Неказахские сюжеты Ляйлим Имангазиной

9815 просмотров
0
Юлия МИЛЕНЬКАЯ
Суббота, 08 Апр 2017, 13:30

Ее Томирис поет на русском языке, Кармен - дефилирует по подиуму, а сама режиссер, по ее собственному признанию, 25 лет - как на американских горках: то вверх, то вниз...

Читайте также
Потомки батыра "наехали" на Бердыбека Сапарбаева

Это она два года назад посадила тореадора Эскамильо на мотоцикл, вывела танцовщицу Кармен на подиум, а из солдата Хозе сделала «секьюрити». Бог его знает, чего ждал зритель в этом году от новой постановки «Риголетто» в ГАТОБ имени Абая - что придворный шут станет квнщиком или резидентом Comedy Club?

Но оперный режиссер, заслуженный деятель РК Ляйлим ИМАНГАЗИНА (на снимке) снова удивила публику: в этот раз классика осталась классикой до конца - и в костюмах, и в декорациях, и в самом сюжете.    

– В конце девяностых - начале «нулевых» режиссура в мировой опере начала развиваться в двух направлениях:  аутентичном и современном, - рассказывает Имангазина. – Ярким примером эксперимента как раз стала опера «Риголетто» в Англии: Риголетто стал барменом. Сюжеты всех опер актуальны и современны всегда, поэтому почти каждую можно перестроить на сегодняшний лад. Другое дело, что бывают удачные и неудачные переносы...

Читайте также
Кайрат Нуртас замахнулся на «Келiн»

Надо помнить, что Геродот был далеко не казахом

– После премьеры новой «Кармен» в ГАТОБ имени Абая зрители разделились на два лагеря. Кто-то (как раз!) посчитал ее редкой удачей, кто-то – наоборот.  

– Дело в том, что некоторые зрители не увидели саму сердцевину. Мы с народным художником России, лауреатом Государственной премии РФ Вячеславом ОКУНЕВЫМ поработали лишь над визуальными знаками. Драматургическая же линия между героями развивалась в традиционном контексте. В итоге «Кармен» получилась неким стебом над стереотипами людей, в том числе и стереотипами об Испании. Когда я писала либретто к опере «Томирис», мне тоже говорили, что это не казахский сюжет.

Но надо же понимать, что впервые история о Томирис была упомянута Геродотом в 4 веке до н.э. Во-первых, Геродот был далеко не казахом, во-вторых, он сам услышал историю о Томирис благодаря своим странствиям. Никто не был истинным свидетелем этой истории. Все это фантазии на тему. Точно так же дело обстоит и с «Кармен». Новая постановка – это наш калейдоскоп знаний об Испании, сложенный по фильмам Педро Альмадовара, Карлоса Сауры...

- И как пришла идея постановки - после просмотра фильма Альмадовара?

– Мысль модернизировать оперную постановку ко мне пришла еще во время работы над оперой «Богема» Джакомо Пуччини десять лет назад. Тогда мне показалось, что ни зритель, ни театральная труппа не готовы к этому. Сейчас же сменилось поколение исполнителей в нашем театре. Оно уже воспитано на современных телевизионных каналах, Интернете, имеет клиповое мышление.

Я поняла, что время пришло. Более того, выросло и зрительское восприятие. Зритель тоже стал толерантен к подобным экспериментам. Однако нельзя обольщаться и переделывать все направо и налево. Существуют произведения, которые, на мой взгляд, нельзя трогать совсем. «Кармен» же является самым благодатным материалом для каких-то интересных находок. 

Читайте также
Песня про зайцев Арыстанбека Мухамедиулы

Я оставляю за собой право экспериментировать

– То есть критика вас не испугала и не дала повода усомниться в том, что время экспериментов уже пришло и в нашу страну?

– Я очень рада, что позволила себе этот эксперимент – впрочем, так же, как и с «Томирис». Мне кажется, что да, новая волна восприятия оперы дошла и до Казахстана. Я оставляю за собой право экспериментировать и далее. Тем не менее, мое образование, мой опыт позволяют трезво относиться к этим вещам. Поэтому я не экспериментировала в «Травиате» и «Риголетто».

Мы сделали рискованный шаг с «Кармен» для того, чтобы привлечь к нашему театру и опере в целом тех людей, кто до этого времени даже и не знал, где в нашем городе находится оперный театр. Сейчас же стало престижно ходить в театр и разбираться в опере. Наконец-то проснулись музыковеды, критики, блогеры. Пусть они меня ругают, говорят какие-то нелицеприятные вещи, иногда очень справедливые, а иногда эмоционально-дилетантские, радует одно – театр жив.

– И не теряет зрителя?

– Вы что? Наоборот. Благодаря новой «Кармен» мы привели зрителя в зал. Это и есть наша главная задача.  А дальше можно говорить о другой цели - образовательной. Молодое поколение зрителей, увидев «Кармен», заинтересовалось и другими постановками, и уже тогда стала воспринимать оперу в ее классическом виде - без дополнительных спецэффектов. 

Читайте также
Оркестр, как государство, бывает демократичным или авторитарным

– А казахские оперы в современной интерпретации наш зритель готов слушать?

– Здесь должен быть очень деликатный подход. Почему сегодня мы часто видим обращение к историческим сюжетам не только в опере, но и во многих других жанрах искусства? Казахстан – молодая страна. Происходит самоидентификация нации, возникла потребность обращения к своим истокам. «Томирис» – как раз взгляд в глубины истории. При этом использовалась современная музыка и даже в костюмах артистов  можно было найти архаичные элементы, но – в современной стилистике.  

