Кладбище Кенсай: подальше от суеты

5871 просмотров
0
Евгения МОРОЗОВА
Понедельник, 02 Мая 2022, 18:00

Здесь похоронены многие известные алмаатинцы и алматинцы

Наводила порядок в телефоне и наткнулась на папку с фотографиями под названием “Кенсай”. Фотографий там много, правда, не очень хорошего качества – там не до фотографий. Хотя на Кенсае я была много раз. Но почему-то ни разу не писала об этом. Исправляюсь.

“Кенсай” в переводе с казахского обозначает “большое ущелье”, по-русски его называют “Широкая щель”. Кенсай – это алматинское кладбище. Оно находится на холме, и отсюда открывается вид на город. Не скажу, что очень красивый, скорее впечатляющий.

Иногда Кенсай называют старым кладбищем. Про его “возраст” точно ничего не скажу, не знаю. Старых могил довоенного и тем более дореволюционного периода тут нет. И сведений в городском архиве тоже не нашлось, что, впрочем, неудивительно – земля эта стала городской только в середине прошлого века…

Некоторые называют его мусульманским, но это весьма условное определение. Ибо организовано оно было в советское время, когда не очень-то приветствовалось деление кладбищ по религиозному признаку. Да и на самом погосте упокоились многие известные алмаатинцы и алматинцы, про которых точно известно, что они были членами коммунистической партии, что автоматически исключает их из списка людей верующих.

Стоит только пройтись по кладбищу - надписи, символика, форма памятников, размещение могил маркируют не только умерших. По ним хорошо “читается” общество — его ценности, статусы, иерархия. И это кладбище в 50-60-70-е годы однозначно было светским, точнее – советским. Но и на многих могильных плитах тех времен мы видим полумесяцы…

А советские захоронения (как и любые другие) демонстрируют общественные нормы, на которые ориентировались близкие покойного: какую социальную нишу ему отводили, подчинялись ли они требованиям идеологии или воспринимали смерть близкого человека как событие исключительно семейное. Ну, и их возможности финансовые тоже демонстрируют. Или значимость самого покойного для государства – и если человек был известным, выдающимся, то на памятник выделялись деньги из государственной казны.

Немного истории

Если углубиться в историю города, да и вообще в историю, то в дореволюционном Верном кладбищенские территории четко делились именно по религиозному принципу.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Думы о былом, или Прогулка по кладбищу

Наиболее близкие к нашему времени “христианское” и “магометанское” кладбища, память о которых еще жива, располагались с южной стороны Ташкентского тракта, в районе нынешних улиц Сейфуллина и Райымбека.

Это кладбище представляло собой огромный участок, территориально разделенный на несколько частей: это православное кладбище, расположенное к югу от Ташкентского тракта, напротив него - Военное кладбище, и мусульманское или “магометанское”, которое располагалось смежно с православным, с западной его стороны. И в большинстве случаев именно духовенство занималось кладбищенскими делами.

Однако революция внесла перемены и в кладбищенский распорядок. Декретом Совнаркома РСФСР “О кладбищах и похоронах” от 7 декабря 1918 года православная церковь и иные конфессии были отстранены от похоронного дела, кладбища превратились из религиозных учреждений в гражданские. Одновременно была разрешена кремация умерших. В декрете значилось: “Для всех граждан устанавливаются одинаковые похороны. Деление на разряды, как мест погребения, так и похорон, уничтожаются”.

Таким образом было покончено с сословными привилегиями в погребении, была отменена оплата за места на кладбищах. Городское православное кладбище было национализировано предположительно в 1918 или в начале 1919 года.

“Было утверждено новое размещение кладбищ – “магометанского на участке к югу от Ташкентской аллеи, западнее реки Поганки за курганом “Муллушон” на площади 8-10 га и русского к северу от Ташкентской аллеи, расположенного напротив у бывшего старого еврейского кладбища”. Горсовет постановил утвердить ходатайство Горкоммунотдела и предложил “обнести казенные участки для кладбищ живой изгородью и забором и спланировать дороги на кладбищах”. Территория же, на которой было открыто новое кладбище, принадлежала колхозу “Заря Востока”, входившего в Ленинский сельсовет с центром в селе Ленинском (бывшей станице Тастак)…

Так называемое мусульманское кладбище в урочище Кенсай до 1960 года не входило в состав городских земель, а кладбища в Татарской слободе и Малой станице использовались преимущественно местными жителями”, - цитирует некрополист Георгий Алексеевич АФОНИН архивные документы….

