Когда в Казахстане появится свой «Призрак Оперы»?

1876 просмотров
0
Юлия МИЛЕНЬКАЯ
Воскресенье, 10 Дек 2017, 15:00

Казахстанский композитор-аранжировщик Галымжан Берекешев - о «потолке» возможностей, хитах и «неформате»

Читайте также
Зарина Алтынбаева: Музыкант должен быть честен с собой

Галымжан БЕРЕКЕШЕВ – один из немногих отечественных композиторов, с успехом работающих в таком далеко не популярном в нашей стране и архисложном музыкально-театральном жанре, как мюзикл.

Недавно на сцене ТЮЗа имени Г. МУСРЕПОВА состоялась премьера отечественного мистического триллера «Цена страха», в котором звучала его музыка.

Кроме этого, Галымжан Карибжанович – директор школы искусств Карины САРСЕНОВОЙ, автор множества популярных песен (и не только песен), доцент кафедры дирижирования консерватории имени Курмангазы, и, наконец, художественный руководитель вокального ансамбля «Казына». Коллектив молодых профессиональных певцов бесконечно доказывает, что классика всегда актуальна, современна и интересна.

А в скором времени Берекешев (на снимке) планирует познакомить казахстанцев со своим новым музыкальным проектом...

– Как прошла премьера мюзикла? Это уже третий ваш проект в этом жанре?

 – Совершенно верно. После мюзиклов «Хранители пути» и «Космос: битва за бессмертие» «Цена страха» стал третьим, в котором я написал музыку. Автор сценария и продюсер проектов - казахстанская поэтесса, писатель, сценарист Карина Сарсенова. Скрипичную партию в нашем новом мюзикле любезно согласился прописать известный казахстанский скрипач-виртуоз Марат БИСЕНГАЛИЕВ. И еще о новом мюзикле: в «Цене страха» я также исполнил одну из ключевых ролей – роль учителя.

Читайте также
Нуржуман Ихтымбаев: У нас снимают фильмы, которые унижают целую нацию

«Мюзикл – это очень дорого» 

– К мюзиклу не всегда и не все серьезно относятся. Например, всемирно известный французский композитор, шансонье Шарль АЗНАВУР говорил: «Мюзикл: разговорный жанр для не умеющих петь и музыкальный – для не умеющих говорить»…

– Сегодня я не могу согласиться с мсье Азнавуром. В настоящее время мюзикл - это синтетический жанр: он показывает музыкальную форму в современной трактовке. В нем театр, музыка и танец не могут жить друг без друга. Если в мюзикле есть диалоги, то они идут не как в опере, речитативно, они больше приближены к технике драматического театра. Певцы мюзикла исполняют красивые мелодии, понятные не только настоящим ценителям и знатокам классики, но и обычному неискушенному слушателю. Да, изначально мюзиклы писались на исторические темы. Сегодня же любая интересная тема может послужить сюжетом для создания мюзикла. Ясно одно: в этом жанре каждый вид искусства самодостаточен и представляется исполнителями на высоком уровне.   

– Это, наверное, в идеале. Все ли так хорошо и идеально в нашей стране? Совпадают ли ожидания создателей мюзикла и зрителей?

– Думаю, что пока совпадений немного. Зритель хочет увидеть зрелищную постановку, хороший исполнительский состав, если говорить о вокале, и приятную музыку, которая не сильно загружает, а дает душевную усладу. Нам предстоит еще работать над этим.

– А кто в Казахстане еще, кроме вас, работает в жанре мюзикла? Это ведь очень трудоемкая и затратная история, в которой есть большой «соблазн» скатиться в самодеятельность…

– Хочу сказать, что мюзикл в стране, несмотря на все то, что вы отметили, развивается. Этим летом я был в Астане по приглашению художественного руководителя театра «Астана Мюзикл» Асхата МАЕМИРОВА. В рамках проведения ЭКСПО-2017 во Дворце мира и согласия в столице состоялся мюзикл «Ромео и Джульетта», созданный по классической пьесе Уильяма ШЕКСПИРА. Музыку и слова к нему написал современный французский композитор, сценарист и актер Жерар ПРЕСГЮРВИК. В данном проекте я работал в качестве хормейстера. Над постановкой трудилась прекрасная команда. Режиссером-постановщиком выступил Маемиров, режиссер-хореограф –  Надежда ПОДОШВА-ЗАХАРОВА, а  балетмейстер-постановщик – Николай ПОДОШВА-ЗАХАРОВ. Это профессионалы из России.

