За 16 лет область получила от инвесторов без малого 300 млн долларов. Где деньги, Зин?
1 сентября воздушные ворота Западно-Казахстанской области с треском захлопнулись. Аэропорт Уральска был закрыт на реконструкцию – там предстоит капитально отремонтировать, расширить и удлинить взлетно-посадочную полосу (ВПП).
Два с половиной года назад национальный авиаперевозчик прекратил регулярные полеты на своих «эйрбасах» из Уральска в Алматы, Астану и Амстердам по причине несоответствия состояния взлетно-посадочной полосы международным требованиям безопасности. «За время управления аэропортом города Уральска частными собственниками не были произведены необходимые работы по капитальному ремонту взлетно-посадочной полосы, которая находится в неудовлетворительном состоянии. Поэтому «Эйр Астана» в целях безопасности полетов была вынуждена прекратить эксплуатацию реактивных авиалайнеров для выполнения рейсов в Уральск 1 сентября 2011 года», – сообщила авиакомпания в своем официальном заявлении.
Тогда выполнять полеты из Уральска взялась авиакомпания «Бек Эйр», отстегивая при этом на нужды аэропорта по 10 миллионов тенге ежемесячно. Однако по результатам проведенного британской инженерной компанией Mott Macdonald технического аудита, ВПП была признана неровной, в плитах обнаружены многочисленные выемки, трещины и просадки. Все это приводит к повреждениям воздушных судов, а значит, необходимости их серьезного ремонта и росту числа рейсов, которые задерживаются по техническим причинам, констатировали британские аудиторы.
Когда ситуация стала совсем уж критической, правительство изыскало в республиканском бюджете 6 миллиардов тенге на реконструкцию ВПП аэропорта, кстати, частного, которая ориентировочно продлится до конца ноября. Аэропорт закрыли, пассажиров из Западно-Казахстанской области теперь специальные автобусы будут возить в аэропорт Атырау, откуда они смогут улететь в Алматы или Астану.
Но это обычные казахстанцы, а есть еще и отдельная категория пассажиров, для которых в аэропорту Уральска был организован в свое время специальный вип-зал. Речь идет о сотрудниках международного консорциума «Карачаганак Петролиум Оперейтинг б.в.» (КПО), разрабатывающего Карагачаганакское нефтегазоконденсатное месторождение, расположенное на территории области. КПО – это государство в государстве, и генеральный директор консорциума управляет финансовыми и материальными ресурсами бОльшими, чем аким области.
Для разработки месторождения требуется большое количество самых разных специалистов высокой квалификации, наличием которых городок Аксай – административный центр месторождения – похвастать не может. А потому огромное количество работников КПО трудится здесь так называемым вахтовым методом: отработав несколько недель, уезжают на такой же срок на каникулы себе домой: в Алматы, Астану, Шымкент, Милан или Лондон. Раньше это было просто: казахстанцы садились в лайнер «Эйр Астаны» до Алматы или Астаны, а иностранцы – до Амстердама, и далее – к месту назначения. Сейчас, после 1 сентября, выбор стал богаче, и сотруднику, к примеру, отправляющемуся на перевахтовку в Алматы, предлагаются на выбор три опции: автомобилем до Оренбурга со всеми прелестями прохождения казахстанско-российской границы, оттуда самолетом в Москву, и из Первопрестольной – домой, либо 8 часов на машине до Атырау по, условно говоря, дороге, и самолетом – в Алматы, либо туда же после того же восьмичасового автопутешествия в Актюбинский аэропорт.
Казалось бы, неудобно, но не более, однако, по условиям трудовых контрактов, все переезды и перелеты после окончания рабочей вахты домой и обратно на вахту оплачиваются работодателем. И, согласно условиям окончательного соглашения о разделе продукции Карачаганака (ОСРП), подписанном в 1997 году инвесторами с правительством Казахстана, эти расходы, как и многие другие, понесенные КПО, возмещаются за счет добытой консорциумом нефти. Уменьшая тем самым прибыль, причитающуюся Республике Казахстан, и сокращая поступление налогов в бюджет. В то же время, согласно того же ОСРП, начиная с 1998 года и по 2009-й КПО выделяла в качестве спонсорской помощи региону, по 10 миллионов долларов ежегодно. Начиная с 2009 года, эта сумма была увеличена вдвое, до 20 миллионов, которые область благополучно получает вплоть до сегодняшнего дня. Буквально месяц назад КПО объявила о выделении дополнительно к этим средствам еще 30 миллионов долларов в течение 2014-2016 годов. Если суммировать все деньги, выделенные консорциумом на развитие социальной сферы и инфраструктуры области за 16 лет, получится без малого 300 миллионов долларов США. Очень даже приличные деньги, о которых другим регионам остается только мечтать!
И при этом область не может похвастать ни отличными дорогами, ни уровнем газификации региона, да что там, аэропорт вынуждены закрывать, потому что он не в состоянии обеспечить безопасность приема-посадки воздушных судов. В такой ситуации резонно задаться вопросом: где деньги, Зин? В поисках ответа на него советуем присмотреться повнимательнее к схеме распределения этих денег. По условиям ОСРП, деньги должны идти на реализацию инфраструктурных и социальных проектов, которые предлагает областной акимат в соответствии с первоочередными нуждами региона и одобряет совместный комитет, состоящий из представителей компаний, входящих в консорциум.
Если посмотреть на список объектов, уже построенных или тех, проектирование и строительство которых началось, то выясняется, что первоочередными потребностями региона, которые акимат попросил профинансировать зарубежных инвесторов, являются футбольный манеж в Уральске на 3000 зрителей, соответствующий требованиям УЕФА, двухэтажный теннисный комплекс и областной дом искусств с библиотекой произведений писателей и поэтов Западно-Казахстанской области, а не новая взлетно-посадочная полоса в аэропорту или нормальные современные внутриобластные трассы вместо «дорог жизни» или «направлений».
Сейчас акимы очень любят говорить о социальной ответственности бизнеса, особенно убедительно их слова звучат в официальных письмах, направляемых крупным инвесторам с просьбой оказать спонсорскую помощь или сделать очередной взнос в благотворительный или внебюджетный фонд. Взаимоотношения павлодарского областного акима Ерлана Арына со своими павлодарскими инвесторами, вот уже несколько месяцев кропотливо изучают следователи финансовой полиции, пока Арын сидит под арестом. Хотя рецепт на самом деле прост: первоочередные нужды региона и статьи расходования средств, получаемых в качестве спонсорской помощи от бизнеса, должны определять не чиновники областного акимата, а представители общественности. Но не той прикормленной «общественности», которая дисциплинированно ходит в акимат получать подарки и квартиры к праздникам и послушно голосовать, как требуется. А авторитетные и честные представители народа, того самого гражданского общества, которое у нас на сегодняшний день еще в зачаточном состоянии. Тогда и акимы не будут из кабинета пересаживаться на нары, и аэропорты не придется закрывать.