Почему даже смертельные ДТП не меняют ситуацию с автобусами в Алматы

2590 просмотров
0
Илона СОКОЛОВА
Суббота, 10 Дек 2022, 10:00

Безопасность автобусных перевозок не в приоритете у властей мегаполиса

Союз автотранспортников Казахстана призывает не дожидаться таких страшных событий, как столкновение автобусов в центре Алматы 8 ноября, когда погиб один человек и 21 пострадали.

О том, как можно повысить безопасность общественного транспорта, рассказал генеральный директор Союза автотранспортников Казахстана Сабит АМАНБАЕВ.

- В чём, по вашему мнению, основная причина того, что общественный транспорт в Алматы и стране такой небезопасный?

- Начну с того, что безопасность дорожного движения – это страновая проблема. У нас месяца не прошло, как в правительстве проводили совещание, когда под Балхашом погибли врачи. Выступали министры, премьер давал строгие указания. Также было в 2018 году, когда у нас 52 человека сгорели на дороге. Периодически обсуждения громкие происходят, но эффективных мер не предпринимается. Это в первую очередь связано с тем, что у нас автотранспорт, его коммерческая эксплуатация, на 95 и более процентов находится в теневой экономике.

Читайте также
В Казахстане бум казахского языка

Основной поставщик несчастий на дороге – это субъекты теневой экономики.  Потому что они ездят без контроля технического состояния и медицинского осмотра водителей. Это касается грузовых, автобусных и таксомоторных перевозок. Водитель может отработать 12-16 часов, приехать в какой-то город, и, если там подвернулся заказ, он продолжает ехать за рулём, несмотря на усталость и плохое состояние.

Ситуацию по безопасности движения в целом по стране можно коренным образом улучшить путём вывода предпринимателей из теневой экономики. Тогда будет осуществляться контроль их работы, будут выплачиваться налоги, в том числе и в пенсионный фонд.

Чем раньше браться за эту задачу, тем больше мы спасём жизней, а также предотвратим будущие социальные потрясения, когда предприниматели нелегальных пассажирских перевозок будут требовать достойной пенсии.

- Из каких факторов складывается организация работы общественного транспорта?

- Организация автобусных перевозок и обеспечение безопасности движения зависит от плановой работы управления городской мобильности акимата Алматы. Но сейчас в городе отсутствует системная комплексная работа по развитию общественного транспорта и игнорируются научно обоснованные методы профилактики безопасности движения.

Сфера общественного транспорта – это целый “клубок” проблем, включая уровень загазованности воздуха и пробки на дорогах. Вместе с тем, управление городской мобильности не имеет утверждённого плана по решению этих проблем и вместо выполнения системных задач создаёт новые барьеры.

Читайте также
Еркеш Шакеев: Духовность не пожуёшь, не пощупаешь, но она нужна

К примеру, в Алматы со стороны управления городской мобильности происходит препятствование предпринимательской деятельности. С 2021 года и до настоящего времени задерживаются оплаты субсидирования убытков перевозчиков, сокращаются их объемы.

Хотелось бы пояснить, что предприятия субсидируют в связи с тем, что установленная акиматом цена за проезд в автобусе значительно ниже себестоимости перевозок. Это и обусловило то, что сегодня парки, перевозя в день более миллиона пассажиров, должны получать субсидирование в объеме 57 миллиардов тенге в год.

Если субсидирование проводить вовремя, то по законодательству каждый год предприятия должны обновлять парк автобусов. Например, если у вас 100 автобусов, каждый год вы 20 новых покупаете. Но у нас этого практически нет, потому что акимат не платит вовремя, не платит в полном объеме.

Из-за дефицита средств у предприятий нет возможности обеспечить профилактику безопасности дорожного движения. Также существуют дефицит кадров. И водители знают, что, если даже грубо нарушат ПДД, их всё равно возьмут на работу в другой автобусный парк.

Ситуацию можно постепенно менять, если иметь четкую программу действий. Создать водителям условия, устранить дефицит кадров, строго спрашивать за все нарушения, и чтобы работники сферы общественного транспорта держались за свои рабочие места.

Но, как я уже говорил, утверждённого конкретного плана работы у управления нет. И ни бизнес, ни общество не знает, как будет обновляться парк, какие меры предусмотрены по обеспечению безопасности движения.

В среднесрочном плане развития Алматы также не делается акцент на развитие общественного транспорта, который является главным инструментом по очищению воздуха и пробок на дорогах города.

- Как вы оцениваете контроль движения на автобусных маршрутах?

- За вопросы диспетчеризации по договору с акиматом города отвечает ТОО “Транспортный холдинг Алматы”, но в реальности контроль крайне слабый. Мы видим это из жалоб населения: то в одном конце автобусы соберутся, то в другом, то носятся, как угорелые, то дикие интервалы.

Читайте также
Богдан Джепка о проблемах инклюзии: Общественники не смогут сделать работу за госорганы

Это говорит о том, что диспетчеризация, за которую мы платим из бюджета полмиллиарда, осуществляется неудовлетворительно.

- Что, по вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы общественный транспорт начал становиться цивилизованным?

-  Важнейшей задачей управления городской мобильности является не только строительство развязок, но и развитие общественного транспорта, предоставляющего безопасные услуги пассажирам. К сожалению, такой задачи перед уполномоченным органом до сих пор не поставлено.

Если проанализировать расходы бюджета за последние 10-15 лет, видно, что город давно мог иметь развитый общественный транспорт с закольцованными линиями метро и легкорельсовым транспортом.

- Если отказаться от субсидирования (субсидировать только определённые слои населения), повысить оплату за проезд и отдать автобусы в конкурентную среду – насколько это изменит качество общественного транспорта?

- Автобусные перевозки находятся в рыночной конкурентной среде. Частные парки инвестируют средства в развитие производственной базы и новые автобусы. Бизнес старается оказывать высокое качество услуг, заинтересованный в долгосрочном договоре на обслуживание маршрута. Но в Алматы инвестиционная привлекательность подрывается управлением городской мобильности систематическими задержками и урезанием финансирования в виде субсидирования убытков предприятий.

Читайте также
Контрольный выхлоп: алматинцам становится всё труднее дышать

Также добросовестную конкуренцию устраняет необоснованно созданный в Алматы коммунальный парк, который при нашем уровне общественного контроля и неэффективной системе госзакупок обречён на неэффективность и коррумпированность.

Субсидирование убытков перевозчиков предусмотрено законом об автомобильном транспорте. Теоретически можно отпустить тариф и субсидировать только определённые слои населения, но в реальности это сложно из-за необходимости изменения законодательства и наличия множества рисков.

Отпуск тарифов ослабит мобильность горожан и стимулирует больше пользоваться такси и личными автомобилями. Значит, будет еще больше пробок и ядовитых газов, а алматинцам нужен воздух. И общественный транспорт имеет к этому самое прямое отношение – к нашему здоровью и жизням.

Фото: Tengrinews.kz.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




баспагер
Құлдық сана дегеніміз – 500 мың теңге төлеп, қытай көлігін русификациялау.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
Почему ЖК “Трилистник” будет мозолить глаза карагандинским прокурорам
Каким образом юридически оформлены 25 этажи в 24-этажных высотках
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Как судья Мекемтас лишал имущества возлюбленную учёного мирового уровня
В суде, возглавляемом оскандалившимся судьёй, женщину-профессора объявили простой лаборанткой, которая не может владеть 400 тысячами долларов
Когда Казахстан выйдет из ОПЕК+
Что лучше: ужасный конец или ужас без конца?
Актюбинский бар заплатил клиенту моральный вред за то, что видеокамере заведения не понравилось его лицо
Суд оценил страдания мужчины в 250 тысяч тенге
Война Израиля с Ираном
Как всё начиналось
При Узынагаше открываются древнейшие страницы человеческого присутствия в Семиречье
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Житель Семея атаковал водителя автобуса во время движения и отправился за решётку
Это стало возможным благодаря тому, что выходку горожанина запечатлели и опубликовали в соцсетях
Исторический weekend. Позитивное брюзжание на тему туризма
Позитивное – потому что не с целью поругать, а с целью улучшить ситуацию
Снова об автомобильных дорогах Казахстана
Из выделенных 700 образовательных грантов на специальность “Транспортное строительство” поступил всего 41 студент
Бывший гендиректор ArcelorMittal Temirtau рассказал про кражи угля в шахтах и борьбу с ОПГ на комбинате
Некоторые работники шахт получали угрозы и ходили с охраной
В акимате Петропавловска дачников послали в полицию
Мытарства людей, чьи участки разрушили перед паводком, продолжаются
Зачем фермеров собирают под палящими лучами солнца в одном месте – на поле
Помогает ли такое мероприятие развитию аграрного сектора?
Экс-судья Жолманова из Алматы приговорена к 10 годам тюрьмы
Ущерб от её действий оценивается в миллиард тенге
Нанятый директор микрокредитной организации проиграл в азартные игры свыше 61 миллиона тенге
Деньги на игру он брал из кассы своего предприятия
Чего на данный момент добился Дональд Трамп
Политический кризис в США не за горами
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.