На антимасочников в торговых центрах жалуются бизнесмены Петропавловска
- А ты кто такой?
- Механизм не прописан
- Сила знания
А ты кто такой?
Недавно в магазине стройматериалов "Барс строй" произошел конфликт, который бурно обсуждали в социальных сетях. Охранник сделал замечание посетителю, предложив надеть маску или покинуть торговый зал. Мужчина стал спорить, затем достал мобильник и начал снимать охранника на видео.
Последний потребовал остановить съемку, закрывая камеру ладошкой, в конце концов, забрал телефон и положил на стол. Посетитель вызвал полицию, позже часть видео выложил Instagram. Под его постом набралась масса негативных комментариев.
- Но в торговом зале также есть видеокамеры, и то, что они записали, отличается от картины, представленной им, – утверждает директор магазина Ольга ИСАКОВА. – Посетитель написал два заявления в полицию. В том числе об избиении. Но никакой драки не было, доказательства чему мы предоставили. После обращения к админам посты с видео этого человека удалили. Мы также подали встречные заявления.
По словам Ольги Николаевны, случаев, когда посетители не желают соблюдать санитарные нормы, увы, немало. Вопрос: "А ты кто такой?" звучит на входе регулярно. Бывает, что антимасочники оскорбляют охранников.
- Если вы не согласны с нормой о ношении маски в общественных местах, прописанной в постановлении главного санитарного врача, то почему весь свой гнев выливаете на охранника? - сказала Исакова. - Считаете, что с ним можно так себя вести? Думаете, он в состоянии повлиять на изменение данной нормы? И еще вопрос: а сами не боитесь быть без маски? Мы, например, серьезно относимся к коронавирусу. Немало наших сотрудников переболели, один умер в прошлом году, как раз инспектор службы безопасности. Так и хочется сказать: если вам нужен мешок цемента, зайдите, как положено, купите, но не изображая из себя супермена.
Механизм не прописан
У руководства магазина, обратившегося в Ratel.kz, нет цели публично доказать свою правоту в конкретном случае, но есть желание обозначить проблему, которая гораздо шире. Ранее из-за подобного инцидента пришлось вызывать полицию в супермаркет "Семейный". Дело дошло до суда, где инспектор полиции рассказал, что прибыл в магазин по вызову работников из-за конфликтов с посетителями, которые находились там без масок. Дождавшись участкового, они покинули магазин, что зафиксировано на видеокамеру нагрудного жетона.
По словам известного в регионе предпринимателя Владимира БОГДАНОВА, с такой проблемой столкнулись сотрудники многих торговых центров. Часть посетителей не хотят надевать маски или снимают их уже в зале, а противостоять этому явлению, обеспечивать масочный режим на объекте работникам ТЦ сложно.
- Нас обязали посетителей без маски не допускать, не обслуживать, однако сам механизм исполнения не прописан, - сказал Богданов. – Представим, вот посетитель без маски. Охранник требует: наденьте. Посетитель отказывается, говорит, что коронавирус придумали враги, инопланетяне, масоны, а сам он на связи с высшими силами или, как минимум, крупными чиновниками. Что делать дальше, если он слов не понимает? Не в рукопашную же с ним охранникам вступать? Да и не во всех магазинах они есть. Если это небольшой магазинчик у дома, то там один продавец. И если посетителя без маски все же обслужат, а в этот момент появится мониторинговая группа, то штраф грозит и покупателю, и предпринимателю. А для владельца маленького магазина штраф может стать неподъемным.
Согласно части 1 статьи 425 Кодекса об административных правонарушениях РК, штраф для физлиц за такое нарушение составляет 30 МРП, или 87 510 тенге, для субъектов малого предпринимательства – 230 МРП, среднего предпринимательства – 310 МРП, крупного предпринимательства – 1 600 МРП.
- С нами пока такого не случалось, мониторинговые группы оценивают ситуации достаточно объективно, разбираются, всех подряд не штрафуют, но гипотетически ведь все возможно, а потому рассчитывать только на их лояльность нельзя, все должно быть четко прописано, - отметил Богданов. - Нам говорили, что, если нарушитель не реагирует, просто не обслуживайте его, наберите 102. Но полиция же через пять минут не прибудет. Между временем нарушения и приездом полицейских будет некое время, которое нечем заполнить с точки зрения действий. Человек без маски продолжает бродить по торговым залам, а способов остановить его нет. Нам нужен узаконенный четкий алгоритм действий в таких ситуациях.
Сила знания
Минздрав ранее разъяснял свою позицию в СМИ по этому поводу: каждый отвечает за себя, если покупатель нарушил санправила, наказывают только его, владельцев бизнеса штрафовать не будут. Во время визита в Петропавловск официальный представитель Комитета санитарно-эпидемиологического контроля РК Ержан БАЙТАНАЕВ сказал, что в таких ситуациях нарушение нужно зафиксировать и обратиться в мониторинговую группу или полицию. С 24 апреля по 14 сентября за отсутствие масок в общественных местах к ответственности привлечено (оштрафовано) 24 тысячи физических лиц.
- Но решать эту проблему только силовыми методами, штрафуя, усиливая административную ответственность, нельзя, - высказался по этому поводу председатель филиала Казахстанского союза юристов в Нур-Султане, участник Гражданского штаба по борьбе с пандемией коронавируса Серик БЕРКАМАЛОВ. - Это не решение вопроса. К каждому ТЦ полицию, сотрудников санэпидконтроля не приставишь. Здесь вопрос выработки у людей законопослушного поведения. В Петропавловске, честно говоря, таких прям явных нарушений в ТЦ мы не видели, наоборот, отметили, что у вас люди достаточно дисциплинированные, уровень правового нигилизм низкий. Нужно разъяснять людям, для чего необходимы эти меры, маски, дистанция. Необходимо усиление информационной работы.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Елена Чернышова.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!