Над городом

Кенсай - настоящий мемориальный парк и, кстати, очень красивый и ухоженный парк. Это тихое торжественное место, возвышающееся над городской суетой и смогом. И здесь похоронены многие известные горожане, алмаатинцы и алматинцы, – деятели искусства, ученые, экономисты, политики…  

Наверное, это самое знаменитое в Казахстане кладбище. Как мне по секрету сообщили – оно самое дорогое, “элитное”, и быть когда-нибудь (не очень скоро, конечно) похороненным здесь – мечта многих деятелей. Могилы их зачастую украшают настоящие произведения ритуального искусства: уникальные бюсты, надгробия, памятники, выполненные известными скульпторами.

Но самая, пожалуй, известная и наиболее часто посещаемая могила кладбища Кенсай на вид лаконична и даже проста – каменное надгробие с надписью. Всё. Это могила Динмухамеда КУНАЕВА, Первого секретаря ЦК КП Казахской ССР, члена Политбюро ЦК КПСС, трижды Героя Социалистического Труда.

Когда-то, года четыре-пять тому назад, мы с дочерью пришли на Кенсай в первый раз и именно к этой могиле – хотели отдать дань уважения незаурядному человеку, патриоту, настоящему деятелю – от слова “делать”. Кладбище встретило нас широкой аллеей и сотнями могил вдоль нее. Мы слегка испугались – как тут можно найти нужную? Но даже искать не пришлось – ее тут все знают, хотя она слегка в стороне от центральной аллеи. Очень скромное надгробие, на котором всегда цветы.

Потом я часто бывала на этом кладбище. Чаще всего приходила в компании с дочерью Анной (она по совместительству еще партнер по туристическому проекту и фотограф) и некрополистом Георгием Алексеевичем Афониным. Цели наших вот таких “экспедиций” имеют исследовательский характер.

Научными исследованиями занимается, конечно, Георгий Алексеевич, Анна фотографирует надгробия для научных публикаций, а моя роль в этих экспедициях весьма скромна – мне доверяют поиск захоронений – то есть я хожу по могильным рядам и ищу надгробия конкретных людей (а это, я вам скажу, не такое уж простое дело), а потом ищу информацию в интернете или архивах.

Ведь кладбища – это не только памятники прошлого, это и свидетели истории, они многое могут рассказать об эпохе, в которой жили и творили люди. К тому же могилы и надгробные памятники меняются, исчезают – не так уж и долог век кладбища, лет 50-80, а потом умирают те, кто знал и помнил похороненных, могилы зарастают, а надгробные памятники ветшают и разрушаются…

На Кенсае очень много могил известных людей советского периода. Недалеко от центральной аллеи, рядом с могилой Кунаева похоронены композитор Кенжебек КУМИСБЕКОВ, советский государственный деятель, ученый, фронтовик Токтагали ЖАНГЕЛЬДИН, Ади ШАРИПОВ – первый секретарь Союза писателей Казахстана.

Читайте также
Неблагодарные потомки

В не очень стройном ряду солидных могильных надгробий сразу бросается в глаза небольшой памятник Толеу БАСЕНОВУ. Советский архитектор, заслуженный строитель Казахской ССР (1966), он в 1937—1941 годах был главным инженером Алма-Аты, участвовал в разработке генерального плана города. А памятник на его могиле создавал Хакимжан НАУРЫЗБАЕВ, первый профессиональный скульптор-казах, один из основателей национального монументального искусства, автор памятников Абаю, ВАЛИХАНОВУ, Джамбулу (в городе Таразе).

Есть тут работы других известных монументалистов. К примеру, надгробный памятник на могиле народного писателя Габита МУСРЕПОВА выполнен Тулегеном ДОСМАГАМБЕТОВЫМ. Он - выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, автор монументальных памятников Чокану Валиханову в Кокшетау, Гани МУРАТБАЕВУ, Ильясу ДЖАНСУГУРОВУ в Талдыкоргане, Ахмету БАЙТУРСЫНОВУ в Костанае. Делал он и памятник Канышу САТПАЕВУ – он стоит перед главным корпусом Казахского национального технического университета в Алматы.

