Алматинский эстрадный певец и ведущий о судьбе хитов, инертности музыкантов-классиков и «нетленках»
Пока он учился вокалу в музыкальном училище, консерватории, успел поработать на телевидении и на радио.
Затем в его жизни появились вечеринки, на которых он успешно работал и в качестве ведущего, и в качестве певца.
Сегодня он хорошо известен всем и как эстрадный исполнитель, и как профессиональный ведущий любого мероприятия, будь то свадьба или концерт классической музыки.
Таланты, поклонники и альбомы – все это было и есть у казахстанского певца Рафаэля.
– Для того чтобы представить на суд слушателей новый альбом, мне необходимо дописать две песни, - рассказывает Рафаэль. – Но они словно заколдованные. Никто не может написать к ним стихи. Предлагают, мягко говоря, посредственные варианты.
«Невозможно предсказать судьбу песни»
– А к кому обращаешься? Неужели среди отечественных поэтов нельзя найти достойных?
– Они есть, но среди них я так и не нашел поэтов-песенников, это во-первых. Во-вторых, неплохие поэты предлагают мне либо что-то вроде, как они сами выражаются, «размышлизмов», либо размытые, «вокруг да около» тексты.
– Что хочешь в итоге от них получить?
– Самое главное требование – мне нужна история. Никто не может создать ее. А ведь гениально написал в свое время Илья РЕЗНИК «Миллион роз» для Аллы ПУГАЧЕВОЙ. В три минуты он смог уместить целый сюжет.
– Есть достойные примеры отечественных хороших песен с сюжетом, историей?
– За несколько лет появился один-единственный пример. К сожалению, эта песня «не выстрелила», не обрела большого успеха. Да, мои взгляды несколько расходятся с мнением большинства, но когда услышал один раз, оценил сразу. Это песня Парвиза НАЗАРОВА под названием «Я не умею играть на гитаре». Получилась очень приятная композиция, пусть и с незамысловатым сюжетом.
Это милая, трогательная, частная история. Парвизу и его семье тоже песня пришлась по вкусу. Они решили, что ее нужно показывать народу. Сняли клип. Но… не зря говорят, что невозможно предсказать судьбу песни. Станет ли она хитом или потерпит фиаско – неизвестно.
«Шоу-бизнес убит и загнан на свадьбы»
– Но ведь современным композиторам, продюсерам нередко удается угадывать судьбу песен. У них, как они сами выражаются, в этом деле «чуйка»…
– Я думаю, что здесь вопрос в раскрутке. Меня никто не заставит смотреть телевизор, если я этого не хочу. Уже лет пять, как его не смотрю. Сегодня все советуют раскручиваться в интернете. Но каким образом? В интернете я ищу то, что уже знаю и хочу посмотреть.
Да, массовая музыка по-прежнему идет через теле- и радио-ротацию. Сейчас роль радио несколько возросла, хотя раньше ротация на телевидении преобладала над всем. Правда, телевизор нужно смотреть специально, а радио можно послушать в машине. В настоящее время все задаются вопросом о том, почему шоу-бизнес убит и загнан на свадьбы. Я считаю, что всем нам дал жару интернет.
– При этом все эстрадные исполнители жалуются на то, что они работают исключительно в пространстве «той-бизнеса» из-за отсутствия концертных залов и площадок для проведения сольных и коллективных концертов.
– Ты абсолютно права! Буквально вчера ночью разговаривал с одной певицей из Татарстана. Мы с ней обсуждали сложившуюся ситуацию на эстраде как в Казахстане, так и на ее родине. Да, у них есть свои проблемы, но у них концертных программ – целое море, потому как функционирует большое количество концертных залов. Есть у них парк, что-то вроде нашего парка 28 гвардейцев-панфиловцев, где на протяжении двух-трех кварталов висят афиши предстоящих концертов - местных артистов и гастролеров.
– И какие у них проблемы тогда?
– Большая конкуренция и небольшие гонорары, соответственно (улыбается).
«Людям сложно прийти на эстрадный концерт в филармонию»
– Неужели нашим негде выступать?
– Именно. Дворец Республики, рассчитанный на три тысячи мест, может собрать Роза РЫМБАЕВА. Многим другим он просто не по силам. Рымбаева собирает его раз в год. Говоря о других исполнителях, им действительно негде выступать. Тут еще и народный менталитет делает свое дело.
Сложно прийти людям на эстрадный концерт в филармонию, потому что просто отсутствует привычка. Та же Жанна ОРЫНБАСАРОВА что-то пытается делать, постоянно в движении. Она тоже успешно, кстати, давала концерты во Дворце Республики. Один раз решила выступить в филармонии – желаемого результата не было.
– Многие музыканты-профессионалы отмечают, что хорошие площадки для выступлений могли получиться на месте старых кинотеатров, которые, увы, переформатировались не в концертные залы, а в места общепита…
– Зрят в корень! Мы как-то гуляли по городу с Аминой МАЖИТОВОЙ, первым продюсером Нагимы ЕСКАЛЕВОЙ еще с советских времен. Она мне сказала: «Кинотеатр «Алатау» превратили в игровой, компьютерный клуб, а я бы сделала на его месте концертный зал». Я тогда, помню, безоговорочно с ней согласился. Но, увы, то, что мы сейчас видим, к творчеству не имеет никакого отношения.
