У трети врачей оказался повышенный уровень тревожности, пятая часть ищет обнадеживающую информацию у инфлюенсеров
Научный кружок кафедры персонализированной медицины и педиатрии Павлодарского филиала НАО "Медицинский университет Семей" решил выяснить - какие изменения происходят с ними, как с преподавателями, врачами, студентами, учеными.
- Студентами кафедры являются интерны, резиденты и магистранты, - рассказывает ассистент кафедры и по совместительству психиатр-нарколог филиала республиканского научно-практического центра психического здоровья Мария ПРИЛУЦКАЯ (на снимке). - Интерны – это специалисты, которые уже получили университетский диплом, будущие врачи общей практики. У них есть два года, чтобы получить допуск к работе с пациентами, но сейчас вместо шлифования практических навыков они сидят дома, леча виртуальных пациентов на специальных онлайн-платформах, срочно созданных родным университетом. И от отсутствия реальной практики испытывают стресс. Резиденты – это врачи, которые в течение двух – трех лет заужают специальность, чтобы работать в качестве узкого специалиста. Они работают в клиниках, где сейчас поток пациентов стал гораздо интенсивнее, поскольку ряд стационаров перепрофилировался в провизорные и карантинные госпитали. Им нужно ездить консультировать на дому, а перед этим заранее отсортировать заявки – посмотреть, в какую очередь он возьмет пациента. У молодых врачей и без того поток информации всегда очень интенсивный – учебники, специальная литература. А COVID-19 это же совершенно новое заболевание, и сейчас всем врачам приходится на лету непрерывно обучаться новым стандартам, протоколам, когда меняется вся тактика оказания медицинской помощи. Это тоже стрессовый фактор. Мы решили разработать для себя, а затем предложить другим вузам, всему миру метод – как можно было бы оценить этот стресс. Как оценить так, чтобы слишком личные вопросы не задать и чтобы получить честные ответы. Вопросы задавали таким образом, чтобы понять – насколько субъективно сложно человеку поддерживать режим изоляции. И как на него влияют разные факторы, и в частности – поток информации.
Всего по словам Марии Прилуцкой было опрошено более 200 респондентов. Треть из них признали, что находятся в стрессе, с которым им очень сложно с ним справляться.
- Мы увидели, что коллеги, которые больше стрессуют по поводу COVID-19 и изоляции, по 15 и больше раз в день кликают на разные источники информации по вирусу. А это сам по себе очень сильный стрессовый фактор. Кроме того, что идет нормальное переживание за свое здоровье и здоровье своих близких, еще и эта бесконечная бомбардировка. И, второе, мы увидели, что такие коллеги ищут информацию не среди надежных источников. А мы же говорим о врачах, которых сами учим пользоваться специальными научными базами данных. Учим, как их уметь читать, не перегружая себя, и конкретно, ясно выявлять – что говорит "за", а что "против" разных версий. Учим отвечать на свои вопросы. И теперь вдруг обнаруживаем, что стрессующие медики ищут информацию в стримах, у блогеров, инфлюенсеров.
Лучшее средство от стресса, разумеется – общение, тут ничего нового научный кружок не открыл.
- Выяснили, что лучше всего нашим молодым врачам помогает общение со сверстниками, одногрупниками. Для них это важно. Группы в медицинском образовании в отличие от других университетов небольшие – 6-8 человек. К интернатуре, 7 курсу, их совсем мало остается, и они уже как семья, везде плечом к плечу. Они говорят – хорошо, что мы все время входим в зум-программы, где можно увидеть друг друга. Выходят в онлайн, и сразу: "О, привет! Как давно не виделись! Как хорошо, что ты работаешь! Сколько смен у тебя?". То есть, неформальное общение очень важно. Через него и знания быстрее приобретаются, и опыт клинический, потому что врач – командный игрок. С этого учебного года изменилась программа, и в интернатуре появилась такая дисциплина, как коммуникативные навыки. Они учатся – как строить общение, как слушать пациента, как сообщать диагноз, как сообщать сложный диагноз, даже вплоть до того – как сообщать о клинической ошибке какой-то. Сейчас вот появилась реальная необходимость обкатывать эти навыки друг на друге.
А еще для меня было откровением, что наши будущие врачи занимаются медитацией. Еще – поют, рисуют, читают в группах онлайн стихотворения по ролям. В медицинском университете Актобе онлайн поют хором. Вообще, этот период изоляции дал возможность еще раз убедиться, что профессия врача – это человек + человек, поэтому опасности, что за время изоляции медики потеряют какие-то коммуникативные навыки, нет. Другое дело, что, возможно выйдя из карантина, мы уже не будем соблюдать всякие церемониалы на больничных планерках, профессиональные коммуникации станут более концентрированные, мы научимся говорить по факту. И останется больше времени для пациентов.
P.S. Что же касается всего населения, в Казахстане месяц назад Центр психического здоровья при поддержке ЮНИСЕФ запустил бесплатный сайт https://covid-19.mentalcenter.kz, где любой житель может записаться на индивидуальную онлайн консультацию к психологу, задать вопрос в чате. Это, по сути, психологическая сессия, которая за рубежом стоит больших денег. Консультациями занимается группа специалистов, которых тренировали именно по проблемам стресса и изоляции. Какие наблюдения и выводы за месяц смогла сделать эта группа, мы расскажем в одном из наших следующих материалов.