Итак, санкции докатились и до космоса. Точнее только до космоса они пока только и докатились. Американский суд по федеральным искам постановил компании United launch Alliance отказаться от планов дальнейших закупок российских ракетных двигателей.
Нынешний контракт подразумевает поставку ракетных двигателей РД-180 от 4 до 6 в год до 2018 года. Запрет не затрагивает этот контракт, зато пропадает надежда на дальнейшее сотрудничество .
Этот первомайский подарок появился практически в ответ на искрометную шутку Дмитрия Рогозина:
“Проанализировав санкции против нашего космопрома, предлагаю США доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута”
Фраза прозвучала после запрета от министерства торговли США на запуск российскими средствами космических аппаратов американского производства и тех аппаратов, в которых используются комплектующие американского производства.
Данный запрет Минторга США от 28 апреля, намного больнее для российской космонавтики, чем предшествующий ранее запрет на продажу в Россию электронных комплектующих. Замену американской электронике можно найти в Европе или Китае, запрет же на пуски из России - это обрубание серьезного финансового потока для ракетных предприятий. К примеру в 2013 году две ракеты полностью были оплачены из США, в 2012-м - три (не считая пусков по программе МКС). Кроме этого Россия запускала массу небольших американских спутников попутной нагрузки, которые тоже пополняли бюджет страны. Но запрет касается не только американских аппаратов, но и других, с американскими комплектующими, это отсекает еще несколько запусков. В 2014-м году как минимум три ракеты останутся на Земле из-за срыва.
Больше всего пострадает ГКНПЦ имени М.В. Хруничева со своими “Протонами”. А ситуация на этом предприятии и так весьма тоскливая.
Реакция Рогозина с “батутом” показывает, что других козырей в российско-американских отношениях у нас почти не осталось. Понятно, что подобная фраза была адресована прежде всего внутреннему, патриотически настроенному зрителю, в реальности пока никто не собирается сворачивать сотрудничество по МКС. Но за океаном шутку услышали и ответили. Сначала владелец частной космической компании SpaceX Элон Маск сказал: “Отличный момент для презентации нашего нового космического корабля. Батут не нужен”. А затем, с подачи того же SpaceX суд запретил дальнейшие закупки ракетных двигателей РД-180 в России.
Для SpaceX это просто бизнес и ничего личного. Он борется за серьезный кусок госзаказов Пентагона - $70 млрд до 2030 года. Ранее, военные пуски полностью осуществлялись силами компании United Launch Alliance. Именно эта компания закупает в Химках ракетные двигатели РД-180, не имеющие аналогов в соотношении цена/эффективность. ULA получила контракт на военные запуски тогда, когда являлась монополистом в США, но теперь SpaceX готов участвовать в конкурсе на равных. Поэтому и подал в суд в чрезвычайно удачное для себя время, и Рогозин со своим батутом оказался очень кстати.
Более того, за РД-180 боролась и компания Orbital Sciences, тоже конкурент SpaceX. Сейчас Orbital осуществляют запуски ракеты Antares на наших старых двигателях НК-33, которые в России хранятся с советских времен, и о возобновлении производства пока только разговоры разговаривают. В этих условиях Orbital надеялось заменить НК-33 на РД-180, но с нынешним запретом это становится нереально.
То есть произошло то о чем я и писал ранее - Россия получила двойной пинок: НПО “Энергомаш” остается без работы (в России двигатель не используется), а SpaceX, являющийся конкурентом Роскосмоса по коммерческим запускам, получает резкое усиление за счет контрактов Пентагона.
Анализируя складывающуюся ситуацию apervushin высказал мысль о свертывании сотрудничества в космосе и начале новой космической гонки. Он даже приветствует такую ситуацию, мотивируя тем, что именно в соревновании были достигнут выдающиеся космические успехи: полет на Луну, создание Шаттлов и “Бурана”, создание орбитальных станций…
Я же не столь оптимистичен. Космическая гонка подразумевает заинтересованность в соревновании у обоих сторон. В 60-70-е это было противоборство двух политических режимов и двух экономических моделей. И схватка шла за мировое доминирование, за доказательство превосходства именно своего пути. Результаты гонки были важны не только для населения своей страны, но и для “стран сателлитов”, для расширения мирового влияния.
Сейчас нет никакого противоборства двух режимов, да и экономическая модель у нас в общем-то одинаковая. Россия сама находится в поисках своего собственного пути, поэтому не может предлагать его на экспорт. Т.е. в результате, вся эта “холодная война” и “космическая гонка” будет исключительно продуктом внутреннего пользования, даже не в пределах Таможенного союза, а только России. Что уж тут говорить, когда даже Казахстан запускает свои спутники, собранные французами, на французской ракете, с французского космодрома.
Коммерческие запуски, составляют примерно треть запусков Роскосмоса, и являются его поводом для гордости. Это направление деятельности сформировалось в 90-е, и в те годы, существенно поддержало отрасль от развала. Сейчас государственное финансирование повысилось, но без коммерции очень многие производства останутся без работы или резко сократят его объемы. Чтобы не допустить этого России придется вкладывать дополнительные средства, и делать это придется под что-то. Обеспечение МКС уже на пределе, и не факт, что в таких политических условиях станция еще долго пролетает, т.е. ситуация с занятостью еще усугубится.
В итоге, если Роскосмос не хочет увольнять, как минимум треть сотрудников ракетно-космических предприятий, ему придется найти для них работу - новую космическую цель. Т.е. мотиватором тут выступит не желание обогнать соперника, или, упаси Господи, покорение Вселенной, а только социально-экономический интерес в сохранении рабочих мест и производственных мощностей.
Будет ли это полет на Луну, астероид или на Марс - не известно. Но без новых амбициозных целей и без коммерческой деятельности, российская космическая отрасль, в нынешней форме, существовать не сможет. Я надеюсь, что такая цель будет поставлена, главное, чтобы по результативности это получился “Буран”, а не “Ангара”.
Источник:novayagazeta.ru