– То есть все-таки исключительно своими силами, без привлечения специалистов из-за рубежа мы пока не можем ставить конкурентоспособные мюзиклы?

Читайте также
Аве, Мария!

– Да, это очень сложно. Мюзикл – дорогостоящий проект. В нем немаловажную роль играет финансовая составляющая. Хотя в Казахстане можно найти хороших специалистов, но им, опять же, нужна материальная поддержка. Благодаря нашему продюсеру в Алматы тоже потихоньку развивается это направление: Карина Сарсенова представляет экспериментальный театр мюзикла «Триумф».

В столице у нас, как я уже отмечал, есть театр «Астана Мюзикл». Мы не стоим на месте. Сложность в том, что пока у нас нет своей сцены.

Приходится постоянно арендовать зал ТЮЗа имени МУСРЕПОВА. А это тоже упирается в финансы. Из-за этого частые показы мюзиклов организовывать довольно сложно.

И, говоря в целом, для создания конкурентоспособных проектов мирового уровня нам пока не хватает жанровых исполнителей. У нас певцы работают либо эстраде, либо в классике. Мюзикл как синтетический, сложный жанр требует многих исполнительских умений...

Цена страха. На первом плане - Игорь Личадеев.

Читайте также
Почетная должность – играть на органе своими руками, своими ногами!

– И кто может готовить таких специалистов в Алматы – консерватория или академии искусств?

– Думаю, что Академия искусств имени Жургенова среди актеров должна отбирать кадры с хорошими голосовыми данными и развивать их в этом направлении.

«У многих современных поп-групп есть определенный «потолок» возможностей»

– Галымжан Карибжанович, давно не было новостей о вашем вокальном ансамбле «Казына». Ребята выступают?

– На время мы приостановили выступления. Дело в том, что сразу три участницы коллектива находятся в отпуске по уходу за детьми. Но, скорее всего, уже через полгода я смогу снова собрать их всех и возобновить нашу совместную работу. Уже есть концертные планы. Я же продолжаю готовить для них новый репертуар, делаю аранжировки. Пока девушки растят своих детей, остальные ребята задействованы в разных проектах. Они – профессионалы, лауреаты международных конкурсов и фестивалей.  Одни поют в театре, другие – в капелле, преподают вокал в различных учебных заведениях. Меж тем, я готовлю почву для создания нового коллектива из восьми человек. Он, в отличие от вокального ансамбля «Казына», который работает в классическом, джазовом, народном направлении, будет специализироваться в области эстрады.

– Идея создания эстрадного коллектива наверняка продиктована и запросами сегодняшнего слушателя, зрителя? Эстрада выигрывает у классики сегодня?

– Этот фактор тоже присутствует. Но мне самому лично интересно поработать в эстрадном жанре. Главная задача – все доводить до профессионального уровня. У многих современных поп-групп есть определенный «потолок» возможностей. После двух-трех лет работы они перестают развиваться. Я же хочу в работе со своим новым коллективом дать ребятам необходимые знания и умения для того, чтобы их творческий и профессиональный рост не останавливался так быстро, наоборот, только устремлялся вверх. В каждом коллективе должен быть «двигатель», профессиональный, грамотный, разбирающийся в стилистике, а еще лучше, когда этот «двигатель» может работать и в качестве аранжировщика.

Читайте также
Классика, которая умеет удивлять

– Вы пишете лирические песни. Сегодняшний молодой слушатель попсовой музыки не любит «грузиться», ему бы лучше отвлечься от проблем, потанцевать, да и вообще не о чем не думать, напевая мелодию с заурядным мотивчиком. Не измените ли вы своим музыкальным принципам, двигаясь с новым проектом в сторону эстрады?

– Я рассчитываю все же на более зрелую публику, слушателя понимающего, думающего, умеющего слушать. Если среди них окажется и молодое поколение, я буду только рад.

– На ваш взгляд, не теряет ли сегодня классическая музыка свое значение, достоинство в лице тех или иных исполнителей, которые начинают угождать массовому слушателю?

– Все это происходит по причине того, что классическая музыка без хорошей финансовой поддержки государства не получает должного развития. Многие музыканты-классики прибегают к работе в смешанных музыкальных направлениях, понятных широкой аудитории слушателей.