Могила писателя Ильяса ЕСЕНБЕРЛИНА увенчана простым и при этом очень талантливо выполненным надгробием – это камень со скульптурным портретом писателя видного представителя казахской литературы, автора трилогии “Кочевники”. На могиле Ильяса Есенберлина надпись: “Я написал историю, постарался открыть это своему народу, чтобы он шел под знаменем справедливости в будущее”.

Читайте также
На развалинах истории

Очень выразительно, высокохудожественно решено надгробие Саймасая ТАТЫБЕКОВА. Сейчас это имя мало кому знакомо. А в советское время он был человеком очень известным. Саймасай Алимович - общественный деятель, один из активных участников установления Советской власти в Казахстане, кандидат исторических наук, доцент. Его биография отражает основные вехи истории Туркестанского края и во многом типична для большинства верненцев, чей характер формировался на стыке эпох. В 1918 году он окончил школу в Верном. В 1919 году добровольно вступил в Красную Армию, служил в Туркестане и Ташкенте, участвовал в войне с повстанцами на Ферганском фронте. Был секретарем Жетысуского обкома комсомола, заместителем заведующего Организационным отделом ЦК ЛКСМ в Туркестане, в 1923-1927 годах - Уполномоченный по укреплению Советской власти Киргизской ССР в Нарыне (1927-1931). Был первым заместителем наркома просвещения Киргизии, заведовал кафедрой экономики Республиканской партийной школы при ЦК Компартии Киргизии, позже, в 60-х, был заведующим кафедрой политической экономии Казахского педагогического института им. Абая (1960-1965), а с 1965 года и до конца жизни преподавал в Алма-Атинском нархозе, был доцентом кафедры политической экономии. Опубликовал около 60 научных работ. Награжден Боевым Красным Знаменем, орденом “Знак Почета”, несколькими медалями.

Почти на вершине холма похоронены Ришат и Муслим Абдуллины. Родились певцы в татарской семье в Усть-Каменогорске в 1916 году. Учились в Алма-Атинском музыкально-драматическом техникуме, позже, в 1936—1939 годах — в Казахской студии при Московской консерватории.

Читайте также
Верненские истории. Вход воспрещён

Немного отступлю от кладбищенской темы. Меня очень заинтересовало, что же такое “Казахская студия при Московской консерватории”? И вот что я нашла.

Музыкальное отступление от кладбищенской темы

В тридцатые годы прошлого века перед республиками Страны Советов была поставлена задача: создание новой модели культуры. И создание оперы, “национальной по форме и социалистической по содержанию”, служило важнейшим показателем развитости музыкального искусства в советских республиках. Именно с этой целью стали открываться в Москве при Московской консерватории национальные студии – Башкирская, Татарская, Узбекская, Туркменская… Так, в 1935-м открылась Казахская оперная студия, которую позже переименовали в Казахское национальное отделение при МГК. Студия эта представляла собой новую модель образования: юридически и финансово эта учебная организация находилась на первых порах в ведении Наркомпроса, а затем Управления по делам искусств республики Казахстан. А ее учебная деятельность осуществлялась профессорско-преподавательским составом Московской консерватории. Студентов для оперной студии искали по всем областям республики, даже были разнорядки – от какой области сколько талантов. В результате к 1939 году в студии было 47 студентов: 34 вокалиста, 6 композиторов, 5 дирижеров и 2 теоретика. При приеме учитывался и многонациональный состав Казахской Республики. Так, согласно отчету приемной комиссии 1939 года, в Москву было направлено 7 казахов, 2 уйгура, 1 татарка и 1 кореец.

Учитывались и таланты студентов. К примеру, Мукан ТУЛЕБАЕВ, отправленный из Алма-Аты как вокалист, в Москве после экзаменов обучался уже как композитор. Жизнь показала – это было верное “перепрофилирование”: уже в 1946 году Тулебаев напишет оперу “Биржан-Сара”, ставшей признанной классикой в казахском музыкальном искусстве.

