С 1 по 13 февраля в Алматы пройдет IV Международный фестиваль исполнительских искусств
* Казахстан – это маленькая точка на театральной карте мира
* Надеемся на чудо, а не на государство
* Как можно станцевать Достоевского?
Его бессменный организатор Ольга СУЛТАНОВА - о фестивале, привезенных спектаклях, работе со спонсорами и взаимодействии с государством.
Казахстан – это маленькая точка на театральной карте мира
- «Откровению» - четыре года, но он уже стал неотъемлемой частью театральной жизни Алматы. В 2015 году вы изрядно напугали зрителей, когда не стали проводить фестиваль. Многие подумали, что проект закрылся, но потом он совершенно неожиданно случился в феврале 2016.
- И теперь будет проходить в феврале ежегодно. В мире существует большой календарь театральных событий, а Казахстан – это малюсенькая точка на театральной карте мира, и нужно очень постараться, чтобы вписать эту маленькую точку в мировой календарь.
Февраль – именно то время, когда еще не начался мировой фестивальный сезон, и когда мы можем привезти сюда и зарубежных гостей, и театры. А для развития фестиваля это очень важно. Кроме того, приезд иностранных специалистов помогает нашим театрам налаживать международные связи.
Например, в прошлом году в нашей программе был спектакль «Язычники» ГАРТД им. Горького из Астаны - его заметили, и театр получил в течение года три приглашения на различные фестивали.
- Прежде основной площадкой фестиваля был театр имени Лермонтова. В этом году, судя по информации на вашем сайте, Лермонтовка гостей не принимает.
- Лермонтовка готовится к Экспо-2017. 1 февраля к ним приезжает режиссер, который будет ставить спектакль для ЭКСПО, поэтому они не могут принять нас. В этом году основной площадкой стал театр имени М.О. Ауэзова, еще несколько спектаклей пройдут в пространстве Aurora Space, задействуем Государственный театр кукол, театр "Бункер".
Спектакли, заявленные в казахстанской программе театрами Дом Q и АРТиШОК, пройдут на их собственных площадках. К сожалению, пришлось отказаться от площадки "Жас Сахна", поскольку в театре недавно произошло возгорание проводки. И впервые в гостевой программе в рамках фестиваля будет показан балет на сцене ГАТОБ им. Абая. Это спектакль «Кафе Идиот» театра «Балет Москва»...
- ...Билеты на который стоят от 3000 до 14000 тг.
- Честно говоря, я бы на все подряд установила цены хоть по тысяче тенге, но такое возможно, когда у тебя есть спонсор, который покрывает все расходы. Например, в этом году мы привозим театр NCA. SMALL THEATRE из Армении на грант от фонда Сорос-Казахстан. Однако мы решили установить символическую цену — 1000 тг, чтобы потом направить эти средства на благотворительность.
И если бы мы смогли найти спонсоров на все спектакли гостевой программы, то все билеты на них стоили бы не больше 5000 тг. И вопрос не в том, что какой-то театр крутой, а какой-то – нет. Я ручаюсь за то, что все заявленные театры – крутые. Я их сама отбираю, вместе с очень профессиональными кураторами.
В этом году куратором гостевой программы стала театральный менеджер Ирина ДУШКОВА: она работает в Литве, Финляндии, США… Возвращаясь к ценам на билеты: в этом году они составят от 4000 до 14000 тг. Цены адекватные, но в целом смета все равно не покрывает все расходы. Я до сих пор активно ищу спонсоров или инвесторов.
Надеемся на чудо, а не на государство
- Казахстанский бизнес не спешит вкладываться в культуру?
- Мы провели переговоры с очень многими компаниями. Кто-то протянул с решением, кому-то мы, наверное, плохо объяснили, что такое фестиваль. Я пятый год занимаюсь тем, что формирую площадку для общения бизнеса и культуры. За это время выслушала столько объяснений позиции потенциальных спонсоров… это очень тяжело!
И делать фестиваль все сложнее. В прошлом году была финансовая поддержка Британского совета, но произошла девальвация, и мы столкнулись с тем, что рассчитанные в евро сметы в пересчете на тенге увеличились в два раза. Потенциальные спонсоры мне сказали: «Оля, прости, но нам такое не потянуть». Именно поэтому нам не удалось привезти 8 спектаклей в дополнение к той программе, которую мы делали с Британским советом.
Пришлось отказать нескольким театрам практически прямо перед фестивалем, что особенно шокировало европейских партнеров, планирующих все на полгода-год вперед и не привыкших к нашей ментальности. А этот год еще тяжелее, чем предыдущий, потому что нет Британского совета, который мог бы помочь с гостевой программой.
Но в этом году есть фонд «Сорос-Казахстан». От него Фестиваль получил грант на проведение лаборатории по социальному инклюзивному театру, которая впервые пройдет в Казахстане в таком масштабе.
- Если подробнее о лаборатории.
- Программа будет включать в себя практические мастер-классы и лекции об инклюзивном и о социальном театре. Лекторы из Москвы и Санкт-Петербурга - художник Ксения ПЕРЕТРУХИНА и театральный режиссер Борис ПАВЛОВИЧ. Лаборатория рассчитана на взаимодействие с людьми с аутизмом и синдромом Дауна.
