На журфаках этому не учат

3524 просмотров
0
Ратель
Четверг, 21 Ноя 2019, 11:30

В театре ARTиШОК задались вопросом о судьбе расследовательской журналистики в Казахстане

В спектакле "Норд-Ост" ARTиШОКа одной из сюжетных линий стала работа съемочной группы телеканала, которая ведет хронику теракта, а прототипом журналистки - Анна ПОЛИТКОВСКАЯ, которая участвовала в переговорах с террористами во время захвата здания театрального центра на Дубровке в 2002 году. Ее журналистские расследования по больше части были связаны с ситуацией в Чечне.

Журналистское расследование - жанр сложный, и только единицы в профессии имеют силы и талант к этому. В Казахстане в последние годы со словом "расследование" ассоциировалось единственное СМИ - Ratel.kz, на днях возобновившее работу после продолжительной блокировки. Расследовательским "Ратель" делал журналист Геннадий БЕНДИЦКИЙ, которого нет в живых вот уже два года.

Как сейчас обстоит дело с расследованиями в отечественных медиа, мы спросили у алматинских журналистов - Зарины АХМАТОВОЙ и Ульяны ФАТЬЯНОВОЙ.

Зарина Ахматова, журналистка:

Читайте также
Возвращение Рателя

- Романтическая журналисткая интенция – раскопать и рассказать обществу сокрытое от него, в реальности много раз меняла мир и нашу действительность. "Уотергейт", расследования страшных эпизодов почти всех военных конфликтов, вскрытые тайны в области экологии, медицины, церквей и политических систем, сегодняшние YouTube проекты, которые устами и глазами журналистов и блогеров, пришедших в интернет, по-новому и впервые за долгое время рассказывают о терактах 15-тилетней давности в соседней России. Расследовательская журналистика – удел смелых, сильных, по-хорошему голодных профессионалов, кристаллизованная миссия большого журналиста. Свежий из примеров – кампания в защиту российского журналиста Ивана ГОЛУНОВА, которому (уже доказано) подкинули наркотические средства, дабы помешать его расследованию о похоронном бизнесе. Королем жанра у нас, в Казахстане, пожалуй, всегда был покойный Геннадий Бендицкий, и после него сложно сходу называть фамилии. Но по-прежнему остается очевидным – санитарная миссия расследователей: дать знать, что они есть, и в случае чего, эксгумируют то, что обличенные хоть какой-то властью (не обязательно политической) утаивают от общества.

В казахстанской новой истории, как ни грустно, нет ни школы, ни традиции жанра расследования. Так уж вышло, что себе дороже – в лучшем случае, сайты блокируют (и за меньшие деяния). “Ратель”, что специализировался на таких социально-важных журналистских "раскопках" больше полутора лет тягался за право вернуть себе возможность продолжать работу. И удивительно, что вообще это получилось сделать.

Есть еще маленькие региональные редакции, которые каждый день продолжают доказывать, что общество имеет право на информацию и правду, и каждый день несут какие-то боевые потери. Но в целом, жанр журналистского расследования – точка исхода казахстанской журналистики. Как будто его всегда было в дефиците, а теперь и вовсе – трудно найти сколько-нибудь показательные примеры. Хотя на деле, журналисты этого жанра – это та инстанция, в которую идут, когда больше никто не помог. Хорошо, если они не нужны, но плохо, что их нет, если они понадобятся.

Ульяна Фатьянова, журналистка:

Читайте также
Геннадий Бендицкий. Избранное. Арканкерген: бойня на границе

- Сложно говорить о расследовательской журналистике в нашей стране, потому что ее сейчас почти нет. Некоторые пытаются что-то сделать, например, те, кто работает с data данными, но это мне кажется, какие-то осколки. Или наоборот, первые осторожные шаги. Единственное имя, которое легко ставят рядом со словосочетанием "журналистские расследование" в Казахстане – это Геннадий Бендицкий. Но когда он делал свои расследования, я была слишком маленькая – и по возрасту, и в профессиональном плане.

Почему у нас нет громких расследований? Я вижу несколько причин. Во-первых, на журфаках этому не учат, справедливости ради, там вообще учат абы как. Во-вторых, придя уже в редакцию, попасть под крыло к крутому редактору, который смог бы объяснить, что и как делается в этом мире, - это большая удача, и не всем так везет. А еще не все готовы пахать.

Расследование – это кропотливый труд, который занимает много времени. Если у тебя как у журналиста план на десять материалов в неделю, ты крутишься, как белка в колесе, и у тебя ни времени, ни желания что-то расследовать не остается. И еще одна важная проблема – это менталитет, его особенно в регионах видно. Когда ты подходишь к какому-то важному агашке, задаешь ему какой-нибудь неудобный вопрос, а на тебя какие-то непонятные люди начинают "шикать": зачем у такого большого человека такие глупости спрашиваешь, поимей уважение. В общем, неприлично у нас что-то расследовать.

Источник

Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Бигельды Габдуллин: «Мы все в одной лодке»
Президент ПЕН-клуба о деградации общества и страхе власти перед правдой
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Теперь Минфин знает, кто чем торгует и сколько зарабатывает
Казахстан завершает цифровизацию госфинансов
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента