Кладбище Кенсай: подальше от суеты

12014 просмотров
1
Евгения МОРОЗОВА
Понедельник, 02 Мая 2022, 18:00

Здесь похоронены многие известные алмаатинцы и алматинцы

Наводила порядок в телефоне и наткнулась на папку с фотографиями под названием “Кенсай”. Фотографий там много, правда, не очень хорошего качества – там не до фотографий. Хотя на Кенсае я была много раз. Но почему-то ни разу не писала об этом. Исправляюсь.

“Кенсай” в переводе с казахского обозначает “большое ущелье”, по-русски его называют “Широкая щель”. Кенсай – это алматинское кладбище. Оно находится на холме, и отсюда открывается вид на город. Не скажу, что очень красивый, скорее впечатляющий.

Иногда Кенсай называют старым кладбищем. Про его “возраст” точно ничего не скажу, не знаю. Старых могил довоенного и тем более дореволюционного периода тут нет. И сведений в городском архиве тоже не нашлось, что, впрочем, неудивительно – земля эта стала городской только в середине прошлого века…

Некоторые называют его мусульманским, но это весьма условное определение. Ибо организовано оно было в советское время, когда не очень-то приветствовалось деление кладбищ по религиозному признаку. Да и на самом погосте упокоились многие известные алмаатинцы и алматинцы, про которых точно известно, что они были членами коммунистической партии, что автоматически исключает их из списка людей верующих.

Стоит только пройтись по кладбищу - надписи, символика, форма памятников, размещение могил маркируют не только умерших. По ним хорошо “читается” общество — его ценности, статусы, иерархия. И это кладбище в 50-60-70-е годы однозначно было светским, точнее – советским. Но и на многих могильных плитах тех времен мы видим полумесяцы…

А советские захоронения (как и любые другие) демонстрируют общественные нормы, на которые ориентировались близкие покойного: какую социальную нишу ему отводили, подчинялись ли они требованиям идеологии или воспринимали смерть близкого человека как событие исключительно семейное. Ну, и их возможности финансовые тоже демонстрируют. Или значимость самого покойного для государства – и если человек был известным, выдающимся, то на памятник выделялись деньги из государственной казны.

Немного истории

Если углубиться в историю города, да и вообще в историю, то в дореволюционном Верном кладбищенские территории четко делились именно по религиозному принципу.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Думы о былом, или Прогулка по кладбищу

Наиболее близкие к нашему времени “христианское” и “магометанское” кладбища, память о которых еще жива, располагались с южной стороны Ташкентского тракта, в районе нынешних улиц Сейфуллина и Райымбека.

Это кладбище представляло собой огромный участок, территориально разделенный на несколько частей: это православное кладбище, расположенное к югу от Ташкентского тракта, напротив него - Военное кладбище, и мусульманское или “магометанское”, которое располагалось смежно с православным, с западной его стороны. И в большинстве случаев именно духовенство занималось кладбищенскими делами.

Однако революция внесла перемены и в кладбищенский распорядок. Декретом Совнаркома РСФСР “О кладбищах и похоронах” от 7 декабря 1918 года православная церковь и иные конфессии были отстранены от похоронного дела, кладбища превратились из религиозных учреждений в гражданские. Одновременно была разрешена кремация умерших. В декрете значилось: “Для всех граждан устанавливаются одинаковые похороны. Деление на разряды, как мест погребения, так и похорон, уничтожаются”.

Таким образом было покончено с сословными привилегиями в погребении, была отменена оплата за места на кладбищах. Городское православное кладбище было национализировано предположительно в 1918 или в начале 1919 года.

“Было утверждено новое размещение кладбищ – “магометанского на участке к югу от Ташкентской аллеи, западнее реки Поганки за курганом “Муллушон” на площади 8-10 га и русского к северу от Ташкентской аллеи, расположенного напротив у бывшего старого еврейского кладбища”. Горсовет постановил утвердить ходатайство Горкоммунотдела и предложил “обнести казенные участки для кладбищ живой изгородью и забором и спланировать дороги на кладбищах”. Территория же, на которой было открыто новое кладбище, принадлежала колхозу “Заря Востока”, входившего в Ленинский сельсовет с центром в селе Ленинском (бывшей станице Тастак)…

Так называемое мусульманское кладбище в урочище Кенсай до 1960 года не входило в состав городских земель, а кладбища в Татарской слободе и Малой станице использовались преимущественно местными жителями”, - цитирует некрополист Георгий Алексеевич АФОНИН архивные документы….

Над городом

Кенсай - настоящий мемориальный парк и, кстати, очень красивый и ухоженный парк. Это тихое торжественное место, возвышающееся над городской суетой и смогом. И здесь похоронены многие известные горожане, алмаатинцы и алматинцы, – деятели искусства, ученые, экономисты, политики…  

Наверное, это самое знаменитое в Казахстане кладбище. Как мне по секрету сообщили – оно самое дорогое, “элитное”, и быть когда-нибудь (не очень скоро, конечно) похороненным здесь – мечта многих деятелей. Могилы их зачастую украшают настоящие произведения ритуального искусства: уникальные бюсты, надгробия, памятники, выполненные известными скульпторами.

Но самая, пожалуй, известная и наиболее часто посещаемая могила кладбища Кенсай на вид лаконична и даже проста – каменное надгробие с надписью. Всё. Это могила Динмухамеда КУНАЕВА, Первого секретаря ЦК КП Казахской ССР, члена Политбюро ЦК КПСС, трижды Героя Социалистического Труда.

Когда-то, года четыре-пять тому назад, мы с дочерью пришли на Кенсай в первый раз и именно к этой могиле – хотели отдать дань уважения незаурядному человеку, патриоту, настоящему деятелю – от слова “делать”. Кладбище встретило нас широкой аллеей и сотнями могил вдоль нее. Мы слегка испугались – как тут можно найти нужную? Но даже искать не пришлось – ее тут все знают, хотя она слегка в стороне от центральной аллеи. Очень скромное надгробие, на котором всегда цветы.

Потом я часто бывала на этом кладбище. Чаще всего приходила в компании с дочерью Анной (она по совместительству еще партнер по туристическому проекту и фотограф) и некрополистом Георгием Алексеевичем Афониным. Цели наших вот таких “экспедиций” имеют исследовательский характер.

Научными исследованиями занимается, конечно, Георгий Алексеевич, Анна фотографирует надгробия для научных публикаций, а моя роль в этих экспедициях весьма скромна – мне доверяют поиск захоронений – то есть я хожу по могильным рядам и ищу надгробия конкретных людей (а это, я вам скажу, не такое уж простое дело), а потом ищу информацию в интернете или архивах.

Ведь кладбища – это не только памятники прошлого, это и свидетели истории, они многое могут рассказать об эпохе, в которой жили и творили люди. К тому же могилы и надгробные памятники меняются, исчезают – не так уж и долог век кладбища, лет 50-80, а потом умирают те, кто знал и помнил похороненных, могилы зарастают, а надгробные памятники ветшают и разрушаются…

На Кенсае очень много могил известных людей советского периода. Недалеко от центральной аллеи, рядом с могилой Кунаева похоронены композитор Кенжебек КУМИСБЕКОВ, советский государственный деятель, ученый, фронтовик Токтагали ЖАНГЕЛЬДИН, Ади ШАРИПОВ – первый секретарь Союза писателей Казахстана.

Читайте также
Неблагодарные потомки

В не очень стройном ряду солидных могильных надгробий сразу бросается в глаза небольшой памятник Толеу БАСЕНОВУ. Советский архитектор, заслуженный строитель Казахской ССР (1966), он в 1937—1941 годах был главным инженером Алма-Аты, участвовал в разработке генерального плана города. А памятник на его могиле создавал Хакимжан НАУРЫЗБАЕВ, первый профессиональный скульптор-казах, один из основателей национального монументального искусства, автор памятников Абаю, ВАЛИХАНОВУ, Джамбулу (в городе Таразе).

