Пока в Семее ударными темпами вводят электронное билетирование, в Усть-Каменогорске люди мёрзнут на остановках
Информационный центр города областного значения отчитался о том, что с начала 2020 года в городских автобусах Семея наконец внедрили электронное билетирование. Валидаторы установили в 70 процентах транспортных средств, перевозящих пассажиров.
"Маршруты автобусных парков "Семей Bus" и "Семей" на сегодняшний день полностью обеспечены валидаторами. Что касается "Таксомоторного парка", подвижной состав, находящийся не в частных руках, а это 60 единиц автобусов, также обеспечены валидаторами. То есть по городу на 70 процентах автобусов валидаторы уже установлены, работа идет. Остальные 30 процентов – это частные организации, с которыми мы сейчас продумываем основные аспекты сотрудничества, каким образом у них будет проводиться оплата", – рассказал руководитель ТОО "Smart Concept" Куат АКАНУЛЫ.
Из-за введения электронных билетов ТОО "Таксомоторный парк" вынуждено было передать ТОО "Семей bus" свои автобусы и маршруты, которые они обслуживали. Основная причина, которую указали при передаче - проблемы с частными водителями, которые ранее работали либо на собственном транспорте, либо арендовали автобусы у "Таксопарка". Они отказываются работать по новым правилам. Теперь функционирование этих маршрутов будет обеспечивать "Семей Bus". С внедрением электронного билетирования вырос спрос и на транспортные карты оплаты проезда. Продано около 28 тысяч школьных карт, свыше 12 тысяч льготных и более 109 тысяч стандартных, при населении Семея около 340 тысяч человек.
В Усть-Каменогорске о внедрении электронных билетов говорят уже много лет. Несколько раз в год появляется информация о том, что система будет вот-вот запущена, а частных перевозчиков выведут, наконец, на чистую воду, показав, сколько они зарабатывают на самом деле. Но никак не складывается. В городе создали специальную структуру, которая должна получить кредит от Банка развития Казахстана на покупку 85 новых автобусов и в них запустить систему (ЕБРР не стал спонсировать эту идею, хотя много лет говорили о том, что именно этот финансовый институт станет кредитором). Кредит всё ещё не получен, транспорт не закуплен. А городской акимат уже активно конфликтует с перевозчиками, выдавливая их с рынка. Экономический суд уже обязал двух перевозчиков отдать маршруты.
В отделе жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города не видят ничего страшного в уходе двух перевозчиков с 13 городских автобусных маршрутов. Одна из претензий городских властей - летом текущего года эти перевозчики отказали в льготном проезде детям 7-15 лет. Между тем в прошлом году в Усть-Каменогорске ощущалась настолько острая нехватка водителей для автопарков, что искать их стали даже в отделе ЖКХ. В социальных сетях было распространено объявление, в котором сообщалось, что учреждение ведёт набор водителей категории D для работы на городских пассажирских маршрутах. Очередь из желающих так и не выстроилась, и до сих пор непонятно, кто будет работать на новых автобусах, если они всё же будут закуплены.
А пока власть предержащие выясняют отношения с предпринимателями, страдают простые люди. Социальные сети и аккаунты акимата города и области завалены жалобами о том, что автобусов приходится ждать по часу, что в суровом восточно-казахстанском климате очень неприятное занятие в зимнее время года. Но проблема так и не решена.
К слову, конфликт между перевозчиками и властями возник не на пустом месте. Сферу пассажирских перевозок лихорадит уже несколько лет. Кто-то говорит о переделе рынка, кто-то о том, что государство хочет вывести из тени доходы предприятий-перевозчиков, но страдают в конечном итоге пассажиры и сотрудники.
Ratel.kz писал о том, что прокурор города обратился в суд первой инстанции, чтобы служители Фемиды признали незаконными и отменили уведомления о результатах налоговых проверок в отношении ТОО "АТЦ БЭСТ", ТОО "VoSca", ТОО "Вебас", ТОО "РОСТ" со стороны департамента государственных доходов ВКО, доначислившего компаниям почти 5 миллиардов тенге. Представители надзорных органов мотивировали свой иск многочисленными неточностями со стороны фискалов и тем, что больше тысячи сотрудников этих предприятий в одночасье потеряют работу, если автопарки обанкротятся. Само дело постепенно спустили на тормозах, но "осадочек", видимо, остался.
Фото: inform.kz.