГОЖИНА, Игорь ГОНОПОЛЬСКИЙ, Александр ГОЛОВИНСКИЙ и многие другие.
Но в Казахстане больше беспокоятся за игровое кино. У нас документальное кино на вторых ролях.
– То есть и финансирование документальных фильмов у нас «на вторых ролях»? Был ли у вас опыт работы с большими государственными заказами?
– Государство финансирует документальные фильмы. Правда, не всегда эти фильмы видит наш зритель. Они остаются на полках. У меня недавно был опыт финансирования моего фильма Фондом Первого Президента. Бюджет небольшой, но сам факт, что такой фонд подключается к документалистике, а именно к созданию документальных фильмов о социальных проблемах в обществе, говорит о движении навстречу документальному кино.
«Нужно верить своим гражданам»
– А где в основном находите средства на съемки?
– Средства на изготовление фильмов я иногда нахожу в различных организациях, в фондах. Порой финансы приходят благодаря убеждению людей в необходимости представления той или иной темы для развития общества, изменения отношения друг к другу в лучшую сторону. Снимаю и на свои средства.
Документалистика этим и хороша, что, когда нет дополнительных затрат на дальние поездки, на съемочную группу, ты можешь взять видеокамеру и уехать снимать. Снимать то, что тебя волнует. Например, какие-то нерешенные вопросы в социальной сфере. Снимать то, что кроме тебя никто не замечает или не хочет замечать.
– Рубен, согласитесь, отечественные каналы часто с большой неохотой принимают документальные фильмы. Даже бесплатно. Сегодня на казахстанском телевидении больше развлекательных программ. Есть ли вообще в настоящее время место для документальных фильмов? И с чем связана такая «боязнь» правдивого реального кино?
– Не думаю, что документальное кино пугает казахстанские телеканалы. Они готовы его показывать, но это всегда фильмы на прогнозируемые темы. Надо давать больше возможностей свободным режиссерам-документалистам. Нужно верить своим гражданам. Конечно, должен присутствовать и контролирующий орган в лице режиссеров, редакторов, операторов телеканала. Боязни правдивого кино нет. Но на телевидении есть рейтинги, которые и определяют, что больше нужна «развлекаловки».
«Люблю делать фильмы о брате»
– Можно ли разграничить темы документального кино на «благородные» и «неблагородные»? Есть ли темы, о которых вы никогда не будете снимать кино?
– Невозможно разграничить темы. Есть просто нужные темы, темы, о которых надо говорить. Для меня главное – понять суть и правильно ее показать, изучить проблему. Правило здесь одно – «Не навреди!».
– Какие жизненные темы, которые вы развиваете в своих фильмах, наиболее близки лично вам?
– Если не касаться социальных вопросов общества, мне нравится снимать фильмы про моего старшего брата Эдуарда КАЗАРЯНА. Он известный скульптор в Казахстане и во многих странах. Эдуард создает работы в экстремальной ситуации. Создание бронзовых или керамических работ связано с огромным напряжением, высокими температурами и, когда появляется изящная переливающаяся бронзовая женщина с ребенком или огромные теплые керамические жирафы или верблюды, понимаешь, что творчество приближает человека к Создателю.
– Если я не ошибаюсь, вы, как и ваш брат Эдуард, тоже занимаетесь лепкой и создаете керамические кашпо? Даже выставку организовывали?
– Да. Эдуард в свое время дал мне в руки глину и сказал: «Лепи!». Я и начал лепить. Выставка была у меня совместная с братом.
На ней я выставил более двадцати кашпо. Сегодня это мое хобби. Во время работы над сложными фильмами я ухожу в мастерскую брата и там работаю с глиной.
«По твоим поступкам будут судить о твоей национальности»
– Ваши документальные работы не раз отмечали на международных кинофестивалях...
– Я не стараюсь делать фильмы для кинофестивалей. Задача другая – показать проблему и по возможности дать ключ к ее решению. Если честно, мои работы пока отмечали только в России, Украине и Беларуси. И в Казахстане. Наверное, все дело в схожести менталитетов у народов этих государств. Опыт участия в фестивалях у меня не очень большой, но, безусловно, приятно, когда твою работу отбирают из сотен других.
– Ваша недавняя документальная работа - фильм «Нелишние люди» - рассказывает о судьбах людей с особыми потребностями…
– Да, фильм «Нелишние люди» получился эмоциональным и в то же время обучающим. В этом году эта работа была удостоена специального приза на международном кинофестивале «КИТЫ» в Украине.
В прошлом году мы отправляли на кинофестивали фильм «Я буду поливать тебя, мой цветочек», затрагивающий тему отношения общества к детям с онкологией. Его отметили на нескольких российских и украинских кинофестивалях.
– Вы работаете и в жанре игрового кино. Расскажите о трудностях - они связаны только с финансами?
– К сожалению, я немного работаю в игровом кино, но, думаю, да, здесь есть вопросы к бюджету. Мастерства у наших режиссеров достаточно. Надо больше давать им возможностей для создания интересных фильмов.
– В разные годы вы был участником международных кинофестивалей по правам человека, против расизма и ксенофобии. Скажите, насколько актуален сегодня национальный вопрос в Казахстане?
– Национальный вопрос актуален в любой стране. В Казахстане живет много разных народов. Необходимо бережно относиться к наследству Советского Союза – к дружбе народов.
– А как живется в стране вам, армянину по происхождению?
– Я родился в Казахстане, в то время еще в Казахской ССР. Никогда ко мне не относились плохо потому, что я армянин. У меня много друзей среди разных национальностей Я где-то прочитал, что по твоим поступкам будут судить о твоей национальности…
Фото из архива Рубена КАЗАРЯНА.