Горожане и экоактивисты активно обсуждают четыре варианта модернизации модернизацию и предлагают свои идеи
На странице АО «Институт «КазНИПИЭнергопром» в Facebook идёт бурное обсуждение слайдов с общими показателями четырёх вариантов модернизации ТЭЦ-2. Подробные расчёты на более чем 400 страницах доступны узкому кругу лиц, так как имеют конфиденциальный характер. А потому среди комментариев можно найти много упрёков на этот счёт. Тем не менее, диалоговая площадка существует, и часть предложений участников обсуждения заслуживает отдельного внимания.
Дополнительные расходы
Кроме тех расчётов сметной стоимости всех вариантов модернизации институт «КазНИПИЭнергопром» указывает на необходимость строительства нового золоотвала, так как возможности существующего будут исчерпаны в 2024 года, а также на строительство газопроводов. Причём при полном переводе станции на природный газ таких газопроводов должно подходить к станции два, каждый из которых запитывается из различных источников. Делается это для обеспечения стабильной работы ТЭЦ.
Стоимость строительства золоотвала и двух веток газопровода институт не приводит на слайдах. Но вполне очевидно, что это тоже не дешёвое удовольствие.
Другой важный аспект особенно хорошо виден в структуре тарифа на теплоэнергию. Разница между тарифом АО «АлЭС» и конечным тарифом для потребителя составляет почти 2000 тенге/Гкал. Это затраты, которые обусловлены доставкой теплоэнергии по магистральным теплопроводам. Их содержание и регулярный ремонт требуют существенных капитальных затрат.
Поэтому при переводе ТЭЦ полностью на природный газ может возникнуть вполне резонный вопрос: а зачем содержать многокилометровые тепловые сети, когда проще просто подводить газ до потребителя и его автономных систем отопления? Согласитесь, почти 2000 тенге/Гкал в структуре тарифа – огромный резерв экономии. Так что среди комментаторов можно увидеть большое количество предложений о переводе системы отопления в Алматы на автономные варианты: квартальные или домовые газовые котлы.
Автономные газовые системы против ТЭЦ
В комментариях Болат МУСАНОВ пишет: «Место для ТЭЦ-2 выбиралось 30 лет назад с учетом топлива - уголь и удаления от города для уменьшения загрязнения. Минусом являлось КПД не более 30 процентов из-за расходов тепловой энергии при передаче на большие расстояния. При переводе на газ место ТЭЦ становится абсолютно неприемлемым, поскольку выбросы при сжигании газа практически отсутствуют и сжигание 70 процентов газа впустую неприемлемо при КПД 0.3. В этом случае газ нужно сжигать либо непосредственно у потребителя в квартире, как это сделано в Тбилиси, либо в небольших ТЭЦ, расположенных в жилых кварталах».
Пользователь Нурбулат ИБРАШЕВ предлагает расширить использование автономных и альтернативных вариантов: «Легче переходить на автономки. Использовать солнечные нагреватели воды. Ставить на крыши солнечные батареи. Мало какой город может похвастать таким большим количеством солнечных дней».
Это вариант поддержал и Ерден НУРГАЛИКОВ: «Если принять закон о приеме излишков энергии в сеть от населения, получаемых из альтернативных источников, то дефицит энергии исчезнет, а также отпадет необходимость в АЭС. Цены рухнут, так как колхозники массово начнут устанавливать на полях солнечные панели и, может, прекратят ломиться в город, травить всех выхлопами. Любой дом в городе может обеспечить себя теплом и горячей водой за счет солнечных коллекторов, если разместить их на крыше плюс утеплить дома. Это доступно всем уже сегодня, но никто не шевелится».
Собственно говоря, эти варианты не лишены здравого смысла. Не исключено, что часть из них будут гораздо экономичнее и действительно позволят перевести город на максимально использование зелёных технологий.
Кстати, в комментариях «КазНИПИЭнергопром» дал обоснование, почему не производились расчёты перевода Алматы на автономный вариант газового отопления: «На сегодняшний день теплоисточники АО «АлЭС» (ТЭЦ-1,2, ЗТК) обслуживают потребителей центральной, западной и восточной частей города, обеспечивают 45% от общей тепловой нагрузки. Перевод теплоснабжения потребителей от теплоисточников АО «АлЭС» на автономные системы теплоснабжения (локальные котельные или поквартирное отопление) требует решения множества проблем».
