Как в Казахстане финансируются научно-технические разработки
Вчера, 10 сентября, министр по инвестициям и развитию Асет ИСЕКЕШЕВ побывал в Алматы на выставке инновационных проектов, а во второй половине дня отправился на Капшагайскую трассу - проверить, как идет строительство новой дороги.
В 8.15 утра журналистов ожидал автобус для поездки в Специальную экономическую зону "Парк инновационных технологий" (СЭЗ "ПИТ"). Судя по надписи на борту, автобус принадлежит самому современному и передовому в стране инновационному технологическому парку, но произведен он был, скорее всего, еще в прошлом столетии.
По приезду журналисты хотели прогуляться по участку, на котором расположен СЭЗ "ПИТ", но одному из молодых людей в строгом костюме это не понравилось: "Уважаемые, пройдите в помещения", - с интонацией патрульного полицейского обращался он к фотокорреспондентам.
Через несколько минут прибыли и виновники торжества - министр Исекешев и аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК со своей свитой. Гости не без интереса прошлись по выставочному залу, где им подробно рассказали о представленных здесь экспонатах.
После этого журналистов отправили в конференц-зал, потому что там должно было пройти подписание меморандума между Министерством по инвестициям и развитию (МИР) и акиматом Алматы на 2015-2016 годы - "по энергосбережению и энергоэффективности, инвестициям, туризму, индустриальной инфраструктурой, гражданской авиации, транспортной отрасли, инноваций и технологий", как написали в пресс-релизе. Подписание документа, правда, состоялось не в конференц-зале, а в другом помещении, но туда уже не пропустили ни большинство журналистов, ни собственно самих разработчиков.
Мы с коллегами решили изучить собственно сами экспонаты.
- Это специальные устройства, которыми в обязательном порядке должны будут быть оснащены все без исключения автомобили стран Евразийского союза (ЕАС) с 1 января 2017 года, - начал рассказывать один из участников выставки, показывая на какие-то микросхемы.
- Частные автомобили тоже?!
- Обязательно. Частные еще и должны будут установить специальную систему экстренного оповещения при авариях и катастрофах - продолжил наш собеседник Алексей ПАНОВ, руководитель патентной службы Научно-исследовательского института транспорта и коммуникаций (НИИ ТК).
Минимальная стоимость одного прибора 100 долларов. Расчет в долларах из-за того, что в Казахстане не производят такое оборудование.
- В Казахстане вообще не производится радиоэлектроника, последнее производство печатных плат, которое было в Курчатове, ликвидировано более двух лет назад, - объяснил Алексей Панов. - Мы вынуждены печатные платы блоками заказывать за рубежом, всю электронную комплектацию, например, модемы и контроллеры, мы тоже получаем из-за рубежа – из Бельгии, Китая, России.
- А здесь-то что тогда делаем?
- Здесь была разработана программа, наша топология печатной платы, - объяснил ученый. - В Казахстане, даже если построить такие заводы, то это будет очень дорогое производство. Поэтому наиболее выгодным считается Китай.
При этом, отечественные компании, разрабатывающие отечественную программу для такого оборудования, денег у государства не получают. Кстати, не очевидна и роль самой СЭЗ "ПИТ", которая оторвана от ведомства г-на Исекешева, так как основное финансирование получает некий Кластерный фонд.
- Совершенно не понятна роль в развитии СЭЗ "ПИТ" этого Кластерного фонда, который создали весной, - рассказывает вице-президент Ассоциации содействия развитию Парка информационных технологий "Alatau IT City" Ерсин КОККОЗОВ. - С его созданием ничего не изменилось, мы видим только надстройку в виде аппарата Кластерного фонда с огромным финансированием от Министерства по инвестициям и развитию. А мы слышали, что туда перечислено более 300 миллионов тенге. При этом мы на свои разработки не получаем даже тысячи тенге от этого министерства. Если уже есть СЭЗ "ПИТ", то для чего создали еще этот фонд, от которого мы не получаем никаких заказов.
Ученые технопарка большие надежды возлагают на новую администрацию города и надеются, что, наконец, начнется прямое их сотрудничество. Однако компании, которые выставили здесь свою продукцию, ожидали другого эффекта от мероприятия – они ждали прямых переговоров с министром, на которых бы он выслушал все предложения и замечания:
- Самая большая беда всех технопарков и свободных экономических зон в том, что в стране нет механизма финансирования новых научно-технических разработок, - объяснил Ерсин Коккозов, - Есть так называемые институты развития, есть Национальное агентство по технологическому развитию (НАТР), но за все годы существования я не видел, чтобы они хоть что-то реализовали. Вся статистика у них на бумаге, а на выставках и других подобных мероприятиях они используют нас.
Не более часа Асет Исекешев и Бауыржан Байбек пробыли в "Парке инновационных технологий". Министра ждала очередная встреча с журналистами на Капшагайской трассе. Здесь высокого гостя встречал уже аким Алматинской области Амандык БАТАЛОВ.
Журналистам рассказали, что стоимость 1 километра дороги Алматы-Капшпгай стоит 3 миллионов долларов, а деньги на строительство выделил Китай. Сдать этот участок планируют уже в декабре этого года.