Казахстанский композитор-аранжировщик Галымжан Берекешев - о «потолке» возможностей, хитах и «неформате»
Галымжан БЕРЕКЕШЕВ – один из немногих отечественных композиторов, с успехом работающих в таком далеко не популярном в нашей стране и архисложном музыкально-театральном жанре, как мюзикл.
Недавно на сцене ТЮЗа имени Г. МУСРЕПОВА состоялась премьера отечественного мистического триллера «Цена страха», в котором звучала его музыка.
Кроме этого, Галымжан Карибжанович – директор школы искусств Карины САРСЕНОВОЙ, автор множества популярных песен (и не только песен), доцент кафедры дирижирования консерватории имени Курмангазы, и, наконец, художественный руководитель вокального ансамбля «Казына». Коллектив молодых профессиональных певцов бесконечно доказывает, что классика всегда актуальна, современна и интересна.
А в скором времени Берекешев (на снимке) планирует познакомить казахстанцев со своим новым музыкальным проектом...
– Как прошла премьера мюзикла? Это уже третий ваш проект в этом жанре?
– Совершенно верно. После мюзиклов «Хранители пути» и «Космос: битва за бессмертие» «Цена страха» стал третьим, в котором я написал музыку. Автор сценария и продюсер проектов - казахстанская поэтесса, писатель, сценарист Карина Сарсенова. Скрипичную партию в нашем новом мюзикле любезно согласился прописать известный казахстанский скрипач-виртуоз Марат БИСЕНГАЛИЕВ. И еще о новом мюзикле: в «Цене страха» я также исполнил одну из ключевых ролей – роль учителя.
«Мюзикл – это очень дорого»
– К мюзиклу не всегда и не все серьезно относятся. Например, всемирно известный французский композитор, шансонье Шарль АЗНАВУР говорил: «Мюзикл: разговорный жанр для не умеющих петь и музыкальный – для не умеющих говорить»…
– Сегодня я не могу согласиться с мсье Азнавуром. В настоящее время мюзикл - это синтетический жанр: он показывает музыкальную форму в современной трактовке. В нем театр, музыка и танец не могут жить друг без друга. Если в мюзикле есть диалоги, то они идут не как в опере, речитативно, они больше приближены к технике драматического театра. Певцы мюзикла исполняют красивые мелодии, понятные не только настоящим ценителям и знатокам классики, но и обычному неискушенному слушателю. Да, изначально мюзиклы писались на исторические темы. Сегодня же любая интересная тема может послужить сюжетом для создания мюзикла. Ясно одно: в этом жанре каждый вид искусства самодостаточен и представляется исполнителями на высоком уровне.
– Это, наверное, в идеале. Все ли так хорошо и идеально в нашей стране? Совпадают ли ожидания создателей мюзикла и зрителей?
– Думаю, что пока совпадений немного. Зритель хочет увидеть зрелищную постановку, хороший исполнительский состав, если говорить о вокале, и приятную музыку, которая не сильно загружает, а дает душевную усладу. Нам предстоит еще работать над этим.
– А кто в Казахстане еще, кроме вас, работает в жанре мюзикла? Это ведь очень трудоемкая и затратная история, в которой есть большой «соблазн» скатиться в самодеятельность…
– Хочу сказать, что мюзикл в стране, несмотря на все то, что вы отметили, развивается. Этим летом я был в Астане по приглашению художественного руководителя театра «Астана Мюзикл» Асхата МАЕМИРОВА. В рамках проведения ЭКСПО-2017 во Дворце мира и согласия в столице состоялся мюзикл «Ромео и Джульетта», созданный по классической пьесе Уильяма ШЕКСПИРА. Музыку и слова к нему написал современный французский композитор, сценарист и актер Жерар ПРЕСГЮРВИК. В данном проекте я работал в качестве хормейстера. Над постановкой трудилась прекрасная команда. Режиссером-постановщиком выступил Маемиров, режиссер-хореограф – Надежда ПОДОШВА-ЗАХАРОВА, а балетмейстер-постановщик – Николай ПОДОШВА-ЗАХАРОВ. Это профессионалы из России.
– То есть все-таки исключительно своими силами, без привлечения специалистов из-за рубежа мы пока не можем ставить конкурентоспособные мюзиклы?
– Да, это очень сложно. Мюзикл – дорогостоящий проект. В нем немаловажную роль играет финансовая составляющая. Хотя в Казахстане можно найти хороших специалистов, но им, опять же, нужна материальная поддержка. Благодаря нашему продюсеру в Алматы тоже потихоньку развивается это направление: Карина Сарсенова представляет экспериментальный театр мюзикла «Триумф».
В столице у нас, как я уже отмечал, есть театр «Астана Мюзикл». Мы не стоим на месте. Сложность в том, что пока у нас нет своей сцены.
Приходится постоянно арендовать зал ТЮЗа имени МУСРЕПОВА. А это тоже упирается в финансы. Из-за этого частые показы мюзиклов организовывать довольно сложно.
И, говоря в целом, для создания конкурентоспособных проектов мирового уровня нам пока не хватает жанровых исполнителей. У нас певцы работают либо эстраде, либо в классике. Мюзикл как синтетический, сложный жанр требует многих исполнительских умений...
Цена страха. На первом плане - Игорь Личадеев.
– И кто может готовить таких специалистов в Алматы – консерватория или академии искусств?
– Думаю, что Академия искусств имени Жургенова среди актеров должна отбирать кадры с хорошими голосовыми данными и развивать их в этом направлении.
«У многих современных поп-групп есть определенный «потолок» возможностей»
– Галымжан Карибжанович, давно не было новостей о вашем вокальном ансамбле «Казына». Ребята выступают?