Кроме уже упомянутого показа инклюзивного театра «NCA. SMALL THEATRE», будет документальный фильм «Безмолвная Дива» (2012) режиссера Анны БЛУМ и продюсерской фирмы Långfilm Productions. Цель лаборатории – в будущем создать центр инклюзивного театра в Казахстане.
- Кроме фонда «Сорос-Кахзахстан», кто еще вас поддержал финансово?
- Кроме фонда «Сорос-Казахстан» в этом году спонсоров нет. У нас есть множество партнеров, которые поддерживают нас услугами.
- Какую поддержку оказывает вам государство?
- Мы не получаем никакой поддержки. Официальное письмо акиму до сих пор лежит где-то в недрах акимата без ответа и привета.
- Государство не поддержало ни один фестиваль?
- Нет, вообще фестиваль получился благодаря господдержке. Самый первый - состоялся в рамках конкурса творческих проектов Управления культуры Алматы, которое в то время возглавлял Кайрат КУЛЬБАЕВ.
Первые два года было софинансирование фестиваля: в 2013 году мы получили грант в 2 млн. тенге, а в 2014 – 3 млн. После смены команды акимата в прошлом году я написала 4 письма и получила 4 отказа. Ну, не совсем отказы… Последнее письмо выглядело так: мы рады, что пройдет фестиваль «Откровение», и конечно, мы его с радостью поддержим, пришлите нам свой пресс-релиз, мы разместим его на сайте. Такая вот информационная поддержка была предложена акиматом фестивалю в 2016 году.
Как можно станцевать Достоевского?
- Какие еще спектакли зарубежных театров в этом году увидят зрители?
- Начну со спектакля петербургского театра POP-UP THEATRE «Топливо», участника внеконкурсной программы "Маска Плюс" в 2016 г. Для меня это - лучший документальный спектакль 2016 года из всех отсмотренных. Он основан на интервью с Давидом ЯНОМ, основателем компании ABBYY, получившей мировую известность благодаря электронным словарям ABBYY Lingvo и программе распознавания текстов ABBYY FineReader.
Спектакль из Латвии – тоже документальный моноспектакль. У них есть «Национальный план развития» (так и называется спектакль) 2014-2020, реализация которого должна за семь лет сделать население страны в два раза богаче, образованнее и счастливее, чем сейчас — правда, знакомая ситуация для нас, казахстанцев?
А тут мы получаем возможность увидеть ее на сцене театра через призму реалий другой страны.
В спектакле «ВЯТЛАГ» ТЕАТР.doc зрителю предлагается день за днем проследить один год лагерной жизни по дневникам Артура СТРАДИНЬША, которые тот вел в Вятлаге (концлагере ГУЛАГа в поселке Лесной Кировской области) на папиросных бумажках. Этот спектакль был создан в поддержку Леонида КОВЯЗИНА, кировского студента-культуролога: он больше года провел за решеткой как фигурант так называемого «болотного дела». История невинного человека, которого отправила за решетку бездушная репрессивная машина - тема, сближающая дневники ГУЛАГа и сегодняшний день.
Ну и конечно хэдлайнер гостевой программы - театр «Балет Москва», со спектаклем «Кафе «Идиот»». Что есть «Кафе Идиот»? Это некое место, в котором со зрителем мистическим, «достоевским» образом начинают происходить разные вещи. О своей работе Александр ПЕПЕЛЯЕВ (хореограф спектакля) отзывается так – это «мысли о мыслях», пропущенные через призму танца, звука и видео-эффектов.
...Каждый из этих спектаклей обращен к личности. Зритель сможет что-то найти для себя в каждой постановке: где-то через иронию, а где-то – через очень серьезный разговор. Все спектакли нужно смотреть.
- Итак, несмотря на финансовые трудности, вы реализовали свои планы на этот год.
- Что вы! Если бы у нас было достаточно финансирования, мы бы могли сделать гораздо больше. И планы были совсем другие. Многое сорвалось. И тем не менее программа нынешнего фестиваля получилась очень интересной. Каждый спектакль уникален.
У нас в стране в жанре документального театра работает… никто не работает. У нас есть спектакль «Комьюнити» Ольги МАЛЫШЕВОЙ – это первый документальный спектакль в Казахстане. Первый! А мы живем в 2017 году. Спектакль в жанре вербатим у нас сделали тоже впервые в 2016 году в театре "Бункер". Что касается спектакля «Кафе Идиот» театра «Балет Москва» - такого у нас точно не делает никто. Это визуальный театр, неоклассический балет.
Вы себе можете представить, как можно станцевать Достоевского? А они делают это! Это безумно красивый, психоделический спектакль, который просто взорвет ваше сознание. И, конечно, он сложный технически. Монтаж сцены занимает 6 часов. Очень надеюсь, что мы все успеем...
Кстати, если вернуться к ценам. Обычно билеты на приезжие театры стоят до 40 тысяч тенге в партер, особенно если это балет. А я все время нахожусь перед дилеммой: окупаемость и доступность. Как можно делать такие цены, если хочется, чтобы как можно большее число людей это посмотрели? Приходится ходить по лезвию ножа. И, возможно, после нынешнего фестиваля я напишу в Facebook пост о том, что устала и ухожу…
Фото: Александр Ульман (из личного архива О. Султановой).