Читайте также
Хроники Верного. Несостоявшаяся экскурсия

Готовили специалистов на совесть и денег на это не жалели: на один только 1937 сумма годового бюджета составляла 153 775 рублей. В расходы включались зарплата администрации и педагогического персонала, командировочные, аренда (тогда называли это “наём”) и содержание помещения, почтово-телеграфные и канцелярские траты, приобретение учебных пособий для библиотек, внушительная стипендия. А еще выплачивались постановочные на оформление пьес и выделялись деньги на посещение театров и музеев - студийцы регулярно бывали в Большом театре, ходили на концерты симфонической и камерной музыки, посещали вернисажи… Однако несмотря на серьезные денежные “вливания” в обучение своих национальных кадров и очень солидную работу профессорско-преподавательского состава Московской консерватории, из Казахского отделения довоенных лет Казахстан, по свидетельству БРУСИЛОВСКОГО, не получил достойных специалистов, таких, чье мастерство могло бы сравниться с дарованием тогдашних ведущих солистов Казахского театра оперы и балета. А все потому, что одаренная казахская молодежь назад из Москвы в Алма-Ату не возвращалась, рассеивалась в московском пространстве…. А вот братья Абдуллины были одними из тех, кто обладал поразительными вокальными способностями, но при этом из Москвы в театр вернулся… Они были очень любимы у казахстанской публики, пели ведущие партии в операх русских, западноевропейских классиков и советских композиторов. Муслим исполнял теноровые партии, а Ришат — баритоновые.

Они вместе работали, жили неподалеку и похоронены тоже рядом…

Кстати, за могилой виден казахстанский флаг – там находится могила Рахимжана КОШКАРБАЕВА, человека, водрузившего над рейхстагом знамя победы в 1945- м году. Ближе подойти не удалось – там велись строительные работы.

Очень оригинальное надгробие над могилой замечательного актера, Народного артиста Ыдырыса НОГАЙБАЕВА. Он родился 15 мая 1931 года в станице Талгар, в Алматинской области.

В 1954 году окончил Казахскую студию при ГИТИСе в Москве, стал актером Казахского театра драмы имени М. Ауэзова. С труппой театра он гастролировал по Советскому Союзу, снимался в кино, занимался преподавательской работой в Алматинском театрально-художественном институте (сейчас это Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова). На памятнике изображен в одной из своих ролей.

Одна из самых значительных скульптурных фигур на Кенсае расположена над могилой героя Советского союза, писателя Бауыржана МОМЫШУЛЫ. За проявленное мужество капитан Бауыржан Момышулы в 1942 году был представлен к званию Героя Советского Союза, однако был удостоен им лишь посмертно в 1990 году. Скончался Момышулы в возрасте 71 года в 1982 году. Скульптура передает сильный характер героя, мощь его натуры…

Кенсай - кладбище очень большое, здесь уже почти нет новых могил – только подзахоронения. Ведь нет мест, все занято, кладбище – тот же город, и он “застраивается” так же быстро, как и город живых…

Люди говорят про Кенсай: “Поближе к Аллаху, подальше от суеты”.

