Надстройка Исекешева

2868 просмотров
0
Анна КАЛАШНИКОВА
Пятница, 11 Сен 2015, 15:05

Как в Казахстане финансируются научно-технические разработки

Вчера, 10 сентября, министр по инвестициям и развитию Асет ИСЕКЕШЕВ побывал в Алматы на выставке инновационных проектов, а во второй половине дня отправился на Капшагайскую трассу - проверить, как идет строительство новой дороги.

В 8.15 утра журналистов ожидал автобус для поездки в Специальную экономическую зону "Парк инновационных технологий" (СЭЗ "ПИТ"). Судя по надписи на борту, автобус принадлежит самому современному и передовому в стране инновационному технологическому парку, но произведен он был, скорее всего, еще в прошлом столетии.

По приезду журналисты хотели прогуляться по участку, на котором расположен СЭЗ "ПИТ", но одному из молодых людей в строгом костюме это не понравилось: "Уважаемые, пройдите в помещения", - с интонацией патрульного полицейского обращался он к фотокорреспондентам.

Через несколько минут прибыли и виновники торжества - министр Исекешев и аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК со своей свитой. Гости не без интереса прошлись по выставочному залу, где им подробно рассказали о представленных здесь экспонатах.

После этого журналистов отправили в конференц-зал, потому что там должно было пройти подписание меморандума между Министерством по инвестициям и развитию (МИР) и акиматом Алматы на 2015-2016 годы - "по энергосбережению и энергоэффективности, инвестициям, туризму, индустриальной инфраструктурой, гражданской авиации, транспортной отрасли, инноваций и технологий", как написали в пресс-релизе. Подписание документа, правда, состоялось не в конференц-зале, а в другом помещении, но туда уже не пропустили ни большинство журналистов, ни собственно самих разработчиков.

Мы с коллегами решили изучить собственно сами экспонаты.

- Это специальные устройства, которыми в обязательном порядке должны будут быть оснащены все без исключения автомобили стран Евразийского союза (ЕАС) с 1 января 2017 года, - начал рассказывать один из участников выставки, показывая на какие-то микросхемы.

- Частные автомобили тоже?!

- Обязательно. Частные еще и должны будут установить специальную систему экстренного оповещения при авариях и катастрофах - продолжил наш собеседник Алексей ПАНОВ, руководитель патентной службы Научно-исследовательского института транспорта и коммуникаций (НИИ ТК).

Минимальная стоимость одного прибора 100 долларов. Расчет в долларах из-за того, что в Казахстане не производят такое оборудование.

- В Казахстане вообще не производится радиоэлектроника, последнее производство печатных плат, которое было в Курчатове, ликвидировано более двух лет назад, - объяснил Алексей Панов. - Мы вынуждены печатные платы блоками заказывать за рубежом, всю электронную комплектацию, например, модемы и контроллеры, мы тоже получаем из-за рубежа – из Бельгии, Китая, России.

- А здесь-то что тогда делаем?

- Здесь была разработана программа, наша топология печатной платы, - объяснил ученый. - В Казахстане, даже если построить такие заводы, то это будет очень дорогое производство. Поэтому наиболее выгодным считается Китай.

При этом, отечественные компании, разрабатывающие отечественную программу для такого оборудования, денег у государства не получают. Кстати, не очевидна и роль самой СЭЗ "ПИТ", которая оторвана от ведомства г-на Исекешева, так как основное финансирование получает некий Кластерный фонд.

- Совершенно не понятна роль в развитии СЭЗ "ПИТ" этого Кластерного фонда, который создали весной, - рассказывает вице-президент Ассоциации содействия развитию Парка информационных технологий "Alatau IT City" Ерсин КОККОЗОВ. - С его созданием ничего не изменилось, мы видим только надстройку в виде аппарата Кластерного фонда с огромным финансированием от Министерства по инвестициям и развитию. А мы слышали, что туда перечислено более 300 миллионов тенге. При этом мы на свои разработки не получаем даже тысячи тенге от этого министерства. Если уже есть СЭЗ "ПИТ", то для чего создали еще этот фонд, от которого мы не получаем никаких заказов.

Ученые технопарка большие надежды возлагают на новую администрацию города и надеются, что, наконец, начнется прямое их сотрудничество. Однако компании, которые выставили здесь свою продукцию, ожидали другого эффекта от мероприятия – они ждали прямых переговоров с министром, на которых бы он выслушал все предложения и замечания:

- Самая большая беда всех технопарков и свободных экономических зон в том, что в стране нет механизма финансирования новых научно-технических разработок, - объяснил Ерсин Коккозов, - Есть так называемые институты развития, есть Национальное агентство по технологическому развитию (НАТР), но за все годы существования я не видел, чтобы они хоть что-то реализовали. Вся статистика у них на бумаге, а на выставках и других подобных мероприятиях они используют нас.

Не более часа Асет Исекешев и Бауыржан Байбек пробыли в "Парке инновационных технологий". Министра ждала очередная встреча с журналистами на Капшагайской трассе. Здесь высокого гостя встречал уже аким Алматинской области Амандык БАТАЛОВ.

Журналистам рассказали, что стоимость 1 километра дороги Алматы-Капшпгай стоит 3 миллионов долларов, а деньги на строительство выделил Китай. Сдать этот участок планируют уже в декабре этого года.

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером