Козе – баян, а государству - Qazaq Air

6597 просмотров
0
Галим ХУСАИНОВ
Четверг, 11 Авг 2016, 09:00

Финансист Галим Хусаинов – о целесообразности создания второго национального авиаперевозчика

Не так давно встречался с вице-президентом Air Astana по его инициативе после нескольких моих постов по поводу дорогих билетов.

Тогда мы много о чем поговорили, и я ненароком спросил его мнение о Qazaq Air. Естественно, он ушел от ответа, но сказал, что считает не совсем верным [обоим национальным перевозчикам] конкурировать на одних и тех же направлениях.

Я не большой специалист в области авиационного бизнеса, но не совсем уверен в правильности развития такой альтернативной компании [как Qazaq Air] под крышей «Самрука».

Для начала зашел в dfo и посмотрел отчетность [этой компании] за 2015 год. Цифры меня поразили.

Компания оперирует 3 [воздушными] судами с общей арендной платой за один год в размере 3,4 млрд тенге. Скорее всего, сумма увеличится, так как аренда самолетов выражена в долларах США.

За пять месяцев деятельности компании выручка составила 386 млн тенге, а операционные расходы - 3,5 млрд тенге.

Операционный убыток составил - 3,115 млрд тенге. Доходы от деятельности даже не покрывают расходы на топливо, персонал и сборы в аэропортах.

В 2016 году значительно вырастут расходы на аренду бортов в связи с ростом курса [доллара], расходы на техническое обслуживание бортов и так далее.

Даже если доходы в следующем году вырастут в 10 раз, в чем я сильно сомневаюсь, компания даже не сможет выйти на положительную EBITDA, не говоря уже о возможной прибыли.

Большая часть денег уйдет за рубеж в виде расходов по аренде, и с точки зрения макроэкономики для Казахстана [это] будет иметь отрицательный эффект. Так как в этом случае государственными деньгами поддержали экономику Бразилии (где брали в аренду самолеты. – Ред.).

Но остается самый интересный вопрос: зачем, имея в портфеле Air Astana, было создавать еще одну авиакомпанию, которая, во-первых, конкурирует на тех же маршрутах, во-вторых, использует отличные от Air Astana суда, что значительно увеличивает расходы на обслуживание, ремонт и обучение, если посмотреть с позиции материнской компании (Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». – Ред.)?

«Самрук-Казына» - коммерческая организация, и ее первостепенной задачей является максимизация стоимости фонда, но фактически такие решения (как создание Qazaq Air. – Ред.) можно отнести как к минимизации стоимости и прямому ущербу акционеру «Самрука» (правительству РК. – Ред.).

Если это социальный проект, тогда хотя бы можно было создать его под эгидой Air Astana, чтобы сократить расходы и использовать репутацию имеющегося бренда. Простая компенсация убытков по убыточным направлениям обошлась бы в этом случае куда дешевле.

К тому же дешевые авиалинии - это еще конкурент и КТЖ, которая и так сейчас испытывает колоссальные проблемы.

Создание лоукостеров на территории Казахстана - это хорошее дело, но у нас уже есть «Бек Эйр», SCAT и Air Astana, и создание государственной компании для увеличения конкуренции нельзя отнести к эффективным бизнес-решениям в условиях обесценения тенге и снижения реальных доходов населения.

Если хотели развивать региональные перелеты, то для этого не государственные компании нужно развивать, а:

1. субсидировать убыточные перелеты;

2. снижать расходы на авиакеросин;

3. сокращать сборы в аэропортах;

4. увеличивать привлекательность региональных аэропортов для иностранных авиакомпаний.

Но что делать, когда всем будет, наконец, понятно, что это (создание Qazaq Air. – Ред.) было, мягко говоря, не самым выгодным решением и встанет вопрос о закрытии компании?

Навряд ли Air Astana добровольно заберет себе это наследие (если только не заставят): с точки зрения авиационного бизнеса логики здесь совершенно не вижу.

Конечно, хотелось бы посмотреть на гениальный план развития Qazaq Air и понять, за счет чего они собираются увеличивать свои доходы как минимум в 10-15 раз, чтобы хотя бы выйти в ноль по затратам.

Источник: страница Галима ХУСАИНОВА в Facebook.

Фото: inform.kz.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Чемпионка Итогового турнира WTA-2025
Я горжусь представлять Казахстан и дарить вам эмоции и победы. Особенно радуюсь, когда вижу, что всё больше ребят берут в руки ракетки. Если моя игра вдохновляет вас мечтать, трудиться и верить в себя это моя самая большая победа.
ЦУР Алматы – победим бедность, болезни и станем равными
150 инициатив НПО по 26 задачам ЦУР на сумму 9,36 млрд тенге – каков результат?
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В Казахстане снижаются инфляционные ожидания, а тенге укрепляется
Эксперты прогнозируют паузу в изменении базовой ставки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента