Депутатов возмутило привилегированное положение иностранных компаний
На снимке: Нурлан Нигматулин.
Депутаты обнаружили, что при строительстве транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай» большинство подрядных работ выигрывают иностранные компании. Наблюдательность проявил Павел КАЗАНЦЕВ, о чем он не преминул сообщить в понедельник, 22 ноября, министру по инвестициям и развитию Женису КАСЫМБЕКУ в ходе пленарного заседания в мажилисе. Народный избранник попросил объяснить чиновника, почему зарубежные организации находятся в более привилегированных условиях, чем казахстанские компании?
Министр отрицать тенденцию не стал. Но при этом отметил, что, когда реализовывался проект «Западная Европа – Западный Китай», из 47 контрактов более 30% были подписаны с казахстанскими дорожно-строительными компаниями.
- На тот период многие наши компании не имели соответствующей квалификации и опыта работы по международным контрактам и займам. Сегодня я могу сказать, что по итогам работы по проекту «Западный Казахстан – Западный Китай» и многих других проектов, которые финансируются через международные финансовые институты, очень активно казахстанские компании участвуют. Сегодня, по данным банков, на 48 участков различные казахстанские компании подали заявки, - сказал Женис Касымбек (на снимке).
Он также отметил, что в этом году в Грузии конкурсы по двум проектам Азиатского банка развития выиграли казахстанские компании.
Однако депутаты оптимизма чиновника не разделили. Спикер мажилиса Нурлан НИГМАТУЛИН отметил, что Женис Касмбек рассказал только об одной части проблемы.
- Иностранные компании имеют доступ к более дешевым кредитам на внешнем финансовом рынке. Соответственно имеют и тот резерв, и ту возможность демпинговать. И в итоге выигрывают тендеры. Вы абсолютно правы, наши компании в этих условиях жестких работают. И примеры вы правильные привели. Но только Грузия. Пока мы не будем иметь для компаний, работающих в инфраструктурных или вообще в реальном секторе экономики, определенных условий по кредитованию «мягкими и длинными» деньгами, трудно им работать, - заявил он.
Председатель палаты предложил правительству и Национальному банку подумать над удешевлением кредитных ресурсов для отечественных компаний, работающих в реальном секторе экономики.
- Столько лет говорим, но ни Национальный банк, ни правительство еще шагу не сделали. Надо сказать, что данная тенденция демпинга перешла и на наши внутренние конкурсные процедуры. Причем повсеместно – и в строительстве, и в жилищно-коммунальном хозяйстве, и во всех других сферах. Что происходит у нас? Недобросовестные подрядчики заключают договоры по демпинговым ценам и в дальнейшем не только не выполняют свои условия, но и начинают требовать дополнительные средства. В итоге происходит удорожание и работ, и всех услуг, - упрекнул Нурлан Нигматулин кабмин. - Уже пора внести конкретные предложения над тем, чтобы более жестко внести механизм антидемпинговый при осуществлении государственных услуг. Согласны? Ну, так пора действовать, если согласны. Головой вы активно киваете, а работаете пока слабо. Мы должны защитить отечественный бизнес, законодательно предотвратить и устранить недобросовестную конкуренцию.
Спикер мажилиса также подчеркнул, что банки сегодня даже не рассматривают заявки на кредиты менее 5 млн долларов.
- А как финансировать малый и средний бизнес? Как финансировать компании, которые участвуют в реальном секторе экономики, ремонт жилищно-коммунального хозяйства, строительство дорог в селах, районах? Надо все эти вопросы отработать, - отметил депутат.
Еще один вопрос, который заинтересовал парламентариев – привлечение консультантов по надзору за строительством и по управлению проектом. В рассматриваемом на пленарном заседании соглашении о займе между Казахстаном и Международным банком развития и реконструкции по развитию автодорог «Юг-Запад» было предусмотрено включение дополнительных участков: 85 км дороги «Курты – Бурылбайтал» и 96 км дороги «Узынагаш – Отар».
- Сумма затрат на консультантов составляет 12,7 миллиона долларов. Так как сумма немалая, скажите, пожалуйста, в чем необходимость привлечения этих двух консультантов и какая разница между этими двумя услугами? – спросила депутат Айзада КУРМАНОВА.
Кроме того, она попросила рассказать министра, какую ответственность несут эти консультанты.
- Это две разные услуги. Контроль за качеством строительства предполагает, что осуществляется с начала первого дня строительства до его завершения – за сроками строительства, за качеством строительства, за качеством материалов, лабораторные исследования и другое техническое сопровождение, связанное с качеством строительства. По правилам международных банков на всех проектах привлекаются независимые консультанты, которые гарантируют и обеспечивают независимую оценку качества строительства, - рассказал Женис Касымбек.
При этом он отметил, что контроль качества строительства осуществляют также областные дорожные лаборатории.
- Но это следующая ступенька контроля качества, которая подтверждает, например, для самого подрядчика на новом объекте, что его объект был «проаудирован» и он был качественно построен, - пояснил министр.
Консультанты по управлению проектом, по словам чиновника, оказывают помощь государственному органу – комитету и министерству – в целом по управлению проектом, по работе с банками, по работе со всеми участниками проекта.
- На этих консультантов по соглашениям с международными банками определяется параметр – до 5% от суммы проекта. В данном проекте это порядка 4,1-4,2%. В республиканских проектах, которые мы строим за счет бюджета, это соотношение, примерно, 2,5% от стоимости проекта, - сообщил Женис Касымбек.
А вот на третий вопрос – об ответственности консультантов в случае каких-то недоработок – министр по инвестициям и развитию ответить почему-то забыл.