Развод спонсоров по-уральски

7818 просмотров
0
Игорь ЛИ
Четверг, 11 Сен 2014, 12:16

За 16 лет область получила от инвесторов без малого 300 млн долларов. Где деньги, Зин?

1 сентября воздушные ворота Западно-Казахстанской области с треском захлопнулись. Аэропорт Уральска был закрыт на реконструкцию – там предстоит капитально отремонтировать, расширить и удлинить взлетно-посадочную полосу (ВПП).

Два с половиной года назад национальный авиаперевозчик прекратил регулярные полеты на своих «эйрбасах» из Уральска в Алматы, Астану и Амстердам по причине несоответствия состояния взлетно-посадочной полосы международным требованиям безопасности. «За время управления аэропортом города Уральска частными собственниками не были произведены необходимые работы по капитальному ремонту взлетно-посадочной полосы, которая находится в неудовлетворительном состоянии. Поэтому «Эйр Астана» в целях безопасности полетов была вынуждена прекратить эксплуатацию реактивных авиалайнеров для выполнения рейсов в Уральск 1 сентября 2011 года», – сообщила авиакомпания в своем официальном заявлении.

Тогда выполнять полеты из Уральска взялась авиакомпания «Бек Эйр», отстегивая при этом на нужды аэропорта по 10 миллионов тенге ежемесячно. Однако по результатам проведенного британской инженерной компанией Mott Macdonald технического аудита, ВПП была признана неровной, в плитах обнаружены многочисленные выемки, трещины и просадки. Все это приводит к повреждениям воздушных судов, а значит, необходимости их серьезного ремонта и росту числа рейсов, которые задерживаются по техническим причинам, констатировали британские аудиторы.

Когда ситуация стала совсем уж критической, правительство изыскало в республиканском бюджете 6 миллиардов тенге на реконструкцию ВПП аэропорта, кстати, частного, которая ориентировочно продлится до конца ноября. Аэропорт закрыли, пассажиров из Западно-Казахстанской области теперь специальные автобусы будут возить в аэропорт Атырау, откуда они смогут улететь в Алматы или Астану.

Но это обычные казахстанцы, а есть еще и отдельная категория пассажиров, для которых в аэропорту Уральска был организован в свое время специальный вип-зал. Речь идет о сотрудниках международного консорциума «Карачаганак Петролиум Оперейтинг б.в.» (КПО), разрабатывающего Карагачаганакское нефтегазоконденсатное месторождение, расположенное на территории области. КПО – это государство в государстве, и генеральный директор консорциума управляет финансовыми и материальными ресурсами бОльшими, чем аким области.

Для разработки месторождения требуется большое количество самых разных специалистов высокой квалификации, наличием которых городок Аксай – административный центр месторождения – похвастать не может. А потому огромное количество работников КПО трудится здесь так называемым вахтовым методом: отработав несколько недель, уезжают на такой же срок на каникулы себе домой: в Алматы, Астану, Шымкент, Милан или Лондон. Раньше это было просто: казахстанцы садились в лайнер «Эйр Астаны» до Алматы или Астаны, а иностранцы – до Амстердама, и далее – к месту назначения. Сейчас, после 1 сентября, выбор стал богаче, и сотруднику, к примеру, отправляющемуся на перевахтовку в Алматы, предлагаются на выбор три опции: автомобилем до Оренбурга со всеми прелестями прохождения казахстанско-российской границы, оттуда самолетом в Москву, и из Первопрестольной – домой, либо 8 часов на машине до Атырау по, условно говоря, дороге, и самолетом – в Алматы, либо туда же после того же восьмичасового автопутешествия в Актюбинский аэропорт.

Казалось бы, неудобно, но не более, однако, по условиям трудовых контрактов, все переезды и перелеты после окончания рабочей вахты домой и обратно на вахту оплачиваются работодателем. И, согласно условиям окончательного соглашения о разделе продукции Карачаганака (ОСРП), подписанном в 1997 году инвесторами с правительством Казахстана, эти расходы, как и многие другие, понесенные КПО, возмещаются за счет добытой консорциумом нефти. Уменьшая тем самым прибыль, причитающуюся Республике Казахстан, и сокращая поступление налогов в бюджет. В то же время, согласно того же ОСРП, начиная с 1998 года и по 2009-й КПО выделяла в качестве спонсорской помощи региону, по 10 миллионов долларов ежегодно. Начиная с 2009 года, эта сумма была увеличена вдвое, до 20 миллионов, которые область благополучно получает вплоть до сегодняшнего дня. Буквально месяц назад КПО объявила о выделении дополнительно к этим средствам еще 30 миллионов долларов в течение 2014-2016 годов. Если суммировать все деньги, выделенные консорциумом на развитие социальной сферы и инфраструктуры области за 16 лет, получится без малого 300 миллионов долларов США. Очень даже приличные деньги, о которых другим регионам остается только мечтать!

