Избавиться от кошельков и прокладок в энергетике страны мы должны были почти десять лет назад, но этот процесс саботируется
На прошедшей накануне роспуска правительства пресс-конференции представителей координационного совета альянса предпринимателей “Парасат”, в который вошли 14 мажилисменов и сенаторов, а также различные эксперты и промышленники, Петр СВОИК посетовал:
- Вся нынешняя система пользования в электроэнергетике - кто весомее, тот себе дешевле берет. В Астане где-то два десятка энергоснабжающих организаций - ЭСО, вы про них мало что знаете. И любая из них, если это не гарантирующая “Астанаэнергосбыт”, это кошельки электростанций, хозяева которых через этот кошелек продают электроэнергию с наваром для себя, это кошельки сетей, и, наконец, это кошельки гарантирующих энергосбыт. Я могу предположить, что хозяева “Астанаэнергосбыта” имеют свои ЭСОшки. Сотни миллиардов тенге распиливаются таким, фактически законным способом. Наконец-то с июня прошлого года у нас ввели единого закупщика. На самом деле единый закупщик предусмотрен шагом № 50 “Плана наций - 100 конкретных шагов”, если кто еще помнит, принятого в 2015 году. С тех пор система его саботировала, а когда его внедрили - и это был очень правильный, назревший шаг - система приспособила его под себя. Единый закупщик стал слугой старой системы, не решая своих задач, а, наоборот - только усугубляя положение.
Напомним, еще 22 декабря 2022 года, то есть больше года назад, депутат мажилиса прошлого созыва Фуат САТЫБАЕВ направил свой знаменитый запрос генеральному прокурору и министру национальной экономики, в котором возмутился: “Экибастузская ГРЭС-1 поставляет электроэнергию оптовому посреднику ТОО "AB ENERGO" за 7,4 тенге за кВт.час, при стоимости у конечного потребителя от 26 тенге для населения и 44 тенге для юридических лиц. Есть информация, что и другие генерирующие компании работают через посредников, снимая основную прибыль, при этом ничего не производя и фактически обложив данью всю экономику и население Казахстана…" Тогда же советник отдела контроля и стратегического планирования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Владимир ЧИРКОВ рассказал моей коллеге Анне КАЛАШНИКОВОЙ, как именно работает схема спекуляции электроэнергией в стране на закрытом рынке, куда чужих не пускают, с участием фирм-прокладок, в карманах которых оседает до двух триллионов тенге в год. Этих денег, подчеркнул Чирков, хватило бы, чтобы ежегодно строить по одной-две новых электростанций, сопоставимых по мощности с экибастузскими.
К слову заметим, сейчас все электростанции Казахстана, если нет никаких аварий, могут покрывать 15 тысяч мегаватт с небольшим. Нагрузка уже 16,5 тысячи. Мы не имеем крупных промышленных отключений и веерных отключений городов только потому, что эти полторы тысячи мегаватт берем у России по двойной цене. Благо, от Казахской ССР Республика Казахстан унаследовала энергосистему, являющуюся составной частью энергетического моста между Восточно-Сибирскими и Центральными регионами России и одновременно энергетическим мостом в казахско-киргизско-узбекско-таджикское энергокольцо. Эта разделенная на суверенитеты, но сохраняющая технологическую общность самая большая в мире энергосистема обеспечивает пока уникальную надежность при уникальной низкой себестоимости выработки (при этом она во всех своих частях страдает от критического износа сетевых и генерирующих мощностей при нарастающем их дефиците). Тем не менее неудовлетворенных заявок на сегодня уже более тысячи мегаватт. В прогноз 2030 года Минэнерго закладывает, вместо удвоения ВВП, удвоение отставания от заявок потребителей до четырех с половиной тысяч мегаватт.
Но вернемся к прокладкам, в которых оседают триллионы, на которые можно строить новые электростанции. Тему с ними в Ratel.kz продолжил Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ, обнаруживший, что то же ТОО "AB ENERGO" продает электроэнергию воинским частям по всему Казахстану.
Рекордсменом же стало КГП "Центральная районная больница Абайского района" в Карагандинской области, которое заключило контракт на услуги по передаче/распределению электроэнергии из расчета 80,68 тенге за кВт/час. “Действующая цена согласована департаментом по регулированию естественных монополий по Карагандинской области", - сообщил генпрокурор.
Анна Калашникова из любопытства посчитала зарплаты рядовых сотрудников, начисляемые в некоторых прокладках, и вышло от трех до десяти миллионов тенге в месяц. “Миллиарды тенге на зарплату сотрудникам фирм-спекулянтов, окутавших щупальцами госпредприятия - неплохое вознаграждение людям, не добывающим уголь, не вырабатывающим электроэнергию, не прокладывающим и не обслуживающим линии электропередач, а просто оформляющим договоры и продающим киловатты из одного источника, без тендеров, - изумилась коллега. - Таким образом, казахстанские предприятия, дышащие на ладан из-за низких тарифов, производят электроэнергию, а львиная доля прибыли от ее продажи оседает в частных фирмах, связанных между собой”.