Регистрация для комментариев



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




российский политолог
- В Казахстане подрастает поколение людей, которые выросли, сформировались уже после распада Советского Союза и которые в высшей степени свободны от этого совкового менталитета, от привязанности к тем ценностям общего дома. И они еще более, чем раньше, будут далеки от мысли, что можно с Россией жить в одном доме.
Ratel Instagram
Когда олигархи начнут финансировать политические партии Казахстана
Заложенные бывшим президентом механизмы регулирования не позволяют Казахстану легализовать политическую конкуренцию
Как дилер нации насолил сахаром Карашукееву
Когда у нас создадут совместное производство Lada Granta без АБС, подушек безопасности и кондиционера
Две цены за дизель
Правительство Казахстана придумало, как избежать дефицита дизтоплива
Отремонтированный на деньги КПО аэропорт Уральска вновь нуждается в ремонте
Почему Eni и Shell оплачивают хотелки акима?
Почему подпись министра Ускембаева оказалась на поддельном отчёте о катастрофе самолета Fokker-100
Независимая экспертиза показала, как государственный орган сфальсифицировал заключение об авиакатастрофе с человеческими жертвами
Угрозы экономике Казахстана
Проблемы российской экономики могут перетекать к нам по двум основным каналам: импорт товаров и инвестиции
Якоря, брошенные в песок пустыни. Где находится самое печальное кладбище Казахстана
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
О глобальном
Что бы мы ни делали, мы упорно хотим сами себя уничтожить
Поход в советский туалет не обходился без газет: как шокировать молодёжь Америки
Америка по многим направлениям напористо стремится повторить опыт канувшего в Лету Советского Союза
Нашёл геоглиф не географ
Как краеведы Семея делают исторические открытия
Павлодарские судьи поняли, где право, а где лево
В Павлодарском суде закончили семимесячные споры – с какой стороны Lexus мог подрезать Range Rover, если всё время ехал прямо
Кто будет выполнять обещание акима области Жениса Касымбека по строительству дома №10 ЖК "Трилистник"
ТОО "Atlant Building KZ" проиграло в областном суде и признано недобросовестным участником госзакупок
Аким Актюбинской области Ондасын Уразалин: За 100 тысяч евро никто не ответит
Глава региона сказал, что за скандальное увольнение экс-главного тренера футбольного клуба "Актобе" спрашивать ни с кого не будет
Глина и навоз вместо исторического облика Алматы
Старые алматинские дома превращаются в новые трущобы
Где мы были восемь лет, или Почему так трудно издать в Казахстане перевод детской книги на казахский язык
Наша личная сказка про перевод на казахский успела сменить жанр и из страшной превратиться в остросюжетную с хеппи-эндом
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Суд приговорил Боровикова к девяти годам лишения свободы
- Сергей здравствуйте, Вами проделана огромная работа, за что Вам лично выражаю ОГРОМНОЕ спасибо. Ваши статьи по настоящему освещали судебный процесс. Я как простой читатель Вам благодарен. Семье потерпевших выражаю ГЛУБОЧАЙШИЕ соболезнования.
В Алматы объявлены в розыск нотариусы-мошенники
- Нонсенс заключается в том, что прокурором Медеуского района до настоящего момента неисполнено частное определение Медеуского районного суда, которым суд требовал принять в отношении Рыскали и Кожахмет надлежащие меры уголовно правового характера. Вопрос: а почему прокурор Медеуского районна такой лояльный к указанным выше ммошейникам. И почему в период его руководства, все заявления в отношении данных лиц спущены на тормазах.
Будет ли новая элита наурызить и байконурить Казахстан
- Супер,все в тему! Айдос показывает и доказывает, что есть политические реалии. И что делать!
Куда нас тащит путь Абаева
- Согласна полностью. Не понимаю, почему он до сих пор занимает эту должность. Аналогичный маразм, который исходит от растущего числа религиозников и нравоучителей, говорит о том, что как раз таки надо усиливать работу над пропагандой семейного института, ужесточением наказания семейным добеширам, безответственных алиментщиков и т.п. Какое глупое и бездарное решение- запретить показ мультфильма.
Жители отдалённого района ВКО заставили золотодобывающую компанию приостановить работы
- 7 жылдық жұмыс үшін , ауылға қаншама зиянын тигізеді. Бұл фабриканың салынуына жол бермеу керек. Ауыл ойықта орналасқан, Таудан соққан желдің әсерінен бүкіл шаң, газ ауылға келеді. Ауыл тұрғындары арамен, малдың арқасында өмір сүріп жатыр. Егер фабрика салатын болса мал жайлымыда қалдмайды.
О мелочном жлобстве элиты Казахстана
- Өте дұрыс айтылған, Бас иемін, бәленің бәрі осыдан басталады.Рахмет !
Первые люди в долине Или: ниже Капчагая обнаружены каменные орудия, сопоставимые с древнейшими артефактами Земли!
- Добрый день! С точки зрения археолога-палеолитчика, знающего, что такое олдованская культура, могу сказать, что материал интересный. В данный момент занимаемся раскопками стоянок верхнего палеолита в предгорьях Заилийского Алатау. Поэтому есть возможность более детально изучить данные местонахождения. Как можно связаться с автором? Мой мэйл: dim_as_oj@mail.ru