– На время мы приостановили выступления. Дело в том, что сразу три участницы коллектива находятся в отпуске по уходу за детьми. Но, скорее всего, уже через полгода я смогу снова собрать их всех и возобновить нашу совместную работу. Уже есть концертные планы. Я же продолжаю готовить для них новый репертуар, делаю аранжировки. Пока девушки растят своих детей, остальные ребята задействованы в разных проектах. Они – профессионалы, лауреаты международных конкурсов и фестивалей. Одни поют в театре, другие – в капелле, преподают вокал в различных учебных заведениях. Меж тем, я готовлю почву для создания нового коллектива из восьми человек. Он, в отличие от вокального ансамбля «Казына», который работает в классическом, джазовом, народном направлении, будет специализироваться в области эстрады.
– Идея создания эстрадного коллектива наверняка продиктована и запросами сегодняшнего слушателя, зрителя? Эстрада выигрывает у классики сегодня?
– Этот фактор тоже присутствует. Но мне самому лично интересно поработать в эстрадном жанре. Главная задача – все доводить до профессионального уровня. У многих современных поп-групп есть определенный «потолок» возможностей. После двух-трех лет работы они перестают развиваться. Я же хочу в работе со своим новым коллективом дать ребятам необходимые знания и умения для того, чтобы их творческий и профессиональный рост не останавливался так быстро, наоборот, только устремлялся вверх. В каждом коллективе должен быть «двигатель», профессиональный, грамотный, разбирающийся в стилистике, а еще лучше, когда этот «двигатель» может работать и в качестве аранжировщика.
– Вы пишете лирические песни. Сегодняшний молодой слушатель попсовой музыки не любит «грузиться», ему бы лучше отвлечься от проблем, потанцевать, да и вообще не о чем не думать, напевая мелодию с заурядным мотивчиком. Не измените ли вы своим музыкальным принципам, двигаясь с новым проектом в сторону эстрады?
– Я рассчитываю все же на более зрелую публику, слушателя понимающего, думающего, умеющего слушать. Если среди них окажется и молодое поколение, я буду только рад.
– На ваш взгляд, не теряет ли сегодня классическая музыка свое значение, достоинство в лице тех или иных исполнителей, которые начинают угождать массовому слушателю?
– Все это происходит по причине того, что классическая музыка без хорошей финансовой поддержки государства не получает должного развития. Многие музыканты-классики прибегают к работе в смешанных музыкальных направлениях, понятных широкой аудитории слушателей.
«В моей юности рок был средством самовыражения»
– Знаю, что когда-то у вас была своя рок-группа. В ваших произведениях, на мой взгляд, иногда «прочитывается» ваша школьная любовь к рок-музыке…
– Из всех участников нашей группы только я не расстался с музыкой. Остальные выбрали другие профессиональные пути. Кстати, мой одноклассник, с которым мы играли в этой рок-группе, приходил на показ мюзикла. И он тоже отметил то, что моя любовь к советской рок-музыке тем или иным образом отражается в сегодняшних сочинениях. В мою юность рок был средством самовыражения.
При этом мы сталкивались с большим количеством трудностей: нуждались в хорошей аппаратуре, в хорошей гитаре, микрофонах, нужно было искать аудиозаписи, репетиционную базу. Все было безумно трудно достать, но, наверное, это и порождало у нас интерес к тому, что мы делали. Сейчас же у молодежи гораздо больше возможностей для того, чтобы «сколотить» свою группу. Колоссальный объем информации, приличный выбор инструментов, легкий доступ к различным композициям. Сейчас всегда под рукой интернет.
– Если же к рок-музыке часть современной молодежи приобщается с удовольствием самостоятельно, то вот отношение к классике у нее ведь довольно индифферентное…
– Нужно приобщать людей к классической музыке с детсадовского возраста. Раньше часто учителя из общеобразовательных учреждений водили школьников в театры, концертные залы. Именно так и воспитывается у детей вкус к хорошей музыке.
«Чтобы получился хит, нужен хороший тандем поэта с композитором»
– Как доцент кафедры дирижирования КНК имени Курмангазы вы, думаю, можете сегодня рассказать о дирижерской школе в нашей стране. Можно ли вообще говорить о ее росте и развитии?
– Истоки дирижерской школы Казахстана - в московской и петербургской консерваториях. У нас есть профессора, компетентные в своем деле профессионалы-практики. Что в хоровом, что в симфоническом направлениях отечественная дирижерская школа развивается очень хорошо. Наши ребята ездят на многочисленные международные конкурсы и привозят из разных стран не только победы и награды, но и положительные отзывы от авторитетного жюри.
– «На десерт» вопрос к вам как к композитору: в чем секрет простых мелодий, которые становятся хитами? И почему у нас сегодня так мало отечественных песенных хитов?
– Чтобы получился хит, нужен хороший тандем поэта с композитором. И нам это все по силам. У нас есть неплохие композиторы, поэты и исполнители. Загвоздка в том, что у нас неразвита система продюсирования. Ведь именно продюсерам по силам подружить нужных людей, заинтересовать их друг в друге.
– А вы тоже нуждаетесь в поэтах-песенниках и исполнителях?
– Я нуждаюсь в исполнителях на казахском языке и казахских поэтах-песенниках. Песни на русском языке, которые получаются у нас в тандеме с Кариной, сегодня, увы, не совсем подходят по формату для наших радиостанций и телеканалов. Нужны казахские песни. Мы решили подключить литературного редактора для художественного перевода русского текста на казахский. То есть песни – это та музыка, которая требует своего языка…
Фото из архива Галымжана Берекешева.