Страна презентаций и инноваций
Без купюр Следя за изменениями, происходящими в Казахстане, хочу признать, что мы научились хоть что-то делать качественно. Например, пиар и маркетинг. Мы умеем красиво пустить пыль в глаза, рассказав о конкурсе инноваций в стране без инноваций. Мы прикрываемся подходящими для нашей целевой аудитории слоганами: «Новое – это хорошо забытое старое», «Покупай Казахстанское» и предлагаем на конкурс инноваций (!)
Национального агентства по технологическому развитию… юрту на колесах. Тут можно долго рассуждать о том, что было первичным (курица или яйцо), простите, колесо или юрта. Но вот то, что в 21 веке симбиоз юрты и колес стал инновацией в Казахстане – это да. И 25 миллионов тенге, которые запрашивают авторы «инновации», спасут экотуризм в Казахстане. Инновационный. Кстати, интересная вещь, что конкурсы проходят ежегодно, гранты выделяются ежегодно, а воз и ныне там. Нет инноваций, зато есть презентации.
Объявим конкурс, свозим участников в силиконовую долину или куда-нибудь еще, отработаем бюджет, сделаем отчет и приступим к новому конкурсу в следующем году. Да, презентации мы делать научились. Благо, учителя хорошие. Простите, консультанты. Желательно иностранные, пусть и с неродным английским (лишь бы не с русским), закончившие Шмарвард и делающие анализ.
Кстати, маркетинговый анализ – ключевая часть маркетинговой стратегии. Я же говорила, что маркетинг мы уже знаем. Поэтому анализы за миллионы денег от консультантов Маккинзи и Делойта проводим. Но недолог век чиновника на одном месте. Приходит новая команда и рубит шашкой все, что сделали предшественники. Ибо новые, молодые и амбициозные, все знают лучше и анализ они проведут лучше.
А что не работало ничего до этого, так это потому, что в анализе неправильные целевые аудитории выбраны были и неправильная выборка респондентов. Чтобы сделать анализ, нужен где-то год (это с учетом утверждения бюджета и бюрократической волокиты). Среднее время карьера чиновника на ключевой должности – около года. Так что ничего, кроме анализа и, в лучшем случае, стратегических планов и одного форума в год сделать он не успевает. Так и живем. Потенциалом развития. Только одного анализа туристического потенциала Казахстана я припоминаю штук 5.
Причем их параллельно делают все органы, так или иначе вовлеченные в туризм. Любопытно то, что туризма в Казахстане тоже нет, но мы опять же используем приемы маркетинга и вот вам многочисленные конференции, форумы, семинары и выставки по теме, «потенциал» которой обсуждается уже лет 20.
Приезжают к нам бизнесмены из разных стран, стремятся работать, туристов везти, да вот незадача. Потенциал есть, а туризма нет. Вспоминается песенка детская про место, которое есть, а слова нет. У нас вообще на все есть потенциал.
Ну-ка, давайте смастерим заголовки форумов из подручных слов: «Потенциал развития (зеленой экономики, туризма, инноваций, сельского хозяйства, нефтяного сектора, финансовой системы, строительства…) в условиях (кризиса, таможенного союза, девальвации, в эпоху перемен). Тема зеленой экономики – отдельная песенка про то, чего нет.
Анализ сделали, планы написали, форумы провели, даже конкурсы инноваций для всех абсолютно целевых аудиторий (школьников, молодых ученых, старых ученых, студентов, преподавателей) отработали, а экономика как была бесцветной, так и осталась. И зеленой становиться не собирается. Так и живем. На презентациях и инноваций в презентациях. Развиваем потенциал с надеждой о светлом будущем.
Маркетинг мы делать научились. Но бренд страны так и не создали. Страна великой степи. Грустно.