– Ты работаешь в различных музыкальных направлениях: поп, джаз, фольклор. А что наиболее востребовано сейчас? Какую музыку заказывают на тоях?
– Я никогда не создаю песен из соображений востребованности. То, что складывается удачно само себе, независимо от жанра, то и представляю слушателям. Эти две песни, о которых я говорил в начале нашего разговора, непременно запишу, ведь они навеяны американской музыкой.
А она занимает отдельное место в моей душе, в моем сердце. Люблю раннюю Дайану РОСС, раннего Тома ДЖОНСА. Люблю фанк, фанк-рок, американское диско, о котором у нас мало, кто знает… Надеюсь, мой новый альбом все же увидит свет.
Сегодня люди склонны думать, что диски – вчерашний день и они современным исполнителям не нужны. Я не согласен. Каждый востребованный артист должен оставить свой след в истории. Да и потом, ко мне иногда подходят люди то в магазине, то в ресторане, то где-то еще и спрашивают диски. Вдвойне приятно, когда они же вспоминают личные истории, связанные с той или иной моей песней.
Как-то один пацан в одном из книжных магазинов и сказал: «Рафаэль, я вашу песню «Будь со мной» исполнял своей девочке в качестве серенады». А другой парень признался, что под песню «Аяулым» они с товарищами танцевали на армейских дискотеках.
Это дорогого стоит! Значит, не зря работаю, живу.
«Я первым в Казахстане исполнил некоторые советские ретро-песни»
– Ты сказал, что не гонишься за востребованностью. Но ведь в той-бизнесе платит тот, кто музыку заказывает. Зачастую нужно стараться понравиться заказчикам…
– У меня есть песни, которые я исполняю всегда, куда бы меня ни приглашали. Так называемые «нетленки». А вообще, в той-бизнесе нет ничего дурного, потому что в нем деньги честные, некраденые. Таким бизнесом занимаются многие мировые звезды вплоть до Элтона ДЖОНА.
А мы что, лысые что ли? Конечно, приходится считаться с теми законами, которые диктует наш шоу-бизнес. Да, я пою кое-что из ретро-песен советских и мировых, но при этом не пою то, что поют все. Не люблю банальный материал. Кстати, пожалуй, я первым в Казахстане исполнил некоторые советские ретро-песни. Хотя их знали абсолютно все, но никто не пел.
– У тебя есть опыт работы и в музыкальном продюсировании…
– Это, скажем так, не постоянный род моей деятельности. Все получается от случая к случаю. Работал над материалом оперной певицы Гульзат ДАУРБАЕВОЙ. Это именно музыкальное продюсирование. Я не ставлю цель кого-то раскручивать. Музыкальный материал получился – просто сказка! Одну песню мы позаимствовали у Монсеррат КАБАЛЬЕ. Кстати, я давал на прослушивание профессионалам из нашей консерватории записи Кабалье и Даурбаевой. Некоторые из них так и отметили: «Даурбаева спела ее лучше».
Тем не менее, Гульзат сегодня должно быть стыдно! Именно так! Она записала чудесный материал, но он лежит на полке, а люди его не слышат. Она могла бы сейчас с ним такого шороха навести в стране! Это все инертность!
– В одном интервью ты как-то сказал, что «люди из мира классики, в частности из оперы, несколько тяжеловесны»…
– Они инертны и не знают счет времени. Для артистов оперы всегда на первом месте будет стоять оперный театр. Они категорически отказываются понимать, что когда-то эта почва будет выбита у них из-под ног.
В силу того же возраста. Они вполне могли бы заниматься классическим кроссовером (стилем, синтезирующим в себе классику, рок, поп, электронную музыку – Авт.). Одно другому не мешает.
«Астана пытается перетянуть одеяло на себя, но искусственно создать некоторые вещи невозможно»
– Рафаэль, мы уже обсудили эстраду, но и ведь джаз тебе тоже не чужд. Ты как-то в одном интервью процитировал слова Пугачевой о том, что «музыка Алматы пахнет джазом». Это до сих пор актуально сегодня, на твой взгляд?
– Невзирая на то, что Алматы стал сильно меняться, каким-то удивительным образом параллельно с душком других городов все равно «аромат» джаза в городе держится.
Люди к джазу тянутся, кто-то периодически появляется, делая упор на джазовые гармонии. Попробуй проанализировать музыку JCS! Она навеяна джазом. Кстати, все это зародилось достаточно давно.
Со времен Георгия МЕТАКСЫ, Михаила ЕРМОЛОВА, Тахира и Фархада ИБРАГИМОВЫХ. Это была музыка для узкой элитарной аудитории. Запах джаза преобладал и в музыке Батырхана ШУКЕНОВА, ранней «А-Студио».
– Ну и все-таки, что сейчас? Задаю всем творческим героям интервью один и тот же вопрос: Алматы теряет статус культурной столицы?
– Ни в коем случае! Может быть, Астана где-то и пытается перетянуть одеяло на себя, но искусственно создать некоторые вещи невозможно. Да, Астана взращивает своих звезд, но они в масштабе всей страны должного успеха пока не достигли.
Все приходит со временем. Алматы свою историю обрел уже давно.
Фото Елены Петровой и Натальи Даниловой (из архива Рафаэля).