Козе – баян, а государству - Qazaq Air

6377 просмотров
0
Галим ХУСАИНОВ
Четверг, 11 Авг 2016, 09:00

Финансист Галим Хусаинов – о целесообразности создания второго национального авиаперевозчика

Не так давно встречался с вице-президентом Air Astana по его инициативе после нескольких моих постов по поводу дорогих билетов.

Тогда мы много о чем поговорили, и я ненароком спросил его мнение о Qazaq Air. Естественно, он ушел от ответа, но сказал, что считает не совсем верным [обоим национальным перевозчикам] конкурировать на одних и тех же направлениях.

Я не большой специалист в области авиационного бизнеса, но не совсем уверен в правильности развития такой альтернативной компании [как Qazaq Air] под крышей «Самрука».

Для начала зашел в dfo и посмотрел отчетность [этой компании] за 2015 год. Цифры меня поразили.

Компания оперирует 3 [воздушными] судами с общей арендной платой за один год в размере 3,4 млрд тенге. Скорее всего, сумма увеличится, так как аренда самолетов выражена в долларах США.

За пять месяцев деятельности компании выручка составила 386 млн тенге, а операционные расходы - 3,5 млрд тенге.

Операционный убыток составил - 3,115 млрд тенге. Доходы от деятельности даже не покрывают расходы на топливо, персонал и сборы в аэропортах.

В 2016 году значительно вырастут расходы на аренду бортов в связи с ростом курса [доллара], расходы на техническое обслуживание бортов и так далее.

Даже если доходы в следующем году вырастут в 10 раз, в чем я сильно сомневаюсь, компания даже не сможет выйти на положительную EBITDA, не говоря уже о возможной прибыли.

Большая часть денег уйдет за рубеж в виде расходов по аренде, и с точки зрения макроэкономики для Казахстана [это] будет иметь отрицательный эффект. Так как в этом случае государственными деньгами поддержали экономику Бразилии (где брали в аренду самолеты. – Ред.).

Но остается самый интересный вопрос: зачем, имея в портфеле Air Astana, было создавать еще одну авиакомпанию, которая, во-первых, конкурирует на тех же маршрутах, во-вторых, использует отличные от Air Astana суда, что значительно увеличивает расходы на обслуживание, ремонт и обучение, если посмотреть с позиции материнской компании (Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». – Ред.)?

«Самрук-Казына» - коммерческая организация, и ее первостепенной задачей является максимизация стоимости фонда, но фактически такие решения (как создание Qazaq Air. – Ред.) можно отнести как к минимизации стоимости и прямому ущербу акционеру «Самрука» (правительству РК. – Ред.).

Если это социальный проект, тогда хотя бы можно было создать его под эгидой Air Astana, чтобы сократить расходы и использовать репутацию имеющегося бренда. Простая компенсация убытков по убыточным направлениям обошлась бы в этом случае куда дешевле.

К тому же дешевые авиалинии - это еще конкурент и КТЖ, которая и так сейчас испытывает колоссальные проблемы.

Создание лоукостеров на территории Казахстана - это хорошее дело, но у нас уже есть «Бек Эйр», SCAT и Air Astana, и создание государственной компании для увеличения конкуренции нельзя отнести к эффективным бизнес-решениям в условиях обесценения тенге и снижения реальных доходов населения.

Если хотели развивать региональные перелеты, то для этого не государственные компании нужно развивать, а:

1. субсидировать убыточные перелеты;

2. снижать расходы на авиакеросин;

3. сокращать сборы в аэропортах;

4. увеличивать привлекательность региональных аэропортов для иностранных авиакомпаний.

Но что делать, когда всем будет, наконец, понятно, что это (создание Qazaq Air. – Ред.) было, мягко говоря, не самым выгодным решением и встанет вопрос о закрытии компании?

Навряд ли Air Astana добровольно заберет себе это наследие (если только не заставят): с точки зрения авиационного бизнеса логики здесь совершенно не вижу.

Конечно, хотелось бы посмотреть на гениальный план развития Qazaq Air и понять, за счет чего они собираются увеличивать свои доходы как минимум в 10-15 раз, чтобы хотя бы выйти в ноль по затратам.

Источник: страница Галима ХУСАИНОВА в Facebook.

Фото: inform.kz.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




блогер
Мирра Андрееваны шақырып, азаматтық беріп жібермедік пе?
Базовые ингредиенты казахского успеха: глупость и ложь, трусость и хамство
Власти делают все, чтобы воспитать в детях восхищение человеческими пороками
Как Ratel.kz подловил заместителя начальника ДУИС на вранье
Почему полковник Бендерский скрывает случаи травматизма и смертей в колониях Карагандинской области
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Казахстанская нефть не смогла заменить в Германии российскую
PCK Raffinerie просит отменить антироссийские санкции
Штрихи к портрету экономики Казахстана
Количественные характеристики
Вера в Джеки и любовницы Кеннеди
Что побудило Жаклин Кеннеди отчаянно бороться за увековечивание и возвеличивание памяти о своём гулящем супруге?
Тургень и его обитатели: о чём жители других сёл могут только мечтать
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Гендерное неравенство в городских названиях
Пища для размышлений
Второй по счёту спортивный министр не может разродиться приказом № 56
Это приказ, по которому утверждаются нормы и требования для присвоения спортсменам званий – КМС, мастера спорта, МСМК, а также разрядов
Иностранным туристам канатки неинтересны
В концептуальный подход развития туризма под Алматы заложен ошибочный базовый посыл
Получив взятку, мздоимец тут же написал явку с повинной и сдал подельников
Сразу два замначальника департамента санитарно-эпидемиологического контроля Актюбинской попались на взятке
Свыше 100 миллионов тенге потратят ГЭС востока на гибридные авто
Для гидроцентрали в Усть-Каменогорске купили одну машину, для предприятия в области Абай две
Почему погибли горняки в шахте Костенко
Мы попытались разобраться, какие причины привели к одной из самых масштабных трагедий в истории Казахстана
Паводок в СКО: угроза миновала?
Уровень воды в Есиле поднимается, а вот в Сергеевском водохранилище пошел на спад
Акима Жетысу уличили в симпатии к волейболисткам
При этом многие жители региона почему-то вспоминают тёплыми словами экс-акима Алматинской области Шалбая Кулмаханова
Очередная попытка судоисполнителей отрезать рестораны на Панфилова, 114 от воды и света с треском провалилась
Болт, стратегически забитый на судебную власть, позволяет зарабатывать при любых условиях
Экс-свекровь, договорившись с молодыми девицами, устроила расправу над бывшей невесткой
Жертва была беспощадно избита, ограблена и оставлена раздетой и связанной в заброшенном доме
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.