Алматинцы желают знать, что все-таки будет на месте старого трамвайного депо
На иллюстрации: проект Политехнического музея в Алматы.
Закончился февраль 2017 – месяц, когда было обещано обнародовать окончательные итоги конкурса на создание общественного пространства в Алматы: того самого, что должно появиться на месте старого трамвайного депо.
Когда в 2016 году этот конкурс был объявлен, раздавались голоса: мол, знаем мы, как проводят такие конкурсы у нас - с заранее определенным победителем. Однако в этот раз вроде бы все прошло по-настоящему. По крайней мере, так казалось со стороны.
В октябре были объявлены результаты голосования.
Многих, и меня в том числе, они расстроили. Все-таки любят наши люди отдыхать и развлекаться. Из 23 конкурсных концепций бОльшая часть предполагала создание на месте бывшего транспортного предприятия места для отдыха и развлечений. И, соответственно, больше всего голосов набрала концепция «Парк отдыха и развлечений dЭпо».
Нет, конечно, это шаг вперед по сравнению с торгово-развлекательными центрами, которые просто заполонили Алматы. Как сказал (кстати, ровно год назад) политолог Досым САТПАЕВ: «Археологи будущего, раскопав наш город, смогут прийти лишь к одному выводу – что это был большой торговый центр на Шелковом пути». А три года назад были опубликованы результаты исследования компании NAI Aristan, согласно прогнозам которой мы скоро должны были обогнать Москву по обеспеченности торговой площадью. Поскольку и Mall Aport, и Dostyk Plaza, и другие торговые центры, что должны были помочь нам в этом соревновании с Белокаменной, уже давно и успешно функционируют, можно сделать вывод: догнали и перегнали.
Ну, а что насчет программы индустриализации (говоря по-советски, сейчас идет уже вторая ее пятилетка), или, например, идей по освобождению от нефтяного проклятия? Нет, если судить по нынешней ситуации в стране вообще, и, в частности, по ситуации с конкурсом на создание общественного пространства Алматы - это слова не из нашей песни.
Хотя среди проектов-конкурсантов были такие, что предполагали «работу на идею». Точнее – идеи. Самый актуальный, на мой взгляд (и я за него голосовала), проект-участник – «Политехнический музей», как написал в Фейсбуке его руководитель Асет НАУРЫЗБАЕВ, предусматривает создание на месте старого трамвайного депо не просто музея, но и площадки для генерации новых идей.
По его словам, в составе возможного музея будут (могли бы быть?) основная и временные экспозиции, лекторий и развивающий центр-экспериментариум, открытая тестовая площадка для новых видов техники - таких, как дроны, роботы и других интересных устройств.
Почему именно Политехнический музей мне показался самым интересным? Дело в том, что из всех видов отдыха я предпочитаю скучный – ходить в музеи. И недавно открыла для себя в Австрии новое удивительное место - Технический музей Вены.
Он находится совсем недалеко от Шенбрунна, официальной резиденции Габсбургов. На 22 тысячах квадратных метров представлена история промышленности: от примитивных рудников средневековья до IT -инфраструктуры современных городов, от устройства локомотива до (представьте!) истории профсоюзного движения, от первых автомобилей до современного телевидения. Там можно трогать экспонаты, там можно играть и одновременно учиться. Там есть лекторий, библиотека, аудио- и видеоархив.
Конечно, австрийцы тут обогнали нас ровно на сто лет.
И, прежде чем мне напомнят о том, какое сложное время сейчас переживает Казахстан - кризис за кризисом, девальвация за девальвацией – я скажу, когда построили венский музей.
Начали строить в 1908 году, а открыли - в 1918-м. То есть это произошло сразу после поражения страны в первой мировой войне, после распада огромной Австро-Венгерской империи. До открытия ли музеев ли было австрийцам?
Однако прагматичные европейцы (причем не разрабатывая программы индустриализации) решили, что им помогут именно наука и технология. И открыли музей. И воспитали целые поколения инженеров, да и просто людей с техническим складом ума.
...Возвращаясь к нашему бывшему трамвайному депо. После окончания открытого конкурса его лидеры объединились в две группы. Первая группа объединилась под эгидой «Парка отдыха и развлечений дЭпо». Вторая - включила в себя идеи по созданию Политехнического музея и арт-центра.
И поскольку несмотря на то, что февраль 2017 (см.выше) позади, но окончательный вердикт публике еще не объявлен, при всем уважении к профессионализму первой группы, хотелось бы пожелать победе второй – а вдруг все-таки произойдет чудо и наши чиновники и бизнесмены подумают не о сегодняшней, сиюминутной, выгоде, а (правда, крамольная мысль!) о будущем?
О том, что у нас в стране сегодня и так море «перекосов», начиная с образования – мы продолжаем готовить бесчисленное количество юристов и управленцев-«международников»; продолжая городским планированием – мы не перестаем возводить все новые и новые торгово-развлекательные центры; и заканчивая... давайте закончим тем, с чего начали – возможностью появления в Алматы очередного предприятия из области отдыха и развлечений.
Визит в Технический музей Вены напомнил мне одну простую вещь: мы не должны забывать о том, что все, что мы носим, где мы живем где работаем - это результаты промышленной революции, которая, и никуда от этого не деться, прошла мимо Казахстана. Давайте построим Политехнический музей – и пусть в нем заработают всевозможные кружки юного техника и такого же автомобилиста; пусть там будет тестовая площадка для дронов – вы представляете, какое это для детей счастье?
Пусть хотя бы новое поколение казахстанцев поймет, что знать историю двигателя внутреннего сгорания не менее важно, чем особенности закона о государственных закупках. И что прежде чем выгодно купить, а потом еще выгоднее продать автомобиль или локомотив – его сначала нужно было придумать и построить...
Фото из открытых источников в Интернете.