После этого было объявлено, что “на рассмотрении находятся поправки в действующее законодательство, направленные на реформирование электроэнергетической отрасли (переход на модель рынка централизованной купли-продажи электрической энергии - единый закупщик)”.
- Расскажите, все-таки, что не так с этим единым закупщиком? - попросила я Своика.
- Это тот, кто покупает у электростанций их продукцию, и он же - единый продавец для потребителей. По нормальной схеме все должно продаваться по единому долгосрочному тарифу, разбитому на категории потребления, которые имеют свои коэффициенты - кому-то больше, кому-то меньше. Что нужно потребителю от энергетики? Ему нужен стабильный тариф. Желательно, чтобы он хотя бы по три года не менялся - пусть в нашем качающемся мире хоть что-то будет постоянным, пусть это будет тот якорь, к которому будут привязываться остальные цены на рынке. Пусть теплицы, чтобы они конкурировали с узбекскими, получают этот стабильный тариф с коэффициентом, скажем, 0,5. Канал Иртыш-Караганда, который качает воду для всех, выплавка феррохрома имеют тоже какой-то понижающий коэффициент. А в казино пусть он будет двойной. Этот вопрос - какой будет у кого коэффициент - должен обсуждаться публично и быть понятным общественности и экономически эффективным. И еще энергетике очень важно сглаживать суточный график потребления. Проблема в том, что вечером огромная нагрузка, а ночью провал. Если нам с вами энергетики предложат выбирать - рассчитываться либо по стабильному тарифу, либо тарифу, который ночью в два раза дешевле, а вечером в полтора раза дороже, то и хлебопекарни с удовольствием будут печь хлеб ночью, и для энергетики это будет очень полезно.
- А сейчас категории делятся на гарантированные и негарантированные.
- Да, сейчас разбор электроэнергии построен закрытым образом. Потребителям на так называемом оптовом рынке, где продаются крупные объемы конкретным потребителям - крупным предприятиям, единый закупщик продает ее в несколько раз дешевле, чем на так называемом розничном рынке. Во сколько, мы можем только гадать. На розничном рынке появляются посредники между единым закупщиком и потребителем - ретейлы, это ЭСО. Сам по себе ретейл - необходимая вещь, если его правильно организовать. Мы же без всяких "магнумов" жить не можем, они на оптовом рынке делают закупки и на розничном нам продают. Дальше ретейлы должны конкурировать друг с другом: кто предложит потребителю лучшие условия продажи. Но сейчас у нас вместо общего рынка, на котором все покупают по единому национальному тарифу с применением разных коэффициентов, распределиловка. Гарантирующий энергосбыт получает электроэнергию сразу после оптовиков, но по самым высоким ценам. Затем хозяин энергосбыта садится с акимом на местах, и они эту самую дорогую энергию делают дешевле для населения за счет роста цены для малого с среднего бизнеса и особенно для бюджетников. Прокладки забирают электроэнергию в третью очередь. Они покупают ее у электростанций дешевле, чем гарантирующий сбыт, и могут перепродавать следующим и следующим прокладкам, накручивая цену. В старой схеме, до появления единого закупщика, было крепостное право - малый бизнес и бюджетники гвоздями были прибиты к своей региональной гарантирующей ЭСО. Теперь разрешили юридическим лицам и бюджетникам уходить от своего "помещика" к этим ЭСО, которые берут электроэнергию по средней цене. Директор какого-нибудь колледжа платит за нее баснословные 70 тенге, и ЭСО делится с местным акимом. Гарантирующие ЭСОшки осенью взвыли - если все бюджетники уйдут, некому будет дотировать население. И власти начали выдумывать всякую хрень - давать гарантирующим ЭСОшкам государственные дотации, вместо того, чтобы от старой схемы переходить к новой, где нет никаких трех очередей. Вся эта распределиловка никуда не годится. Если мы установим общенациональный тариф и к нему коэффициенты через систему единого закупщика, то с уверенностью можно гарантировать, что все ближайшие годы тариф выше 30 тенге за кВт/час можно не поднимать, а энергетика станет локомотивом развития экономики. А сейчас энергетика кругом в проблемах, но они внутри себя очень хорошо устроились - не электрики на столбах, а руководители. Электроэнергетика остро нуждается в деньгах, но это самая большая кормушка в Казахстане. Мы предлагаем сделать ее общенациональным достоянием, которое работает не на себя, но система сопротивляется со страшной силой. Там все при своих интересах, и никто не хочет ни с чем расстаться. Значит, должно быть внешнее воздействие.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!