Среди таких проблем институт назвал: необходимо наличие площадок для индивидуальных и групповых котельных внутри плотной существующей застройки - 200 га (200 участков по 1 га); потребуются затраты на реконструкцию существующих и строительство новых систем газо-, водо- и электроснабжения котельных или жилых домов при поквартирном отоплении; необходимо обеспечить пожарную безопасности в условиях плотной застройки.
Затраты на строительство локальных газовых котельных для существующей застройки в зоне теплофикации АО «АлЭС» по расчётам «КазНИПИЭнергопром» составят от 100 до 150 млрд тенге в зависимости от типа котельной. Но даже это дешевле, чем предложенные три из четырёх вариантов!
В загрязнении воздуха виновата не ТЭЦ?
Среди комментариев были и такие, в которые граждане предлагали не заморачиваться на реконструкции ТЭЦ, так как делать это на базе морально и физически устаревших корпусов слишком затратно. И рассматривать проблему с гораздо большим диапазоном аспектов.
Самый подробный и интересный расклад дала Ирина ЛЯПЧЕВА: «Нецелесообразен ни один из этих проектов фактической действительности:
1. Экология города - режим ЧП и карантин чётко показали, что не ТЭЦ-2 является одним из источников загрязнения атмосферы города, а автотранспорт, заправленный некачественным бензином и не соответствующим стандартом «Евро 5», но его качество никто не контролирует.
2. ТЭЦ-2 построена в 1979 году и в тот момент экологию города загрязняли частные дома в черте города, отапливаемые твёрдым топливом и углём, но была совершенно другая экологическая ситуация. Областники в таком масштабе не приезжали в Алматы на работу, так как была работа по месту жительства.
3. Перевод на газ ТЭЦ-2 приведёт к увеличению тарифа на тепловую энергию для населения в 2,5-3 раза больше, чем в настоящее время, чем вызовет социальное недовольство среди простых людей! Монополист в виде ТОО «АлТС» будет получать ещё больший необоснованный доход и за счёт обмана потребителей, не выдерживая температурный график, который на протяжении 20 лет им занижается умышленно, а перерасчёт населению за отопительные сезоны будет подогнан под меркантильный интерес «АлТС». С «АлЭС» они и сейчас должны рассчитываться только за отпущенный объём тепловой энергии, на население им начихать и обман будет продолжаться в ещё большем денежном объёме.
4. Целесообразнее в случае огромного желания отдельных лиц построить новую ТЭЦ на территории Алматинской области, так как границы города расширяются и присоединяются новые территории из состава Алматинской области, которые надо будет обеспечивать дополнительно тепловой и электрической энергией.
5. Сами проекты сырые, недоработанные, а это в случае их реализации приведёт к увеличению сметной стоимости.
6. Надо в первую очередь думать о населении - простых людях, а не на искусственно созданной проблемы экологии города, которую умышленно раздувают аффилированные борцы за неё, тем самым помогая в освоении многомиллиардных затрат известно в чью пользу! Лучше бы направили свои усилия на строжайшее соблюдение и осуществление контроля за качеством реализуемого бензина и ограничили въезд на территорию города из области».
Любопытно, что специалисты института "КазНИПИЭнергопром" поддержали рассуждения Ирины: «Действительно, период карантина очень ярко продемонстрировал, кто же является основным загрязнителем воздушного бассейна города. Многочисленные попытки сделать это имели слабый успех: отсутствие современной государственной системы контроля за выбросами не позволяет этого сделать. И если выбросы ТЭЦ еще поддаются какому-то контролю на базе количества и качества сожжённого топлива (расчетным путем), то о транспорте этого не скажешь. И здесь главный аргумент - станция стала городской с 2012 года и интенсивно загрязняет воздух города. В ПредОВОС показано, что ИЗА 5 имеет идентичную динамику изменения с выбросами автотранспорта, при этом выбросы от ТЭЦ были стабильны - 37-38 тыс. тонн/год».
Кстати, сторонники того, что главная проблема экологии города не столько в ТЭЦ, сколько в автомобилистах, предлагали в комментариях ввести налог для автовладельцев. Причём для приезжих сделать стоимость одного дня езды по улицам Алматы не менее 1000 тенге.