Есть тут работы других известных монументалистов. К примеру, надгробный памятник на могиле народного писателя Габита МУСРЕПОВА выполнен Тулегеном ДОСМАГАМБЕТОВЫМ. Он - выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, автор монументальных памятников Чокану Валиханову в Кокшетау, Гани МУРАТБАЕВУ, Ильясу ДЖАНСУГУРОВУ в Талдыкоргане, Ахмету БАЙТУРСЫНОВУ в Костанае. Делал он и памятник Канышу САТПАЕВУ – он стоит перед главным корпусом Казахского национального технического университета в Алматы.

Могила писателя Ильяса ЕСЕНБЕРЛИНА увенчана простым и при этом очень талантливо выполненным надгробием – это камень со скульптурным портретом писателя видного представителя казахской литературы, автора трилогии “Кочевники”. На могиле Ильяса Есенберлина надпись: “Я написал историю, постарался открыть это своему народу, чтобы он шел под знаменем справедливости в будущее”.

Читайте также
На развалинах истории

Очень выразительно, высокохудожественно решено надгробие Саймасая ТАТЫБЕКОВА. Сейчас это имя мало кому знакомо. А в советское время он был человеком очень известным. Саймасай Алимович - общественный деятель, один из активных участников установления Советской власти в Казахстане, кандидат исторических наук, доцент. Его биография отражает основные вехи истории Туркестанского края и во многом типична для большинства верненцев, чей характер формировался на стыке эпох. В 1918 году он окончил школу в Верном. В 1919 году добровольно вступил в Красную Армию, служил в Туркестане и Ташкенте, участвовал в войне с повстанцами на Ферганском фронте. Был секретарем Жетысуского обкома комсомола, заместителем заведующего Организационным отделом ЦК ЛКСМ в Туркестане, в 1923-1927 годах - Уполномоченный по укреплению Советской власти Киргизской ССР в Нарыне (1927-1931). Был первым заместителем наркома просвещения Киргизии, заведовал кафедрой экономики Республиканской партийной школы при ЦК Компартии Киргизии, позже, в 60-х, был заведующим кафедрой политической экономии Казахского педагогического института им. Абая (1960-1965), а с 1965 года и до конца жизни преподавал в Алма-Атинском нархозе, был доцентом кафедры политической экономии. Опубликовал около 60 научных работ. Награжден Боевым Красным Знаменем, орденом “Знак Почета”, несколькими медалями.

Почти на вершине холма похоронены Ришат и Муслим Абдуллины. Родились певцы в татарской семье в Усть-Каменогорске в 1916 году. Учились в Алма-Атинском музыкально-драматическом техникуме, позже, в 1936—1939 годах — в Казахской студии при Московской консерватории.

Читайте также
Верненские истории. Вход воспрещён

Немного отступлю от кладбищенской темы. Меня очень заинтересовало, что же такое “Казахская студия при Московской консерватории”? И вот что я нашла.

Музыкальное отступление от кладбищенской темы

В тридцатые годы прошлого века перед республиками Страны Советов была поставлена задача: создание новой модели культуры. И создание оперы, “национальной по форме и социалистической по содержанию”, служило важнейшим показателем развитости музыкального искусства в советских республиках. Именно с этой целью стали открываться в Москве при Московской консерватории национальные студии – Башкирская, Татарская, Узбекская, Туркменская… Так, в 1935-м открылась Казахская оперная студия, которую позже переименовали в Казахское национальное отделение при МГК. Студия эта представляла собой новую модель образования: юридически и финансово эта учебная организация находилась на первых порах в ведении Наркомпроса, а затем Управления по делам искусств республики Казахстан. А ее учебная деятельность осуществлялась профессорско-преподавательским составом Московской консерватории. Студентов для оперной студии искали по всем областям республики, даже были разнорядки – от какой области сколько талантов. В результате к 1939 году в студии было 47 студентов: 34 вокалиста, 6 композиторов, 5 дирижеров и 2 теоретика. При приеме учитывался и многонациональный состав Казахской Республики. Так, согласно отчету приемной комиссии 1939 года, в Москву было направлено 7 казахов, 2 уйгура, 1 татарка и 1 кореец.

