Шымкентский художник Зулкайнар Кожамкулов готовит «бомбу» для казахстанского художественного сообщества
На снимке: Зулкайнар Кожамкулов на фоне портрета Шамши Калдаякова.
Если художник на какое-то время исчезает - значит, это кому-нибудь нужно.
В данном случае – самому художнику и галерее-куратору.
Исчезнувший два года назад с выставок шымкентский художник Зулкайнар КОЖАМКУЛОВ и алматинская галерея Art Space.kz готовят «бомбу» для казахстанского художественного сообщества. Некоторые ингредиенты этой бомбы уже известны: стимпанк и поп-арт.
Два стиля, до сих пор не очень популярные в наших степях и уж тем более неожиданные для художника, чья историческая картина, написанная вместе с Бексеитом ТЮЛЬКИЕВЫМ - «Ұлы көш» - находится в резиденции президента.
Впрочем, Зулкайнар остается верен исторической и, скажем так, государственно-официальной теме, и работая в новых направлениях. Только представьте себе портрет Нурсултана НАЗАРБАЕВА, написанный в стиле поп-арт.
Кто «приговорил» художника к соцреализму?
- Зулкайнар, вы понимаете, как вы сейчас рискуете?
- Если что, у меня есть железобетонный «козырь» - наша первая историческая картина, написанная в суверенном Казахстане - «Ұлы көш». И если будут претензии – я о ней напомню. В конце концов, кто «приговорил» нас, художников, к пресловутому советскому соцреализму?
Если сравнивать живопись с архитектурой (а я считаю, такое сравнение имеет полное право быть): почему мы спокойно и даже с восхищением воспринимаем современную архитектуру в Астане, все эти «арты-марты», а в живописи – сразу вспоминаем о классических канонах? Почему я, художник, в своих работах всегда должен использовать, образно говоря, ласковые, но такие банальные и «заезженные» слова? А если я хочу... поругаться? Я имею в виду – цветом...
Чистый цвет у казахов в крови
- То есть для вас поп-арт – это прежде всего цвет?
- Для меня вообще живопись – это прежде всего цвет. Я давно занимаюсь декоративной живописью и считаю, что работа чистыми красками, чистыми цветами – это так же сложно, как реальный цвет. Но для нас, казахов, это естественно, чистый цвет у нас в крови: посмотрите на юрту, в которой все – от курак-корпе до баскуров – очень декоративно.
Посмотрите на цвета, которые там используются – они все чистые и яркие. Красный – так красный, синий – так синий... Но мы ушли от этого далеко, в Европу, к полутонам, к смешанным, «реальным» цветам, и не поняли, что Европа уже сама от этого ушла. Посмотрите, как сейчас работают европейские художники! Ярко и смело.
А мы опять отстаем. Как всегда и во всем – отстаем. И чтобы догнать, нам нужно совершить переворот – но, в отличие от политики, экономики, социальной жизни, переворот в искусстве можно сделать мягко, без жертв и... на казахском языке.
Я вот сегодня хочу свою живопись на казахском языке делать, используя наши древние наработки. Тот же чистый цвет, хотя это на самом деле не так просто: его нужно брать, как высокую ноту – прежде чем взять, надо ощутить внутри себя – какая она будет? Красная? Тогда она будет выбиваться и выпирать. Черная – она захватит тебя целиком. Найти нужный баланс, написать картину как мелодию. И если даже одна нота провалится – все, музыки не будет...
- Тогда объясните, почему в портрете композитора Шамши КАЛДАЯКОВА вы использовали такие... «ноты»?
- Могу сделать очень грубую «раскладку»: голубой цвет – потому что он автор нашего гимна. Красный – потому что он воспитывался и формировался в советское время. А желтый – потому что он с юга, солнечный, хотя и очень лиричный, человек и композитор...
В портрете другого музыканта, Нургисы ТЛЕНДИЕВА, я совсем другие цвета использовал. Этот момент тишины в степи, когда в воздухе чувствуется какое-то переливание. Вот это для меня – Тлендиев с его гениальной игрой на домбре в фильме «Кыз-Жибек», которую приплыли послушать, в полной тишине, даже лебеди. Я не мог не нарисовать его – я бы себе этого не простил. И я не мог в его портрете использовать такие яркие цвета, как в портрете Шамши...
Портрет Олжаса Сулейменова в стиле поп-арт.
- Нургиса Тлендиев, Шамши Калдаяков, Олжас СУЛЕЙМЕНОВ, Роза РЫМБАЕВА... По какому принципу вы выбирали героев для своих портретов в стиле поп-арт?
- Люди XX века.
Портрет Розы Рымбаевой, по словам художника, должен располагаться именно так.
Соберем батыра из того, что было...
- А для работ в стиле стимпанк?
- А здесь все решил сам стимпанк. Стиль, при котором шаг влево, шаг вправо карается расстрелом на месте. То есть стимпанк – это синтез старины и высоких технологий – и все тут! Ничего не поделаешь. Поэтому я взял старинного и очень традиционного для сегодняшнего казахстанского изобразительного искусства персонажа – батыра, но сотворил его...
- ...из того, что было. Из материалов, я так понимаю, собранных на свалках и т.д. Вы понимаете, как вы опять рискуете?
- Вообще не рискую.
- Ну, как же: у нас по стране стоят сотни конных памятников, помпезных, величественных, их открывали акимы и министры, их показывают высоким зарубежным гостям, ими невозможно гордятся... А Зулкайнар Кожамкулов делает конный памятник - батыра! - из металлолома. По-моему, есть в этом жесткая ирония.
Художник в процессе создания работы в стили стимпанк.
- У меня совсем другая мысль была. Я хотел показать, что проходят времена, сменяются эпохи, но остается главное – родина и стремление ее защищать. Раньше – на коне с копьем, сегодня – с совсем другим оружием, но политика остается неизменной: защищать свою землю.
- Не отдавать ее китайцам.
- Никому. И – я сейчас не о китайцах, но обратите внимание на позу моего батыра. Это древняя военная хитрость кочевников – отступая, заманить врага, окружить его и победить.
- Простите, но «напросилась» еще одна мысль: ваш батыр собран из запчастей. Значит, мы, как народ, тоже еще можем себя собрать?
- Вы знаете, это уже фантазия каждого. И кого она куда заведет, можно рассуждать бесконечно. Кто-то вообще может увидеть в моем батыре возможность создания машины, которая будет воевать за нас. У меня даже некоторые случайные зрители спрашивали: он у вас двигается? Я отвечал: да мотор забыли поставить...
Фото: автора и предоставлено галереей Art Space.kz.