Каковы источники пополнения партийной казны и как расходуются членские взносы 700 тысяч рядовых нуротановцев? Каков объем финансирования со стороны нацкомпаний и олигархических структур? В сети не раз
Партия «Нур Отан» выступила с очередной громкой и, надо признать, вполне здравой идеей. Суть ее заключается в следующих словах первого заместителя председателя партии Бауыржана БАЙБЕКА: «В течение месяца мы впервые в истории вообще политических партий нашей страны опубликуем финансовую отчетность партии».
Неизвестно, что подвигло правящую партию на такую ответственную и сильно обязывающую инициативу. Однако идея заслуживает всяческой (не только партийной, но и общественной) поддержки.
Что ж, «в течение месяца» хотелось бы увидеть реальную картину формирования и расходования бюджета самой многочисленной партии страны.
Например, каковы источники пополнения партийной казны, какова их доля и как расходуются членские взносы 700 тысяч рядовых нуротановцев? И каков объем финансирования со стороны национальных компаний и иных олигархических структур?
В сети не раз озвучивалась информация о том, как заставляли крупнейшие предприятия страны скидываться в общий партийный кошелек. Эту информацию пока никто не опроверг.
Важно и то, кто принимает такого рода решения о финансовом вспомоществовании. Если это акционерная компания, участвуют лт в принятии столь важного решения рядовые акционеры? Как проводятся эти платежи? Регулярно или по очередному звонку сверху, особенно накануне выборов?
Если это национальная компания со 100-процентным участием государства (то есть, государственная), знают ли о таком решении рядовые налогоплательщики, которые, кстати, являются членами не только «Нур Отана»? Кстати, почему из их бюджета должна финансироваться только одна партия? Где законодательно утвержденный принцип «невмешательства государства в дела общественных объединений»?
В общем, вопросов уйма. Думаю, что когда появится отчет по партийным финансам, можем их список продолжить.
Вместе с тем, хочу обратить внимание на следующую фразу первого зама лидера партии: «Думаю, после этого мы будем требовать, чтобы каждый благотворительный фонд, каждый корпоративный фонд, каждая неправительственная организация была публична». И еще: «Думаю, социальный заказ, благотворительную помощь надо оказывать только тем организациям, которые изначально ответственны, публичны и подотчетны».
Никак не отрицая формальную справедливость этих тезисов, хочу затронуть их... неформальную сторону.
А именно – сказать о том, как избирательно у нас работает законодательство об общественных объединениях! Например, в 2003 году я испытал это на своей шкуре, когда меня, как руководителя НПО «Реформа», судили по уголовной статье якобы за неуплату налогов и приговорили к одному году лишения свободы (правда, условно). Таким преследованиям подвергаются реально независимые общественные организации! А ведь это бумерангом бьет и по свободным средствам массовой информации, так как многие из них являются учредителями этих СМИ!
В общем, всем понятно, что острие критики и контроля фискальных органов будет направлено не в сторону правящей партии (Боже, упаси!) и ее «лоялистов», а против тех, кто неугоден действующей власти. Тем более что те, кто финансово хотели бы поддержать оппозиционную организацию или учрежденное ею СМИ, не стремятся афишировать свою политическую позицию и помощь независимым объединениям. Ибо такое «ненуротановское» поведение чревато известными последствиями.
Может, именно для этого и инициируется очередное нововведение от правящей партии?
(Автор – независимый политик)