Во Дворце мира и согласия проходит первая Евразийская скульптурная биеннале: есть надежда, не последняя
Среди громких мероприятий, приуроченных к ЭКСПО 2017, осталась незамеченной первая Eurasia Sculpture Biennale «Взаимосвязи: искусство диалога», которая продлится во Дворце мира и согласия в Астане до 4 августа.
Это первая международная выставка такого формата в Казахстане. Она организована Kazarian Art Center по заказу Министерства культуры и спорта РК в рамках культурной программы ЭКСПО-2017.
Как заявлено организаторами, биеннале рассматривает скульптуру в широком современном понимании как вид искусства в рамках многогранного диалога, что позволяет представить диапазон направлений традиционного и современного искусства.
...Честно говоря, из этого описания непонятно практически ничего. Оно настолько обтекаемое, что под него можно подвести практически что угодно.
От модерна до совриска
Именно так и произошло. Под крышей Дворца мира и согласия собраны самые разные работы, от модерна до совриска (современного искусства) и от концептуальных работ до городской скульптуры. Как и требует государственный размах, назвали это все объективным срезом того, что происходит в скульптуре на целом Евразийском континенте.
При этом ограничились всего 8 странами: Казахстан, Кыргызстан, Россия, Великобритания, Германия, Нидерланды, Франция и Швейцария. Видимо, все самое важное в скульптуре происходит именно в этих странах.
И тем не менее, экспозиция позволяет сделать некоторые выводы о состоянии скульптуры. Например, сразу бросается в глаза, что европейцы и россияне отдают предпочтение подвижности и активному вовлечению зрителя во взаимодействие с объектом в ущерб долговечности объекта, в то время как казахские и кыргызские скульпторы делают ставку на прочность материала.
Хотя не все. Женщины-скульпторы как раз работают с такими, казалось бы, «несерьезными» материалами, как картон, папье-маше и береста – сравните с бронзой и камнем, с которыми работают мужчины.
Однако благодаря выбору материалов «женская» скульптура приближается к работам европейцев, хотя и не дотягивает до них по своей концептуальности.
Обесточенный конь с надеждой на энергию будущего
Огорчает так же некоторая техническая недоделанность. Часть работ, рассчитанных на интерактив и динамику, простаивает без дела. Например, медиа-инсталляция Елены ДЕМИДОВОЙ «Миротечение», представляющая собой сад искусственных камней, в которые вмурованы книги.
При приближении зрителя к камню должны срабатывать датчики, включающие аудиозаписи. К сожалению, этого не происходит, и инсталляция теряет свой медиа-компонент. Так же простаивает работа Георгия ТРЯКИН-БУХАРОВА «Мустанг».
Объект заявлен как кинетическая скульптура. О том, что собранный из частей различной мебели конь может двигаться, зритель может догадаться, только внимательно присмотревшись к объекту и обнаружив провода и электромотор. Однако «Мустанг» обесточен – такой вот он, конь современного кочевника.
В целом выставка небезынтересна как поклонникам современного искусства, так тем, кто любит модерн в скульптуре. Первым наверняка понравятся, например, «Гильотина 1» и «Гильотина 2» Нарына ТУРПАНОВА (Кыргызстан), намекающие на две революции в Кыргызстане.
А вторые с удовольствием полюбуются работами Эдуарда КАЗАРЯНА, известного казахстанского скульптора.
В заключение хочется выразить надежду, что несмотря на слабую удобоваримость «первого блина», кураторы учтут допущенные ошибки и потратят следующие два года на то, чтобы скульптурная биеннале действительно стала евразийской и представительной.
Хотя, с учетом того, что мероприятие организовано в рамках ЭКСПО, еще не факт, что следующая биеннале вообще состоится, ведь все мы знаем, как у нас любят устраивать серьезные имиджевые мероприятия, потом забывая о них.
Поживем – увидим.
Фото автора.