«В моей юности рок был средством самовыражения»

– Знаю, что когда-то у вас была своя рок-группа. В ваших произведениях, на мой взгляд, иногда «прочитывается» ваша школьная любовь к рок-музыке…

– Из всех участников нашей группы только я не расстался с музыкой. Остальные выбрали другие профессиональные пути. Кстати, мой одноклассник, с которым мы играли в этой рок-группе, приходил на показ мюзикла. И он тоже отметил то, что моя любовь к советской рок-музыке тем или иным образом отражается в сегодняшних сочинениях. В мою юность рок был средством самовыражения.

Читайте также
О целлофановой степи и оцифрованной джигитовке

При этом мы сталкивались с большим количеством трудностей: нуждались в хорошей аппаратуре, в хорошей гитаре, микрофонах, нужно было искать аудиозаписи, репетиционную базу. Все было безумно трудно достать, но, наверное, это и порождало у нас интерес к тому, что мы делали. Сейчас же у молодежи гораздо больше возможностей для того, чтобы «сколотить» свою группу. Колоссальный объем информации, приличный выбор инструментов, легкий доступ к различным композициям. Сейчас всегда под рукой интернет.

– Если же к рок-музыке часть современной молодежи приобщается с удовольствием самостоятельно, то вот отношение к классике у нее ведь довольно индифферентное…

– Нужно приобщать людей к классической музыке с детсадовского возраста. Раньше часто учителя из общеобразовательных учреждений водили школьников в театры, концертные залы. Именно так и воспитывается у детей вкус к хорошей музыке.

«Чтобы получился хит, нужен хороший тандем поэта с композитором»

 – Как доцент кафедры дирижирования КНК имени Курмангазы вы, думаю, можете сегодня рассказать о дирижерской школе в нашей стране. Можно ли вообще говорить о ее росте и развитии?

 – Истоки дирижерской школы Казахстана - в московской и петербургской консерваториях. У нас есть профессора, компетентные в своем деле профессионалы-практики. Что в хоровом, что в симфоническом направлениях отечественная дирижерская школа развивается очень хорошо. Наши ребята ездят на многочисленные международные конкурсы и привозят из разных стран не только победы и награды, но и положительные отзывы от авторитетного жюри.  

Читайте также
Арыстанбек Мухамедиулы: Считается, что голодный человек творчески успешнее

– «На десерт» вопрос к вам как к композитору: в чем секрет простых мелодий, которые становятся хитами? И почему у нас сегодня так мало отечественных песенных хитов?

– Чтобы получился хит, нужен хороший тандем поэта с композитором. И нам это все по силам. У нас есть неплохие композиторы, поэты и исполнители. Загвоздка в том, что у нас неразвита система продюсирования. Ведь именно продюсерам по силам подружить нужных людей, заинтересовать их друг в друге. 

– А вы тоже нуждаетесь в поэтах-песенниках и исполнителях?

– Я нуждаюсь в исполнителях на казахском языке и казахских поэтах-песенниках. Песни на русском языке, которые получаются у нас в тандеме с Кариной, сегодня, увы, не совсем подходят по формату для наших радиостанций и телеканалов. Нужны казахские песни. Мы решили подключить литературного редактора для художественного перевода русского текста на казахский. То есть песни – это та музыка, которая требует своего языка…

Фото из архива Галымжана Берекешева.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Если рейтинг новостей запредельно высок, то это означает только одно - дно тупости уже достигнуто.
Как Бэтмен Досаев "спасает" Алматы
Почему в Казахстане так любят чрезвычайные ситуации
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Правительство планирует приватизировать Атырауский и Павлодарский НПЗ
Несмотря на дорогостоящую модернизацию, за три года на этих заводах произошло 115 внеплановых остановок
США в первой половине XIX века – всё, как у нас
Кризис может ускорить процесс либерализации экономики. А может и не ускорить
Почему и как "Исламское государство" наносит удары по государству Российскому и является общей угрозой для всех
Пока США, Европа, Россия и Китай спорят друг с другом и готовятся к войне, против них войну уже ведет организация "Исламское государство"
Бешбармак: когда он появился и почему некоторые считают его "русской выдумкой"
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Не Бишимбаев, а его брат - показатель болезни нашего общества
Когда у нас стукачи превратятся в людей с правильной гражданской позицией
В Казахстане ликвидируют посредников на рынке электроэнергии
Кого из них лишат лицензии с 1 апреля и в чьи карманы уйдёт прибыль в 150 млрд
Жителю ВКО суд запретил таксовать в Казахстане
Судоисполнитель через суд лишил должника водительского удостоверения
Чиновник-вандал уволился, после того как узнали о его прошлом
Совсем недавно он возглавил Дом культуры в Байганинском районе
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.