Специальность, которой не учат

– Женщина-режиссер уже само по себе звучит, скажем так, достаточно непривычно. Что уж говорить о режиссуре в оперном искусстве!

– Я бы не стала делать акцент на гендере. Другой вопрос, что оперный режиссер – довольно редкая профессия. В настоящее время сложно с этой специальностью.

– У нас или вообще в мире?

– У нас. Об этом надо задуматься. В нашей стране этой специальности не учат. Она была в советское время только в ГИТИСе (Государственный институт театрального искусства – именно его закончила Ляйлим, - авт.) и в ЛГИТМиКе (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии). Впрочем, и сегодня там каждый год выпускается около 20 человек, однако работать по специальности идут единицы. 

– Как вы думаете, почему так происходит?

– Сцена проверяет всех на выдержку и многие другие нужные для этой профессии качества. Здесь одного таланта мало. Нужно быть очень упертым и влюбленным в свое дело. Да и дивидендов здесь не так много - они приходят лишь через много лет после постановки хорошего спектакля. В нашей профессии можно говорить о «долгосрочных инвестициях». Мало поставить один удачный спектакль, нужно иметь в наличии несколько успешных работ, тогда только люди тебе поверят. Молодому специалисту важно наладить хороший контакт и с людьми, с которыми работаешь.

У меня, к счастью все сложилось быстро и хорошо. На сегодняшний день я уже успела поработать с тремя поколениями артистов. В свое время, правда, я уходила из театра - когда он был на реконструкции, потом я занималась воспитанием ребенка. Были ситуации, когда мне не давали ставить спектакли, считая, что лучше приглашать со стороны, в частности - режиссеров из Италии. Я очень долго доказывала свою состоятельность. На протяжении всех 25 лет работы в театре испытываю эффект американских горок – то вверх, то вниз...

Читайте также
Праздник джаза и свободы

Опера – это дорогое удовольствие во всех смыслах

– Мы с вами говорили о современном прочтении классической оперы – а как обстоят дела с современной оперой? В мире и в нашей стране - есть у нас свои имена в этом жанре?

– Современный оперный материал сложно воспринимается. Когда я стажировалась в Италии, этот вопрос поднимался среди профессионалов. Хотя в Италии очень много современных композиторов. На западе очень популярны оперы Шостаковича, в частности, «Леди Макбет», и Прокофьева.

Хотя сегодня их уже нельзя назвать нашими современниками. Композитор, взявшийся за написание оперы, должен предложить не только достойный сюжет, но и быть весьма убедительным в музыкальном плане. Это произошло у Жубанова и Хамиди, когда они написали оперу «Абай». Пока же я не слышала какого-то достойного материала у наших современных композиторов. Трудно предположить, появится ли такой вообще. Хотя хочется надеяться. Опера – продукт дорогостоящий, и экспериментировать на зрителях очень опасно. 

– Можно ждать интересные оперные проекты в ГАТОБе в ближайшее время?

– Были времена, когда мы вообще не имели средств на новые постановки. Сегодня надо отдать должное Министерству культуры и спорта Казахстана, благодаря которому мы можем позволить себе три-четыре постановки в сезон. В скором времени мы будем работать над новым материалом - это «Золушка» Джоаккино Россини. В процессе обсуждения обновленные сценические версии «Севильского цирюльника» Россини, «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы»  Чайковского, «Фауста» Шарля Гуно. Из новых постановок мы предложим зрителю оперу французского композитора Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» и «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева. Мне кажется, что уже сами названия последних опер привлекут внимание наших зрителей.

- И последнее: есть вопрос, на который бы вам хотелось ответить, но журналисты не задают его?

- Есть! О статусе нашего театра. Думаю, что ГАТОБ имени Абая имеет право получить особый статус - национальной оперы. Ведь именно на этой сцене, имеющей уникальную самобытную историю, зачинались сами жанры оперы и балета в Казахстане...

Фото из архива ГАТОБа имени Абая.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




публицист, иноагент России
В Казахстане, по мнению Станислава Черчесова, сидят колонизированные нами отсталые народы. Поэтому можно положить ноги на стол и издеваться над казахским языком. Как россиянин, я должен за него извиниться.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
Посетитель следственного изолятора в Караганде избил сотрудников ДУИС
Ранее он уже был осуждён к 15 годам строгого режима за убийство, но главное – к кому он пришёл на свидание
Устроивший ДТП мопедист признан свидетелем аварии
В Алматы судят водителя минивэна, не сумевшего увернуться от мопеда с пассажиром
Правительство отпускает цены на бензин и дизтопливо
Не решён только вопрос, как повышать цены на 2 тенге ежемесячно или на 10 тенге в квартал
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Кто, как, когда - голосует в Америке
Краткий обзор избирательной системы США
Апофеоз живой музыки: Почему полвека назад караоке не было места в СССР
Фоторепортаж из прошлого от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Как советник Бектенова обманул казахстанцев
Любитель бокса Маржикпаев решил, что акробатика, являющаяся базой для остальных видов спорта, стране не нужна, но обманывал, что нужна
Суд своеобразно защитил фермера, недовольного тем, что ему отказали в льготном кредите
Фермер обозвал любовниками тех, кто, по его мнению, виноват в отказе
Житель области Абай поделился интернетом со знакомым и потерял полтора миллиона тенге
Знакомый, получив смартфон, не удержался от соблазна и оформил на него кредит
Прокуратура Алматы намерена изъять яблоневые сады генерала Новикова
Соответствующий иск был принят в производство суда
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Президент и крестьяне
Земельные кадастры - как инструмент восстановления справедливости (или передела незаконно захваченного)
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.