Учитывались и таланты студентов. К примеру, Мукан ТУЛЕБАЕВ, отправленный из Алма-Аты как вокалист, в Москве после экзаменов обучался уже как композитор. Жизнь показала – это было верное “перепрофилирование”: уже в 1946 году Тулебаев напишет оперу “Биржан-Сара”, ставшей признанной классикой в казахском музыкальном искусстве.

Читайте также
Хроники Верного. Несостоявшаяся экскурсия

Готовили специалистов на совесть и денег на это не жалели: на один только 1937 сумма годового бюджета составляла 153 775 рублей. В расходы включались зарплата администрации и педагогического персонала, командировочные, аренда (тогда называли это “наём”) и содержание помещения, почтово-телеграфные и канцелярские траты, приобретение учебных пособий для библиотек, внушительная стипендия. А еще выплачивались постановочные на оформление пьес и выделялись деньги на посещение театров и музеев - студийцы регулярно бывали в Большом театре, ходили на концерты симфонической и камерной музыки, посещали вернисажи… Однако несмотря на серьезные денежные “вливания” в обучение своих национальных кадров и очень солидную работу профессорско-преподавательского состава Московской консерватории, из Казахского отделения довоенных лет Казахстан, по свидетельству БРУСИЛОВСКОГО, не получил достойных специалистов, таких, чье мастерство могло бы сравниться с дарованием тогдашних ведущих солистов Казахского театра оперы и балета. А все потому, что одаренная казахская молодежь назад из Москвы в Алма-Ату не возвращалась, рассеивалась в московском пространстве…. А вот братья Абдуллины были одними из тех, кто обладал поразительными вокальными способностями, но при этом из Москвы в театр вернулся… Они были очень любимы у казахстанской публики, пели ведущие партии в операх русских, западноевропейских классиков и советских композиторов. Муслим исполнял теноровые партии, а Ришат — баритоновые.

Они вместе работали, жили неподалеку и похоронены тоже рядом…

Кстати, за могилой виден казахстанский флаг – там находится могила Рахимжана КОШКАРБАЕВА, человека, водрузившего над рейхстагом знамя победы в 1945- м году. Ближе подойти не удалось – там велись строительные работы.

Очень оригинальное надгробие над могилой замечательного актера, Народного артиста Ыдырыса НОГАЙБАЕВА. Он родился 15 мая 1931 года в станице Талгар, в Алматинской области.

В 1954 году окончил Казахскую студию при ГИТИСе в Москве, стал актером Казахского театра драмы имени М. Ауэзова. С труппой театра он гастролировал по Советскому Союзу, снимался в кино, занимался преподавательской работой в Алматинском театрально-художественном институте (сейчас это Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова). На памятнике изображен в одной из своих ролей.

Одна из самых значительных скульптурных фигур на Кенсае расположена над могилой героя Советского союза, писателя Бауыржана МОМЫШУЛЫ. За проявленное мужество капитан Бауыржан Момышулы в 1942 году был представлен к званию Героя Советского Союза, однако был удостоен им лишь посмертно в 1990 году. Скончался Момышулы в возрасте 71 года в 1982 году. Скульптура передает сильный характер героя, мощь его натуры…

Кенсай - кладбище очень большое, здесь уже почти нет новых могил – только подзахоронения. Ведь нет мест, все занято, кладбище – тот же город, и он “застраивается” так же быстро, как и город живых…

Люди говорят про Кенсай: “Поближе к Аллаху, подальше от суеты”.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




валима букеева 2022-10-06 15:18:06
2
Кажется, я увидела вдали памятник из кирпича, здесь похоронены Байгали Досымжанов и Хадиша Букеева?? Это действительно их памятник? Если я не ошиблась , скажите пожайлуста как въехать на это кладбище, довезут , но внутри как ехать и куда и номер могилы, если можно. Хочу приехать в Алмааты и посетить их.
Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером