Козе – баян, а государству - Qazaq Air

6288 просмотров
0
Галим ХУСАИНОВ
Четверг, 11 Авг 2016, 09:00

Финансист Галим Хусаинов – о целесообразности создания второго национального авиаперевозчика

Не так давно встречался с вице-президентом Air Astana по его инициативе после нескольких моих постов по поводу дорогих билетов.

Тогда мы много о чем поговорили, и я ненароком спросил его мнение о Qazaq Air. Естественно, он ушел от ответа, но сказал, что считает не совсем верным [обоим национальным перевозчикам] конкурировать на одних и тех же направлениях.

Я не большой специалист в области авиационного бизнеса, но не совсем уверен в правильности развития такой альтернативной компании [как Qazaq Air] под крышей «Самрука».

Для начала зашел в dfo и посмотрел отчетность [этой компании] за 2015 год. Цифры меня поразили.

Компания оперирует 3 [воздушными] судами с общей арендной платой за один год в размере 3,4 млрд тенге. Скорее всего, сумма увеличится, так как аренда самолетов выражена в долларах США.

За пять месяцев деятельности компании выручка составила 386 млн тенге, а операционные расходы - 3,5 млрд тенге.

Операционный убыток составил - 3,115 млрд тенге. Доходы от деятельности даже не покрывают расходы на топливо, персонал и сборы в аэропортах.

В 2016 году значительно вырастут расходы на аренду бортов в связи с ростом курса [доллара], расходы на техническое обслуживание бортов и так далее.

Даже если доходы в следующем году вырастут в 10 раз, в чем я сильно сомневаюсь, компания даже не сможет выйти на положительную EBITDA, не говоря уже о возможной прибыли.

Большая часть денег уйдет за рубеж в виде расходов по аренде, и с точки зрения макроэкономики для Казахстана [это] будет иметь отрицательный эффект. Так как в этом случае государственными деньгами поддержали экономику Бразилии (где брали в аренду самолеты. – Ред.).

Но остается самый интересный вопрос: зачем, имея в портфеле Air Astana, было создавать еще одну авиакомпанию, которая, во-первых, конкурирует на тех же маршрутах, во-вторых, использует отличные от Air Astana суда, что значительно увеличивает расходы на обслуживание, ремонт и обучение, если посмотреть с позиции материнской компании (Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». – Ред.)?

«Самрук-Казына» - коммерческая организация, и ее первостепенной задачей является максимизация стоимости фонда, но фактически такие решения (как создание Qazaq Air. – Ред.) можно отнести как к минимизации стоимости и прямому ущербу акционеру «Самрука» (правительству РК. – Ред.).

Если это социальный проект, тогда хотя бы можно было создать его под эгидой Air Astana, чтобы сократить расходы и использовать репутацию имеющегося бренда. Простая компенсация убытков по убыточным направлениям обошлась бы в этом случае куда дешевле.

К тому же дешевые авиалинии - это еще конкурент и КТЖ, которая и так сейчас испытывает колоссальные проблемы.

Создание лоукостеров на территории Казахстана - это хорошее дело, но у нас уже есть «Бек Эйр», SCAT и Air Astana, и создание государственной компании для увеличения конкуренции нельзя отнести к эффективным бизнес-решениям в условиях обесценения тенге и снижения реальных доходов населения.

Если хотели развивать региональные перелеты, то для этого не государственные компании нужно развивать, а:

1. субсидировать убыточные перелеты;

2. снижать расходы на авиакеросин;

3. сокращать сборы в аэропортах;

4. увеличивать привлекательность региональных аэропортов для иностранных авиакомпаний.

Но что делать, когда всем будет, наконец, понятно, что это (создание Qazaq Air. – Ред.) было, мягко говоря, не самым выгодным решением и встанет вопрос о закрытии компании?

Навряд ли Air Astana добровольно заберет себе это наследие (если только не заставят): с точки зрения авиационного бизнеса логики здесь совершенно не вижу.

Конечно, хотелось бы посмотреть на гениальный план развития Qazaq Air и понять, за счет чего они собираются увеличивать свои доходы как минимум в 10-15 раз, чтобы хотя бы выйти в ноль по затратам.

Источник: страница Галима ХУСАИНОВА в Facebook.

Фото: inform.kz.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Как в Нью-Йорке каток ремонтировали
Поучительный пример эффективного превосходства частной инициативы над неповоротливым менеджментом официальных властей
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Елжан Биртанов: наша “исчезнувшая” платформа показала, кто ворует из казны
Ratel.kz случайно разбередил историю с запрещенной платформой, которая могла победить фармацевтическую и медицинскую мафию
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Балабақша есепшісі өзіне ай сайын бірнеше айлық "төлеген"
Осылайша ол 60 миллион теңге тапқанымен ақыры жеті жылға сотталды
На очередной долгострой Даниала Ахметова потратят 28 миллиардов тенге, изъятых у олигархов
Деньги возьмут из так называемых возвращённых активов
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
Почему жители Петропавловска месяц не могут попасть к врачу в поликлинике
О причинах “болезней” медицины перед общественниками отчитался глава облздрава
Неужели новый пресс-секретарь Бейбита Исабаева обладает даром ясновидения
Не успела корреспондент Ratel.kz побывать на Аксуском сахарном заводе, как та позвонила и предложила официальный комментарий
Жителя Уральска незаконно обвинили в банковском мошенничестве
Теперь он пытается наказать виновных, но правоохранители не усматривают в этом большой проблемы
Как начальник филиала "Шымкентгеодезия" от полевого картографа пострадал
Инженер-геодезист заявлял, что полгода ездил в поле снимать геоданные. А сам никуда не ездил, ничего не делал, только зарплату получал
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.