Ораз ЖАНДОСОВ: КОМУ ОТДАТЬ ТРИЛЛИОН

6181 просмотров
0
Марат АСИПОВ
Понедельник, 24 Фев 2014, 00:00

Сегодня общий объем невозвратных и проблемных займов достигает 35-40 процентов от кредитного портфеля. Что может произойти с деньгами Национального фонда, которые выделяют малому и среднему бизнесу? Н

На днях глава государства объявил о том, что Национальный фонд будет распечатан.

Триллион тенге, или свыше пяти миллиардов долларов по новому курсу, будет направлено на поддержку малого и среднего бизнеса и инфраструктурные проекты. Последний раз деньги из Нацфонда извлекались на спасение банков, оказавшихся заложниками мирового кризиса ликвидности, лопнувшего пузыря на казахстанском рынке недвижимости и строительной пирамиды. Средства, направленные на выкуп акций коммерческих банков так и не вернулись в фонд будущих поколений в полном объеме, а коммерческие банки так и не справились со своими проблемами – общий объем невозвратных и проблемных займов достигает 35-40 процентов от кредитного портфеля. Что может произойти с деньгами Национального фонда, которые выделяют сегодня малому и среднему бизнесу? На этот вопрос отвечает известный экономист Ораз ЖАНДОСОВ.

- Насколько эффективным было решение спасать банки за счет средств Нацфонда?

- Деньги, вложенные государством в БТА и Альянс банк, по большому счету, не вернулись. Было несколько вариантов решения проблем этих банков и то, что выбрали вариант  вхождения государства в капитал БТА и Альянса, я считал и считаю самым неудачным. Что жизнь и показала.  Потери государства только по БТА составили порядка 7-8 миллиардов долларов.

- Теперь государство собирается выделить триллион тенге малому и среднему бизнесу. Кого конкретно будут спасать?

- Речь не только о малом и среднем бизнесе. Будут еще вроде бы инфраструктурные проекты и индустриализация. С одной стороны, выделение денег из Нацфонда – это смягчение последствий девальвации. С другой стороны, вопрос выделения денег из Нацфонда в качестве источника фондирования инвестиционных кредитов обсуждается уже достаточно  давно. Дело в том, что у банков мало ресурсной базы (прежде всего – тенговых сбережений населения), чтобы давать кредиты в тенге на длительные сроки и по приемлемой ставке для конечного заемщика. Понятно, что так проведенная девальвация тоже, скажем так,  не повысила доверие населения к сбережениям в тенге. Поэтому у нас кредиты для вложения в основной капитал, то есть инвестиции, недостаточно дешевые, короткие и зачастую выдаются в долларах.

Понятно, что и так в любом не сырьевом или не связанном с государством казахстанском бизнесе миллион рисков. Если еще и финансовые ресурсы становятся проблемой, то сложно рассчитывать на развитие малого и среднего бизнеса, на развитие не сырьевых проектов, которые должны составлять основу индустриального развития и диверсификации. Поэтому уже пару лет обсуждают необходимость выделить средства из сберегательной части Нацфонда.  При этом, госчиновники в основном высказывались, что не надо этого делать – в том числе и Марченко, и Келимбетов. Причем, Кайрат Келимбетов говорил так  и на своем прежнем месте, и когда возглавил Национальный банк.  Теперь президент решил все-таки выделить такие ресурсы – дать долгосрочное и относительно дешевое фондирование банкам. Сразу возникает несколько вопросов. Первый вопрос – все ли эти деньги выделяются на улучшение условий кредитования конечных заемщиков? Или еще какие-то вложения будут?

Насколько я понимаю, Кайрат Нематович лоббирует идею, чтобы половина этой суммы пошла на выкуп проблемных кредитов. Я сам против того, чтобы на выкуп проблемных кредитов вообще выделялись деньги. Что получается: прошло пять лет с тех пор как начали «спасать» отечественную банковскую систему, все  - кто мог - получили ордена, а от последствий того кризиса банки еще не «оздоровились»?  Пропускать деньги Нацфонда можно только через здоровые банки.

Далее нужно понять, о каких пропорциях пойдет речь между кредитованием новых проектов и рефинансированием существующих заемщиков.

Банки говорят, что минимум половину этих средств надо дать на то, чтобы рефинансировать существующих заемщиков, у которых условия кредитования хуже. Если  таргетировать для конечного заемщика ставку вознаграждения семь процентов годовых в тенге, то понятно, что те, кто получил кредиты месяц, год, три года назад по худшим условиям, худшим ставкам, а может и в долларах, окажутся в худших условиях независимо от других факторов. Банки считают, что будет лучше, если половину средств потратить на то, чтобы рефинансировать своих заемщиков по новым условиям.

- Что вы ожидаете от такого выделения средств?

- Прогнозировать последствия можно будет только тогда, когда станет известна окончательная сумма и сделан выбор конфигурации выделения средств. Если 500 миллиардов направят на выкуп проблемных кредитов - это одни ожидания, если не дадут – другие.

- С этим правительством, этим парламентом и правящей партией дойдут ли деньги до малого и среднего бизнеса?

- Вопрос в том, на ком будет окончательный кредитный риск? На банках или на госструктурах,  какая часть денег будет направлена через банки, а какая – останется в холдинге «Байтерек»?  Хотя банки, понятно, тоже не святые у нас...

- Но в целом, выделение одного триллиона тенге, на ваш взгляд, это правильная мера?

- Я считаю,  что  правильная мера – это системно снижать стоимость заимствования конечному заемщику по инвестиционным кредитам. Но надо сделать это так, чтобы не возникло искажающих моментов. Под искажающими моментами я подразумеваю вариант, при котором  возникнет несколько разных «полян» кредитования. На одной поляне будут давать кредиты по одним условиям, а где-то по рыночным ставкам. Тогда точно будет почва для злоупотреблений. Где очередь – там, сами знаете, что получается…

На мой взгляд, самое правильное было бы этот нацфондовский триллион использовать в целом на приведение всех (и МСБ, и индустриализация) уже выданных инвестиционных кредитов в параметры примерно 7 процентов годовых в тенге и на срок 7-10 лет. И в дальнейшем проводить соответствующую политику. Естественно,  это - исключая госкомпании и сырьевые предприятия, которые и так имеют доступ к дешевому финансированию. На долгосрочное кредитование приобретения жилья логично направить наши обязательные пенсионные сбережения.

 

  

 

 

Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Бигельды Габдуллин: «Мы все в одной лодке»
Президент ПЕН-клуба о деградации общества и страхе власти перед правдой
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента