Уже три недели казахстанские предприниматели не могут получить свои товары из КНР
Ситуацию с грузоперевозками китайских товаров уже можно без стеснения назвать блокадой. Ограничения на поставки товаров в Казахстан из КНР продолжаются. Ирония в том, что провозить товары транзитом в Европу китайцы не отказываются. Казахстанская сторона с радостью предоставляет свои услуги, зарабатывая на транзите миллионы, не учитывая, что эти же деньги теряются на внутреннем рынке. Предприниматели РК второй год страдают от постоянных задержек, из-за чего их контракты срываются, а стоимость экспедиторских услуг неуклонно растёт.
Жители страны тоже пребывают в недоумении – растут цены на одежду и обувь, электронику, домашний текстиль и даже детские игрушки. Но объяснение этому простое, практически всё это производят фабрики Китая, постоянные задержки грузов, пробки в портах и на железнодорожных станциях приводят к неизбежной наценке конечной стоимости товаров. Только экспедиторы в последние два года были вынуждены увеличить стоимость своих услуг почти до 40 процентов.
- Ситуация для казахстанского импорта и казахстанского производства крайне плачевная. Китайская сторона сократила количество блокпоездов с каждой станции с 4 в месяц до 1, а это максимум 75 контейнеров. Казахстан в среднем завозит 4000 контейнеров в месяц, при обороте более 300 миллионов долларов в месяц, - объясняют экспедиторы.
При этом сроки ожидания отправок в РК от двух до трёх месяцев. Основные аргументы Китая: загруженность портов и железнодорожных станций, а также нехватка свободных платформ для контейнеров. При этом в Казахстане утверждают, что платформ достаточно. По факту, на четыре тысячи контейнеров приходится только 200 платформ. Если груз не отправлен, то его отдают на хранение, в среднем это обходится от 200 до 300 долларов в месяц.
Все субсидии на контейнерные перевозки Китай уже снял, при этом поставки грузов в Европу идут без перебоев. Казахстанские предприниматели согласились на доставку автотранспортом. Но и тут Китай ввёл блокаду. С 16 августа на границе "Достык – Алашанькоу" стоят около 400 гружёных машин, КНР отказывается открывать переезд, ссылаясь на карантин, который длится уже месяц.
- Введены новые требования при перевозке грузов автотранспортом через Хоргос – теперь необходимо делать металлические клетки, в которые будет размещаться груз для того, чтобы Китай мог перемещать всё сразу краном. Такая нелогичная мера привела к тому, что увеличивается срок доставки (изготовление клетки занимает до трёх дней), увеличиваются расходы на доставку, а также снижается допустимый вес груза, который можно разместить на автотранспортном средстве. При этом использовать эти клетки как многооборотную тару китайская сторона не разрешает, опасаясь, что мы завезем к ним Сovid-19, - рассказывают экспедиторы.
Китайская сторона разослала дополнительные телеграммы экспедиторам. В одной из них говорится, что в связи с заторами все отправки грузов на станции "Алашанькоу" будут приостановлены до 20 сентября, за исключением поездов Китай – Европа. Они будут идти экспрессом.
Ratel.kz уже несколько раз поднимал проблему с поставками грузов. Никакой реакции от правительства не последовало, экспедиторы и крупные компании тоже не могут принудить чиновников попытаться решить эти вопросы. При этом ситуация сложилась не сегодня, а больше года назад.
В это время китайские новостные агентства сообщают следующее. За первые семь месяцев 2021 года через Алашанькоу прошел 3 561 поезд с грузами в Европу. Рост поставок составил 35 процентов, подсчитали в таможне Синьцзянь-Уйгурского автономного округа. Кроме того, в 2020 году по этому маршруту прошло 12 406 рейсов, в частности в немецкий город Дуйсбург теперь каждый день прибывает четыре поезда из Китая. И если раньше Китай гнал домой пустые поезда, то теперь они везут домой товары из Европы, машины Volvo поставляют в КНР за 16 дней вместо полутора месяцев морского путешествия. Китайцы рапортуют об увеличении количества рабочих мест благодаря маршруту "КНР - Европа", в том числе и в европейских городах. Очевидно, Казахстан на этом празднике жизни не ждут.