Казахстанский бизнес требует восстановить нормальное транспортное сообщение
В четверг, 21 октября, представители производителей, импортеров и логистов Казахстана обратились к премьер-министру страны с просьбой решить проблему, с которой, по их словам, никто не может справиться. Предприниматели вот уже полгода говорят о грядущих миллиардных потерях из-за простоев грузов на казахстанско-китайской границе и подчеркивают, что финансовые потери бизнеса сегодня - это потери бюджета завтра.
"С 21 июля 2021 года - момента подписания договора, компания занимается поиском решения по отправке. За это время логистические компании со ссылкой на оператора увеличили тариф в 3,5 раза. Таким образом, даже с учетом программы субсидирования затрат на логистику для экспортеров, производители не попадают в "рынок". Теряются рынки сбыта и объемы производства!" - рассказала Алия МАМЫТБАЕВА, директор ОЮЛ "Ассоциация производителей безалкогольных напитков соков РК".
По словам предпринимателей, Китай приостановил перевозку и значительно снизил скорость грузов, следующих в или из Казахстана, отдавая приоритет транзитным грузам в ЕС. Таким образом, считают собравшиеся на пресс-конференции, Казахстан, используя свои пути, способствует росту китайской промышленности в ущерб отечественным предприятиям.
В результате этого бизнесмены констатируют рост стоимости всей логистики, существенное увеличение сроков доставки грузов, текущих убытков. Для выполнения своих обязательств они вынуждены покупать товары значительно дороже в других странах изыскивая дополнительные дорогие ресурсы, имея уже оплаченные товары на территории КНР.
"В случае продолжения этой "блокады" мы будем вынуждены уже в ноябре распускать людей в отпуска без содержания из-за отсутствия сырья на складе", - говорит Самат ИСАБАЕВ, производитель медицинской техники.
Оксана СОРОКИНА отметила, что они вынуждены принимать навязанные им правила игры:
"Регулярные задержки на всех этапах транспортировки приводят к тому, что собственники контейнеров "закладывают" дополнительные расходы по хранению и аренде контейнеров в итоговые ставки за транспортировку, что существенно удорожает логистику, либо мы вынуждены отправлять грузы из КНР в Казахстан через Владивосток, Ригу, Клайпеду, Санкт-Петербург, Новороссийск и Стамбул".
Предприниматели требуют навести порядок, а ответственные министерства в срок до 1 ноября 2021 года решить следующие вопросы:
Министр иностранных дел ТЛЕУБЕРДИ Мухтар Бескенулы совместно с Комитетом государственных доходов и Национальным банком Республики Казахстан:
- добиться от КНР предоставления официального подтверждения о закрытии пунктов пропуска на карантин, об изменениях ценовой политики и требованиям к перегрузке;
- для целей валютного контроля пролонгировать сроки исполнения экспортно-импортных контрактов и репатриации валютной выручки;
- предоставить документы, подтверждающие форс-мажорные обстоятельства по ситуации с доставкой грузов из / в / через КНР без взимания платы за выдачу документа.
Министр иностранных дел Тлеуберди Мухтар Бескенулы совместно с миндустрии и инфраструктурного развития АТАМКУЛОВЫМ Бейбутом Бакировичем:
- восстановить гражданские и грузовые перевозки из Китая в Казахстан;
- увеличить количество контейнерных поездов до 10 в неделю (сейчас 1 в неделю);
- увеличить количество фур до 700 в день в Хоргосе, до 100 фур на Алашанькоу, до 40 фур на Капчагайской;
- установить паритет ЖД на границе: 1 транзит в Европу= 1 импорт в РК=1 экспорт в РК;
- установить санитарные (карантинные ворота) - снять ограничения на опасные грузы в сертифицированной упаковке в соответствии с регламентами для перевозки опасного груза (например, батарейки).
Министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Бакирович Атамкулов:
- обеспечить возврат пустых контейнеров обратно в Китай в течение 3 дней;
- отменить "неофициальную" монополию автомобильного транспорта на Хоргос. Не препятствовать въезду авто частных владельцев МСБ и перевозчиков, в том числе по системе CAT;
- отменить "неофициальную" монополию брокерских услуг на Хоргос. Не препятствовать открытию/работе новых брокерских компаний на границе;
- разрешить транзит грузов с границы до Алматы, Астаны в системе СКУР.
Предприниматели просят остановить транзит через Казахстан в Европу, если нормальное транспортное сообщение не будет восстановлено.
Обращение поддержали свыше 20 отраслевых объединений, профсоюзов, компаний в сфере перевозок производственных предприятий.
Фото: КТЖ.