И при этом область не может похвастать ни отличными дорогами, ни уровнем газификации региона, да что там, аэропорт вынуждены закрывать, потому что он не в состоянии обеспечить безопасность приема-посадки воздушных судов. В такой ситуации резонно задаться вопросом: где деньги, Зин? В поисках ответа на него советуем присмотреться повнимательнее к схеме распределения этих денег. По условиям ОСРП, деньги должны идти на реализацию инфраструктурных и социальных проектов, которые предлагает областной акимат в соответствии с первоочередными нуждами региона и одобряет совместный комитет, состоящий из представителей компаний, входящих в консорциум.

Если посмотреть на список объектов, уже построенных или тех, проектирование и строительство которых началось, то выясняется, что первоочередными потребностями региона, которые акимат попросил профинансировать зарубежных инвесторов, являются футбольный манеж в Уральске на 3000 зрителей, соответствующий требованиям УЕФА, двухэтажный теннисный комплекс и областной дом искусств с библиотекой произведений писателей и поэтов Западно-Казахстанской области, а не новая взлетно-посадочная полоса в аэропорту или нормальные современные внутриобластные трассы вместо «дорог жизни» или «направлений».

Сейчас акимы очень любят говорить о социальной ответственности бизнеса, особенно убедительно их слова звучат в официальных письмах, направляемых крупным инвесторам с просьбой оказать спонсорскую помощь или сделать очередной взнос в благотворительный или внебюджетный фонд. Взаимоотношения павлодарского областного акима Ерлана Арына со своими павлодарскими инвесторами, вот уже несколько месяцев кропотливо изучают следователи финансовой полиции, пока Арын сидит под арестом. Хотя рецепт на самом деле прост: первоочередные нужды региона и статьи расходования средств, получаемых в качестве спонсорской помощи от бизнеса, должны определять не чиновники областного акимата, а представители общественности. Но не той прикормленной «общественности», которая дисциплинированно ходит в акимат получать подарки и квартиры к праздникам и послушно голосовать, как требуется. А авторитетные и честные представители народа, того самого гражданского общества, которое у нас на сегодняшний день еще в зачаточном состоянии. Тогда и акимы не будут из кабинета пересаживаться на нары, и аэропорты не придется закрывать.

 

баспагер
Құлдық сана дегеніміз – 500 мың теңге төлеп, қытай көлігін русификациялау.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
Казахстанские железнодорожно-строительные компании могут остаться без подрядов на 567 млрд тенге
Есть риск потерять целую отрасль из-за участия в тендерах "Қазақстан темір жолы" в 2025 году китайских компаний
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Чей закон об ИИ лучше – наших депутатов или писателей-фантастов?
Почему некоторые эксперты считают, что депутаты зря просидели десятки часов, рождая законопроект об искусственном интеллекте
Нужен ли Казахстану новый химзавод в Тайконыре
Зачем нам серная кислота
Госорганы обсуждают возможность проведения амнистии
Министерство внутренних дел Казахстана подтвердило, что дискуссия была инициирована депутатами парламента
Бизнес-элиты Казахстана: власть над экономикой
Уровень влияния казахстанских бизнес-элит является сдерживающим фактором развития страны
Отрар в тренде: жизнь, гибель, забвение и новое строительство в XXI веке
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Саженцы на полмиллиарда тенге украл у Семей Орманы бывший лесничий
Сбыть почти 300 тысяч молодых деревьев планировали в Павлодаре
Исторический weekend. Позитивное брюзжание на тему туризма
Позитивное – потому что не с целью поругать, а с целью улучшить ситуацию
Снова об автомобильных дорогах Казахстана
Из выделенных 700 образовательных грантов на специальность “Транспортное строительство” поступил всего 41 студент
Как судья Аканов поддержал травлю журналиста Ratel.kz
Адвокаты обвиняемых по делу о гибели горняков шахты Костенко с молчаливого согласия суда травят потерпевших
Автор “Дамы с Востока”, установившей рекорд на аукционе, родился в Петропавловске
Полотно продано за 1,7 млн долларов. Имя покупателя не разглашается
Обладал ли утонувший в реке Коксу военный навыками лазания по тросу
Входят ли такие занятия в обязательные программы тренировок спасателей и других силовых органов
Двойное убийство 25-летней давности рассматривают в суде Уральска
Удивительно ли, что свидетели не могут вспомнить события тех дней?
Как транспортные полицейские станции Арыс организовывали раскрываемость преступности
Оперуполномоченные криминального отдела уговаривали знакомых стать ворами и потерпевшими
Как ОАЭ используют чужие деньги на укрепление и продвижение своих интересов
В руках у небольшого государства оказались рычаги влияния на две крупнейшие ядерные державы планеты
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.